Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности
Авторы: Никулина Любовь Петровна, Хабибуллина Мархабэ Габдлахатовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 02.04.2023
Статья просмотрена: 192 раза
Библиографическое описание:
Никулина, Л. П. Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности / Л. П. Никулина, М. Г. Хабибуллина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 81-88. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8242/ (дата обращения: 16.12.2024).
Интегрированные уроки значительно повышают интерес обучающихся к учебным предметам. Использование такого типа уроков целесообразно при явном существовании дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках. При подготовке к проведению интегрированных уроков от учителей требуется серьёзная подготовка: выбор темы, подбор теоретического материала, продумывание цели и этапов урока, составление заданий разного уровня сложности, выбор критериев оценивания, составление вопросов для рефлексии учащихся. Делимся опытом открытого интегрированного урока истории и физики в рамках участия в региональном конкурсе профессионального мастерства IT-activity, посвящённого Году педагога и наставника. Урок был выстроен с применением приёма «Блочно-событийные погружения» по структуре: мотивационное начало, продуктивная деятельность и аналитическое завершение (концептуализация и рефлексия).
Рис. 1. Интегрированный урок истории и физики, разработанный совместно с учителем физики Хабибуллиной М. Г. в рамках участия в региональном конкурсе профессионального мастерства «IT-activity», организованного Центом информационных технологий ТолВИКИ города Тольятти для команд педагогических работников общеобразовательных учреждений)
Таблица 1
Шаблон сценария мероприятия
Общие сведения |
||||||||||||||||||
Команда (ID, название) |
ID 151 Солидарность |
|||||||||||||||||
Тип мероприятия (урок, внеурочное занятие, классный час и т. п.) |
Интегрированный урок истории и физики Адрес ссылки о проведении открытого урока https://vk.com/wall-171641381_1165 |
|||||||||||||||||
Учебный предмет (при необходимости) |
История, физика |
|||||||||||||||||
Класс (возраст детей) |
9 (14–15 лет) |
|||||||||||||||||
Мероприятие |
||||||||||||||||||
Тема (название) мероприятия |
Изобретения российского электротехника в эпоху правления «великого» реформатора
|
|||||||||||||||||
Цель мероприятия |
Формирование навыков читательской, математической, естественнонаучной функциональной грамотности учащихся на основе выполнения интегрированных заданий разного уровня сложности по истории и физике |
|||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные : — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; — сформированность мотивации к учению и познанию, — продуктивной деятельности при выполнении заданий на уроке Метапредметные : — развитие интеллектуальных умений учащихся, направленных на формирование более широкого синергетического мышления; — умения применения теоретических знаний в практической жизни; — освоение учащимися обобщенных способов решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах (синтез фактов, понятий, принципов) Предметные : — овладение обучающимися в ходе изучения учебных предметов по истории и физике опытом специфической для данных предметных областей деятельностью по получению нового знания, его преобразованию и применению |
|||||||||||||||||
Краткий план (последовательность этапов, действий) |
||||||||||||||||||
Время (мин) |
Этапы мероприятия (указать, на каком этапе предлагаются задания по ФГ; когда применяется выбранный прием; форму рефлексии учащихся) |
Что делает учитель? |
Что делают учащиеся? |
|||||||||||||||
5 |
Этап мотивации, постановка цели и задач урока . |
Знакомит учащихся с темой урока, сообщает цель урока, обозначает этапы урока и время на выполнение каждого этапа, сообщает о времени работы на каждом этапе урока, критериях оценивания, возможности работы индивидуально или в парах по желанию. Сообщает информацию о самопроверке и взаимопроверке. |
Слушают учителя, вникают в суть урока, получают раздаточный материал для выполнения заданий, знакомятся с условиями выполнения заданий |
|||||||||||||||
5 |
Этап актуализации знаний |
Учитель истории раздаёт учащимся карточки с текстом, предлагает познакомиться с содержанием Блока I в тексте и выполнить задание 1 |
Внимательно читают Блок I в тексте, выполняют задание 1 , вписывают правильные ответы в таблицу на карточках |
|||||||||||||||
7 |
— Этап целеполагания; решения поставленной проблемы |
Учитель истории предлагает учащимся на основании текста в Блоке I определить, при ком из правителей России учёный трудился над разработкой ламп накаливания, выполнить задание 2 по истории, предварительно прочитав условие задания |
Читают условие задание 2 по истории, находят необходимые данные для выполнения задания, производят вычисления по заданной проблеме, заполняют таблицу, в карточках |
|||||||||||||||
2 |
Физкультпауза |
Предлагает обучающимся кратковременные физические упражнения, с целью предупреждения утомления, восстановленияумственной работоспособности |
Выполняют кратковременные физические упражнения |
|||||||||||||||
8 |
— Этап систематизации знаний усвоение новых знаний, — проверка понимания |
Учитель физики предлагает учащимся на основании уже знакомого им текста в Блоке I и новых сведений в Блоке II, а также ранее полученных знаний по физике выполнить в карточке задание 1 или 2 с применением практического опыта |
Внимательно читаютсодержание Блока II в тексте, выполняют задания разных уровней сложности по выбору на карточке |
|||||||||||||||
5 |
— Оценивание выполненных обучающимися заданий |
Учитель истории просит учащихся оценить результаты своей работы на уроке в бальной системе по желанию — индивидуально или средством взаимопроверки учащихся, сидящих за одним рабочим столом. Учитель физики просит эксперта подсчитать баллы учащихся за выполнение заданий по физике |
Учащиеся записывают на карточках свои баллы за работу по критериям оценивания заданий по истории. Выполненные задания по физике учащиеся сдают на проверку эксперту |
|||||||||||||||
2 |
— Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Учителя истории и физики знакомят с домашними заданиями по их предметам |
Записывают домашнее задание |
|||||||||||||||
6 |
— Рефлексия (подведение итогов урока) |
Учителя истории и физики просят учащихся ответить на вопросы об их личностном отношении к такому формату интегрированного урока |
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, выражают личностное отношение к данной форме урока |
|||||||||||||||
Приём (выбирается из каталога приемов, описанных коллегами) |
||||||||||||||||||
Название приема |
Блочно-событийные погружения |
|||||||||||||||||
Номер в каталоге |
012 |
|||||||||||||||||
Цель использования приема |
Возможность выстроить ход интегрированного урока по истории и физике с применением всех педагогических приёмов: логического, организационного, технического. В ходе урока у учащихся есть возможность работать в парах или индивидуально, взаимопроверять выполненные задания друг у друга, при желании самооценивать свою работу. Обучающиеся понимают, как оценивается результат их работы, у них развивается навык критического мышления, объективизм. Применение данного приёма позволяет добиваться как повышения мотивации работы учащихся на уроке, так и предметных, метапредметных результатов |
|||||||||||||||||
На каком этапе мероприятия используется прием |
На всех этапах урока |
|||||||||||||||||
Текст |
||||||||||||||||||
Блок I . Российский электротехник, почетный инженер-электрик. Один из изобретателей лампы накаливания. Изобрел электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. В США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. Родился 18 октября 1847 года в селе Стенылино, Тамбовская область. Мальчик появился на свет в дворянской семье Николая Ивановича и Варвары Александровны. Вначале обучался в кадетском корпусе, а затем окончил Московское юнкерское училище. В 1870 году он переехал в Санкт-Петербург и, прослужив обязательный срок, вышел в отставку. Свою трудовую деятельность начал техником, свободное время посвящая разработке ламп накаливания. Этой темой увлекся, работая над построением летательного аппарата, для освещения которого такой источник света оказался наиболее пригоден. Инженер посещал лекции в Технологическом институте, изучал новейшие научные разработки в области прикладной физики и электричества. Работы по электрооборудованию летательного аппарата привели учёного к изобретению в 1872 году лампы накаливания, где телом накала служил тонкий стержень из ретортного угля, помещённый под стеклянным колпаком. Уже через год изобретатель демонстрировал свое изобретение в различных учреждениях Петербурга. Но историческое значение имела установка освещения его лампами Одесской улицы. В последующие годы проводил опыты электрического освещения кораблей, предприятий, которые стали первым случаем публичного применения лампы накаливания. В начале 1870-х годов изобретатель подготовил проект водолазного скафандра, позволяющего с помощью кислородно-водородной смеси находиться под водой автономно. При этом кислород вырабатывался прямо из воды путем процесса электролиза. В 1874 году получил в России привилегию на данное изобретение, которое также запатентовал в Австрии, Великобритании, Франции и Бельгии. Его труды с одобрением были приняты царственной особой в России, так как принесли известность и славу стране. Император, правящий в те годы в России был не только красив и статен внешне, он отличался проведением либеральных реформ в области всех сфер жизни общества. В знак величайшего признания изобретателя, в том же году Петербургская Академия Наук, с одобрения императора — реформатора, присудила ему Ломоносовскую премию в размере 1000 рублей (к сведению: один рубль в то время равнялся стоимости 1,2 грамма золота). В соответствии с правилами о премии, она называлась в 1866–1896 годах — Ломоносовская премия, в 1897–1919 годах — большая Ломоносовская премия. В 1899 году Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почетного инженера-электрика. Блок II . Стех времён современные лампы накаливания концептуально практически не изменились: это все та же герметичная стеклянная колба с вольфрамовой спиралью, заполненная инертным газом. При этом производство качественных ламп накаливания — довольно дорогостоящий процесс, так как для этого необходимо современное и технологичное оборудование как для изготовления вольфрамовых нитей, так и для работы с газом и вакуумом (специальные стеклодувные машины, изготавливающие колбы для осветительных приборов. Несмотря на то, что классическая лампа накаливания продолжает широко использоваться во всем мире, за прошедшие годы появилось множество новых осветительных приборов: люминесцентных, светодиодных и т. д. Современная лампа накаливания — очень удобный, безопасный и дешевый источник света. Однако в ней лишь 7 % энергии преобразуется в энергию видимого света. Будущее принадлежит совсем другим лампам — лампам дневного света, которые более экономично дают свет, похожий на дневной. Область применения: осветительные приборы местного освещения в производстве, освещение рабочих мест, освещение гаражей, лифтов, теплиц, ремонтных мастерских, строительных объектов. Лампы накаливания РН благодаря своим компактным размерам широко применяются в холодильниках и швейных машинах и т. д. |
||||||||||||||||||
Задания на формирование ФГ |
||||||||||||||||||
Задание № 1 (история, средний уровень сложности) |
||||||||||||||||||
Формулировка задания |
На основании текста из исторического документа и представленных портретов известных изобретателей XIX века определить: о какой исторической личности идёт речь; вписать в таблицу ФИО изобретателя; его основные изобретения и годы изобретений; их значение в период работы учёного над своими трудами в XIX веке и в настоящее время Российские изобретатели и учёные XIX века
Данные по заданию внести в таблицу
|
|||||||||||||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т. п.) |
На карточках, индивидуально и в парах — по желанию |
|||||||||||||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Читательская функциональная грамотность |
|||||||||||||||||
Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей, на странице конкурса) |
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, представленные портреты российских изобретателей XIX века) 1.2. Уточнять поисковый запрос 1.3. Находить и извлекать одну единицу информации 1.4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 1.5. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
|||||||||||||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
За правильное заполнение пяти граф таблицы и развёрнутое объяснение — 3 балла За заполнение трёх любых граф -2 балла За заполнение двух любых граф или отсутствие заполнения -0 баллов |
|||||||||||||||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики — самопроверка, ученики — взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
Самопроверка, взаимопроверка
Сданные обучающимися таблицы с работами и результатами взаимопроверки оценивает учитель |
|||||||||||||||||
Задание № 2 (история, повышенный уровень сложности) |
||||||||||||||||||
Формулировка задания |
На основании ранее полученных знаний, содержания текста и представленных портретов российских императоров XIX века определить: — к периоду правления какого российского императора относится представленный текст из исторического документа; — какой премией и в каком году был поощрён электротехник этим императором; — найти в тексте стоимость премии в рублях на момент присуждения и какова была стоимость одного рубля в золоте в тот момент; — перевести её стоимость в рублях на 2023 год (какова была бы стоимость данной премии в настоящее время, если бы она не была отменена в 1919 году?). Примечание: стоимость 1 грамма золота в марте 2023 года равна 4866 рублей (Сбербанк) Российские императоры XIX века
Данные по заданию внести в таблицу
|
|||||||||||||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т. п.) |
На карточках, индивидуально, письменно |
|||||||||||||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Читательская функциональная грамотность, математическая функциональная грамотность |
|||||||||||||||||
Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей) |
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, портреты российских императоров XIX века, информация в примечании) 1.2. Находить и извлекать одну единицу информации 1.3. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 1.4. Выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений, округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной ситуации по недостатку или по избытку; 1.5. Распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами; решать задачи на увеличение/уменьшение; 1.6. Читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц |
|||||||||||||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
За правильное заполнение пяти граф таблицы — 3 балла За заполнение трёх любых граф -2 балла За заполнение двух любых граф или отсутствие заполнения -0 баллов |
|||||||||||||||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики — самопроверка, ученики — взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
Ученики — взаимопроверка
Сданные обучающимися таблицы с работами и результатами взаимопроверки оценивает учитель |
|||||||||||||||||
Задание № 3 (физика, средний уровень сложности) |
||||||||||||||||||
Формулировка задания |
Данное задание один из учеников выполняет на доске, применяя на себе роль учителя , остальные учащиеся выполняют самостоятельно на карточках, впоследствии сравнивают с его результатом
Карточка с заданием Лампа освещения Родители Саши, учащегося восьмого класса, решили сделать домашний мини-парник на балконе для выращивания рассады петуньи. Зная, что, растению необходимо правильное освещение, иначе в листьях не запустится полноценный фотосинтез, родители стали думать, что выбрать: свет от обычной лампы или от светодиодной лампы. Саша решил помочь родителям с выбором лампы освещения и провел эксперимент.
Он взял светодиодную лампу, рассчитанную на 5 Вт , вкрутил в патрон, соединенный проводом в домашнюю сеть с действующим напряжением в 220 В и мультиметром измерил силу тока. Она получилась равной 21 мА. Также он мультиметром измерил силу тока лампочки, рассчитанной на 60 Вт, она получилась равной 0,25 А. Задание 3 Прочитайте текст «Лампа освещения». Запишите свой ответ на вопрос. Какую гипотезу (предположение) проверял Саша в этом эксперименте? Запишите свой ответ_______ |
|||||||||||||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т. п.) |
Письменно, в тетрадях; в парах. |
|||||||||||||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Естественнонаучная функциональная грамотность |
|||||||||||||||||
Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей) |
— выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; — распознавать и формулировать цель данного исследования; — анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; — преобразовывать одну форму представления данных в другую; — распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; — оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников |
|||||||||||||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
1 балл — дан ответ, в котором говорится, что гипотеза эксперимента — убедиться, действительно ли светодиодная лампа, при меньшей мощности, излучает больше света, чем обычная лампочка. 0 баллов — другой ответ, или ответ отсутствует |
|||||||||||||||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики — самопроверка, ученики — взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
Экспертный
Сданные обучающимися работы оценивает эксперт |
|||||||||||||||||
Рефлексия |
||||||||||||||||||
Вопросы рефлексии, направленные на отслеживание эмоционального состояния учащихся, уровень усвоения материала ИЛИ отношение к содержанию мероприятия, ИЛИ динамику формирования определенных навыков |
Личностное оценивание интегрированного урока учащимися — ответы на вопросы учителя:
|
|||||||||||||||||