Приоритетной задачей ближайшего десятилетия 21 века является не только разработка, но и реализация стратегии воспитания подрастающего поколения. Перед агентами социализации стоит непростая задача в решении насущных социально важных проблем, которые связаны с воспитанием детей и школьников, с качеством воспроизводства морально-нравственных черт нации.
Школа — в современном обществе является одним из важных социальных институтов, на который возлагается не только задача по обучению подрастающего поколения, но и задача по воспитанию будущих граждан страны. Воспитательная сила школы в том, что истинное образование связано с культурой в широком смысле этого понимания. Культурой, которая не просто определяет сущность и общий уровень развития общества, но и культуру, которая задает социально — личностную концепцию развития сознания и поведения личности. Передача культурного, духовно — нравственного наследия не проходит автоматически. Необходим принцип преемственности, последовательности и согласия внутренней системы воспитания семьи и с внешней системой государственного воспитания. Важно понимать. Любое образование эффективно лишь тогда, когда ему удается, помимо формирования необходимых компетенций, раскрыть смысл бытия человека в мире через понимание характера и способов его гуманистического взаимодействия с миром. Поэтому, обращаясь к Л. С. Выгодскому, можно говорить, что «врастание» ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова. [3]
В результате образования происходит преобразование природных задатков человека и его возможностей. Однако развитие обращено к тому, что присуще индивиду, а воспитание — к тому, что заложено исконно обществом, но им необходимо овладевать в результате социализации личности. Поэтому можно сделать вывод, что в целом образование можно понимать как процесс обучения, который ведет за собой развитие, а воспитание обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. Учитель должен создать условия для освоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей. [2]
Более качественное овладение личностью базовыми духовно- нравственными качествами возможно в условиях:
- Комфортного психологического климата, который будет складываться в результате позитивного взаимодействия объектов и субъектов социализации (учитель, ученик, родители, администрация).
- Создавать условия успеха, при которых ребенок будет чувствовать себя нужным, талантливым Учителю важно всегда помнить, что каждый ребенок талантлив по — своему, учитель должен подчеркивать достоинства личности, но и говорить о недостатках.
- Укреплять позиции и авторитет учителя. Учитель — персонифицированный посредник в системе духовно-нравственного развития, а качество посредничества возможно, только тогда, когда учитель является уважаемым человеком среди учеников, родителей, трудового коллектива.
- Для учителя — предметника необходимо осуществлять поиск оптимальных путей осуществления нравственного воспитания ученика средствами своего предмета в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности.
- Должен работать принцип доступности подобранного материала, который адоптирован к ученику, имеет связь с яркими историческими и жизненными примерами. [1]
Развитие отдельного человека и человечества в целом сопровождается постоянной трансформацией и усложнением как индивидуального, так и общекультурного нравственного идеал — образа идеального человека, к которому следует стремиться.
Важную роль в формировании нравственного идеала играет социум и вся социальная система, в которой он находится. Понятийно — терминологический и методологический аппарат нравственного воспитания сформирован и заложен в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции именно учителю и школе отводится ведущая роль в социализации личности и гражданина России.
Важное место в осмыслении нравственных ценностей и поиске нравственного идеала занимает обсуждение услышанного. При этом следует учить детей видеть за поступками цели и мотивы. Наиболее важным обстоятельством для беседы является цепочка целесообразно поставленных вопросов. Они не должны подсказывать готовые ответы, а должны подталкивать ученика к самостоятельной поисковой деятельности. В результате размышлений ученики должны учиться распознавать качества личности, определять нравственную модель поведения, уметь прогнозировать будущее. Учитель при обсуждении нравственной ситуации может задавать универсальные вопросы: какими качествами обладал человек? Как бы поступил бы этот человек, ты? Как изменилась жизнь этого человека, если бы? По завершению учащиеся подводят самостоятельно итог, в котором обязательно должны отразить какими качествами они бы хотел обладать, как бы изменилась бы их жизнь, и что надо сделать, чтобы приблизиться к цели.
Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей жизни, вырабатывается стремление к всё более и более высоко — нравственного порядка, который требует духовных сил и самоконтроля. Даже если достижения нравственного совершенства под силу не каждому, тем не менее, каждый должен стремиться и приблизиться к нравственному идеалу.
Система творческих заданий помогает ученикам осознавать собственный опыт, интересы и жизненные ориентиры, благодаря осуществлению определенной линии поведения на основе осознанного морального выбора.
Литература:
- Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т. Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2003–480 с
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И. А. Зимняя — М.: Логос, 2004–384 с.
- Кроль, В. М. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / В. М. КрольМ.: Высшая школа, 2001. — 319 с.