Обучение детей младшего школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий
Автор: Луцева Валентина Сергеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 28.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Луцева, В. С. Обучение детей младшего школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий / В. С. Луцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9618/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время проблема применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Данную проблему в своих исследования рассматривают многие российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, С. Пейперт, Б. Хантер, В. Ф. Шолохович и др. Методические вопросы компьютеризации обучения нашли отражение в работах Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызиной [2].
В исследованиях педагогов информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), рассматриваются как совокупность методов, процессов и программно-технических средств, которые интегрируются в процесс обучения с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования учебной информации.
Применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование данной технологии на этапе начального образования позволяет решить ряд проблем. Урок с использованием ИКТ позволяет вовлекать учащихся в активную исследовательскую и познавательную деятельность, делает урок более интересным, наглядным, информативным, интерактивным, экономит время учителя и ученика. Позволяет учителю применять дифференцированные задания, учитывать индивидуальные особенности ученика, дает ему возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения детей в начальных классах.
К таким технологиям относят разнообразные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [1].
Учителя начальных классов применяют информационные и коммуникационные технологии для:
- Знакомства с новой темой урока, на слайдах представляется краткая информация по теме, изложены ключевые моменты разбираемых вопросов;
- При объяснении нового материала, создается проблемная ситуация;
- При отработке навыков и закреплении материала применяются: компьютерные обучающие программы, игры, ребусы, печатный, раздаточный материал (карточки, таблицы, схемы, тесты), иллюстративный материал;
- Для самостоятельной работы обучающихся;
- Для оценки результатов обучения и контроля знаний учащихся: тесты, кроссворды и др.
Для составления уроков с применением компьютерных технологий в начальных классах, учителю необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Различается степень и время мультимедийной поддержки урока [2].
Например, уроки с компьютерной поддержкой, на которых обучающиеся работают с готовой учебной программой, включающей в себя не только научно-познавательный блок и рисунки, но и задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Педагог за короткое время может получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала с помощью компьютерных тестов, проверочных игровых работ, что позволяет своевременно скорректировать образовательный процесс обучающихся начальных классов.
В интегрированных уроках, так как наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации. Полученные посредством экранно-звуковых образов представления обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания — понятиям и теоретическим выводам [5].
Так же целесообразно применять ИКТ и во внеурочной деятельности. Родители учащихся могут стать активными участниками образовательного процесса, готовить итоговый материал о жизни класса, помогать в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. Информационно-коммуникационные технологии позволяют объединить педагога, обучающихся и родителей.
Таким образом, уроки с применением информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения, в связи с тем, что учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, это длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. Экран притягивает внимание детей, которого трудно добиться учителю при фронтальной работе с классом Например, на уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети сравнивают геометрические фигуры способом наложения, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Так же на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст [3].
Но следует помнить, что «компьютерные задания» должны соответствовать содержанию учебного предмета и методике его преподавания. Задания обязательно должны носить развивающий и активизирующий характер мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста. Учителя начальных классов должны помнить, что использование компьютера на уроке не должно превышать 10–15 минут Ученики должны уметь обращаться с компьютером на том уровне, который необходим для выполнения данных компьютерных заданий [4].
Итак, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста является одним из эффективных средств развития познавательных способностей обучающихся, создания благоприятного эмоционального фона и повышения мотивации к обучению в начальных классах.
Отличительная особенность данной технологии, это то, что ее можно применять на любом этапе урока: в организационных моментах, при изучении новых тем и актуализации знаний, проверяя домашние задания, закрепляя или повторяя изученный материал, оценивая знания обучающихся, рефлексия. При этом структура самого урока кардинально не меняется, присутствуют все этапы урока, изменяются только временные рамки. Из практики можно отметить, что учебная мотивация в таких случаях существенно увеличивается и позволяет легко выполнять все познавательное нагрузки. У учащихся активируются мыслительные процессы, улучшается настроение, так как положительные эмоции хорошо влияют на деятельность ребенка. Дети становится ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, настойчивыми и трудолюбивыми.
Именно информационно-коммуникационные технологии являются наиболее эффективным и многофункциональным средством обучения детей младшего школьного возраста. Данные технологии сочетают в себе огромные образовательные ресурсы, обеспечивают формирование и развитие ключевых компетенций школьника начального звена, служит прекрасным фундаментом для приобретения новых знаний и умений.
Литература:
- Гевал М. А. Общие принципы использования компьютера на уроках различных типов. // Компьютер в школе и семье. — 2000. — № 3. — С. 33–34.
- Женина Л. В. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
- Ковалева А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе, //Начальная школа. — 2007. — № 7. — С.23–27.
- Топор А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы / А. В. Топор, Е. В. Белая, Нина Белая. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 101–102.
- Семёнов А. П. Проблемы информатизации образования. // Мир школы. -- 2011. — № 1. — С. 24–31.