Формирование ценностных ориентаций у молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 941 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, Е. В. Формирование ценностных ориентаций у молодёжи / Е. В. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98942/ (дата обращения: 17.12.2024).



Смена мировоззренческих ориентиров в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества влечет за собой коррекцию ценностных ориентаций в образовании. Но в первую очередь это связано с радикальными трансформациями, происходящими в сознании современных школьников: противоречивым влиянием информационных технологий, напряженными ритмами жизни, возрастающими требованиями к приобретаемым знаниям, навыкам и умениям, нехваткой времени, выделенного для освоения передаваемых знаний и т. д., и как следствие — бессистемное или даже хаотичное формирование ценностных ориентаций. Поэтому в данной ситуации особую роль играет процесс формирования ценностных ориентаций школьников — стремлений, мотивов, установок, интересов, потребностей, желаний, жизненных целей, направленных на важнейшие общечеловеческие гуманистические ценности.

Приоритетной задачей государства является поддержка и развитие активности молодежи с учетом потребностей и запросов социума; развитие у молодежи креативных моделей поведения и таких ключевых личностных качеств, как желание обучаться в течение всей жизни, социальная ответственность и социальная мобильность, способность выстраивать перспективные личностные и профессиональные траектории. И такую системно выстроенную деятельность нужно организовывать, вовлекая в нее подростков с учетом специфики интересов каждого молодого человека.

Социальный заказ общества требует от образовательных учреждений выпускать личность, не только обладающую общими знаниями и умениями, но и социально адаптированную к общественной жизни.

В формировании ценностных ориентаций необходимы несколько важных моментов:

1) соответствовать требованиям современного российского общества;

2) осуществляться целенаправленно, систематически;

3) иметь опережающий характер.

Ценностная ориентация определяется как система взаимосвязей установки и ценности, потребности и ценности, мотива и ценности и т. д. Ценность является составляющим компонентом любой пары, поэтому она является системообразующим элементом [2].

Школьный возраст — период интенсивного формирования ценностных ориентаций, влияющих на формирование характера и личности в целом.

Это связано с появлением в этом возрастном периоде предпосылок, необходимых для формирования ценностных ориентаций: необходимое овладение концептуальным мышлением, повышенное внимание к внутреннему миру, накопление жизненного опыта, занятие определенного социального статуса, формирование мировоззренческих позиций.

Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер взаимоотношений ученика с окружающей действительностью и тем самым в определенной степени определяют его поведение. При этом важно добавить, что творчески активная личность проявляется, прежде всего, в способности переосмысливать устаревшие знания, отказываться от стереотипных форм поведения, наполнять вечные ценности новыми смыслами, развивать обновленные ценностные ориентации.

В философском аспекте ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие событийные элементы внутренней структуры личности, закрепленные в жизненном опыте личности, всей совокупности его переживаний.

В социологическом аспекте ценностные ориентации определяются как отношение человека к определенным социальным ценностям и идеалам, значимым в равной степени и для общества, и для человека.

Психологи рассматривают ценностные ориентации как способ дифференциации объектов индивидом по их значимости, как идеологические, политические, этические, эстетические и другие основания для оценок субъектом окружающей действительности.

В педагогике ценностные ориентации определяются через субъективное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и опыте как потребности, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Процесс усвоения ценностных ориентаций — это восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам.

Общим в приведенных выше определениях является включение ценностей и идеалов в ориентации, их регулирующая функция при выборе тех или иных форм и способов поведения, умение отражать внутреннюю основу отношения человека к различным объектам мира.

Важно сразу отметить, что ФГОС (далее — Стандарт) обозначает не просто абстрактные и умозрительные цели, установки, ценности и т. д., которые можно трактовать двояко и по-разному. Здесь изложены достаточно четко ориентированные позиции в соответствии с законом «Об образовании».

Прежде всего, это акцент преподавателей и учеников на:

1) развитие общечеловеческих, гуманистических, демократических, нравственных, эстетических и иных ценностей; основные национальные ценности российского общества; духовные традиции народов России; культурные ценности своей этнической и социокультурной группы;

2) воспитание основ правовой, эстетической, физической, экологической, нравственной и иных культур, а также общей культуры;

3) формирование у учащихся таких личностных качеств, как образованность, патриотизм, гуманизм, доброжелательность и др., гражданская идентичность;

4) воспитание и развитие личностных качеств, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества, основанного на толерантности, диалоге культур и уважении к многонациональному, поликультурному и многоконфессиональному составу Российское общество;

5) выполнение норм морали, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового образа жизни и безопасного образа жизни для себя и других;

6) духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, построение конструктивных отношений в семье и обществе.

Как видим, Стандарт декларирует довольно большое количество ценностных ориентаций. Поэтому не случайно приобщение к общечеловеческим и базовым национальным ценностям должно происходить в единстве урока, внеаудиторной и внеклассной деятельности. Следовательно, программы отдельных предметов и курсов должны содержать ценности, которыми учитель будет руководствоваться в своей деятельности.

Основным компонентом Стандарта является ориентация на результаты обучения, где развитие личности ученика является целью и основным результатом обучения. Стандарт устанавливает требования к результатам школьников на личностном, предметном и метапредметном уровнях.

Метапредметный уровень предполагает развитие базовых (универсальных) общечеловеческих и национальных ценностей российского общества. Например «человек», «жизнь», «знание», «культура», «природа», «творчество», «правда», «добро», «красота». Знакомство с этими ценностями происходит в единстве урока, внеклассной и внешкольной деятельности. Основные ценности проходят все школьные уроки и занятия и обогащают ценности на других уровнях.

Уровень предметный предполагает осмысление предметных ценностей. Стандарты говорят, что программы должны содержать «описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета». У каждого предмета есть основные ценности, на которых учитель может сосредоточиться. Например, на уроках истории есть введение в такие ценности, как «память», «патриотизм», «отечество» и др. На уроках физкультуры — «здоровье», «воля», «сила» и т. д. На уроках биологии — «жизнь», «природа», «Здоровый образ жизни». В этом случае «пересекаются», совпадают важнейшие ценности на разных предметах. Чаще всего это происходит спонтанно. Но чтобы создать полноценное образовательное пространство школы, необходимо, чтобы это происходило осознанно, с участием всех учителей школы.

Ценности, которые «работают» на всех уроках — это «добро», «истина», «красота». Данные ценности важны и с методической точки зрения.

Истину можно понять так:

1) созданная модель урока (мероприятия), когда по сути она должна быть в соответствии с реалиями урока;

2) наиболее эффективные способы, пути, приемы, ведущие к желаемому результату, а также сам правильный результат, включая Истину всего урока;

3) детские переживания и состояния, сопровождающие процесс познания, т. е. чувство радости, удовольствия, удовлетворения.

Красоту можно понять так:

1) выразительная модель урока, которая последовательно и умело создается учителем и в которой проявляются следующие признаки: симметрия, иерархичность, объем, гармоничность, целостность, устойчивость, пластичность, лаконичность, диалогичность, органичность, жизненность;

2) профессиональный облик самого педагога, которому не чужды секреты актерского мастерства, а также одухотворенный облик детей при соприкосновении с Красотой;

3) саморазворачивающееся действие урока во всей его неумолимой логике и во всех его диалектических противоречиях.

Доброту можно понимать так:

1) преподаватель предоставляет вариативный и многоуровневый материал, в котором каждый ученик может найти себя, применить свои способности;

2) адекватность реакций учителя и детей, уровень их взаимопонимания, взаимоуважения (понимание с полувзгляда, полуслова);

3) общий позитивный настрой присутствующих на уроке, когда возникает особое духовное поле, в пространстве которого царит Доброта.

Личностный уровень предполагает обогащение и углубление индивидуальных ценностей за счет основных и объективных ценностей на уроках, внеучебных и внеклассных мероприятиях. Индивидуальные ценности образуют иерархию, в которой гуманистические ценности являются высшими. Рассмотрение ценностей через призму их иерархии позволяет относительно быстро диагностировать их текущее состояние во внутреннем мире ученика.

Стандарт предполагает, что у всех уроков и занятий есть свои конкретные цели и задачи, которые необходимо достичь. И очень важно не урезать драгоценное учебное время в условиях непрерывной подготовки детей к аттестационным и выпускным экзаменам. Поэтому возникает естественный вопрос: как можно высвободить время на общеобразовательном уроке для осознанного и целенаправленного приобщения учащегося к ценностям и создания ценностно-ориентированных ситуаций.

Во-первых, за счет увеличения дидактических единиц информации.

По словам П. Эрдниева: «Изучая на небольшом временном интервале, чаще всего в рамках одного урока, группу взаимосвязанных понятий, связанных между собой формально и по содержанию, мы осуществляем передачу информации как бы целыми фразами, которые должны увеличивать надежность передаваемой информации, то есть сохранение в памяти и эффективность знаний» [3]. Это также продуктивно с точки зрения развития ценностей, поскольку представляет собой группу взаимосвязанных концепций, которые увеличивают интеграционные возможности. В процессе погружения концепций в диалоговое поле возникают различные точки зрения и взгляды, которые являются действенным механизмом, способствующим возникновению личных смыслов.

Во-вторых, за счет моделирования опорных сигналов, которые создаются с использованием информационных и коммуникационных технологий в цвете, графике, с привлечением символов и музыки, анимационных приемов, в результате чего возникает целостное динамическое насыщенное информативное изображение. В наше время рождаются новые языки, схемы, модели понимания и усвоения знаний, меньше связанные с речью и больше с визуальным диапазоном, изображением, формой, цветом. Важно вместе с детьми создавать опорные сигналы, формируя визуально образную копилку наиболее подходящих для того или иного класса «узлов» информации. И тогда, со временем, воспринимаемые знания намного легче восстановить и воспроизвести.

В-третьих, за счет проблематизации знаний, за счет чего обостряется интерес, мотивация учеников и тем самым подтягиваются дополнительные когнитивные, эмоциональные и эвристические ресурсы школьника. В младших классах проблемность накапливается в точках удивления (точка удивления — неожиданный взгляд на обыденное, на общепринятое), в средних классах — в антиномиях (антиномии — это противоречивые утверждения об одном и том же, но сделанные в дополнительные ситуации и с разных точек зрения), у старших — в парадоксах (парадокс — это необычное, даже невероятное сочетание разных точек зрения, воплощенное в суждениях и доказательствах).

В-четвертых, за счет более эффективного подхода к выбору учебного материала и продуктивных методов обучения. Содержание должно быть построено таким образом, чтобы аксиологические составляющие знания раскрывались и проявлялись. В настоящее время популярны интерактивные методы (игры, диалоги, диспуты и др.) обучения, которые позволяют найти время и форму для создания ценностно-ориентированных ситуаций на уроке. Учителю важно научиться подходить к ценностно-ориентированным ситуациям органично, естественно, без искусственного напряжения.

В-пятых, за счет привлечения потенциала внеклассной деятельности, то есть через систему клубов, внешкольных учреждений, секций, студий, кружков, организации общественно полезной школьной и внеклассной деятельности, используя возможности образовательных учреждений для дополнительного образования детей. Во внеучебной деятельности ученик может спокойно и в соответствующей его внутреннему миру форме заниматься творческой, поисковой и исследовательской деятельностью.

Формирование ценностных ориентаций в конечном итоге предполагает формирование общей культуры школьника, включающей этическую, эстетическую, интеллектуальную, физическую, экологическую и другие культуры. Интегративные механизмы обеспечивают органическую взаимосвязь между отдельными культурами. Последние включают ключевые компетенции, междисциплинарные концепции, общечеловеческие ценности и базовые национальные ценности.

С точки зрения возрастного аспекта может иметь смысл различать ценностные ориентации, ценностные позиции и ценностные отношения. Ценностные ориентации в основном формируются в младшем школьном возрасте, когда в них еще много интуитивного, бессознательного и наивного. Ценностные позиции находят свое выражение в оценке, самооценке, анализе и самоанализе, поэтому их формирование наиболее интенсивно происходит в подростковом возрасте. Ценностные отношения предполагают развитие философской рефлексии, мировоззренческого взгляда на мир, себя, окружающих, поэтому они начинают формироваться в старшем школьном возрасте.

Итак, ценностные ориентации — сложное социальное и психолого-педагогическое явление, которое характеризует направленность и содержание деятельности личности, определяет общий подход человека к миру, к самому себе, придавая смысл и направленность воспитанию, самосовершенствованию, поведению, действию. Перед учителем откроется принципиально новый подход к образовательному процессу — аксиологический, который будет направлен на актуализацию и формирование гуманистически ориентированных ценностных ориентаций школьников. Четкое выявление и целенаправленное формирование ценностных ориентаций в единстве урока, внеаудиторной и внешкольной деятельности позволит добиться ощутимых успехов в воспитании, обучении и развитии учащихся.

Литература:

  1. Князева, Е. Н. Основания синергетики / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — СПб., 2002.
  2. Комсомольская организация физфака МГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2008/6(66)- 2008/66–2/ — 22.05.2021.
  3. Кочетов, Н. С. Предметные недели в школе. История / Н. С. Кочетов. — Волгоград: 2001.
  4. Кравченко, Н. П. Влияние медиа среды на формирование духовно- нравственных ценностей в молодежной среде / Н. П. Кравченко // Высшее образование для ХХI века / XII Международная научная конференция. Москва, 3–5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования». — Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015., — С. 376.
  5. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко. — Москва: Проспект, 2005. — 432 с.
  6. Кузнецова, О. А. Самореализация воспитанников А. С. Макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента / О. А. Кузнецова // Вестник МГУКИ. 2014. — № 3. — С. 185–188.
  7. Лернер, И. Я. Проблемное обучение /И. Я. Лернер. — Москва: Знание, 1974. — 64 с.
  8. Максименкова, Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/addiktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste-kak- psihologicheskaya-problema — 21.04.2021
  9. Маратова, А. А. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 2012. — Режим доступа: http://nsportal.ru/ — 14.04.2021.
  10. Милославская, Л. Оптимизм вел нас по жизни [Электронный ресурс] // «Университетская газета» № 4–5 (1703–1704), апрель-май 2014. — Режим доступа: https://pnzgu.ru/news/2016/02/17/14434563/print — 24.04.2021
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ориентация, российское общество, внеклассная деятельность, единство урока, урок, формирование, внешкольная деятельность, внутренний мир, метапредметный уровень.


Задать вопрос