Современные концепции педагогического процесса в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 29.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, В. Г. Современные концепции педагогического процесса в начальной школе / В. Г. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121310/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор исследует современные концепции педагогического процесса в начальной школе.

Ключевые слова: педагогический процесс, концепции, начальная школа.

Модернизация российского образования — это масштабная и многогранная задача, требующая комплексного подхода, выходящего за рамки простого обновления учебных программ. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленная на повышение современного качества образования. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельную деятельность, ответственность обучающихся.

Концепция — это определенный способ понимания какого-либо явления, основная точка зрения. Назначение концепции — это изложение теории в конструктивной, прикладной форме.

Педагогическая концепция — это построенная на определенной теоретико-методологической основе современного педагогического опыта воспитания и обучения. Педагогическая концепция — это система идей и выводов о закономерностях педагогического процесса, о принципах его организации и о методах осуществления.

Концепция модернизации, сформулированная в начале XXI века, ставит перед школьным образованием амбициозные цели, связанные с кардинальным повышением качества подготовки выпускников и адаптацией системы к динамично меняющимся требованиям современного общества. Главная цель — формирование у учащихся не просто набора знаний, а целостной системы универсальных компетенций, обеспечивающих их успешную социализацию и самореализацию в условиях информационного общества.

Ключевым аспектом модернизации является смена образовательной парадигмы. Традиционная модель, ориентированная на передачу готовых знаний и пассивное их усвоение, уступает место личностно-ориентированному подходу. Это означает, что в центре образовательного процесса находится личность ученика со своим уникальным потенциалом, темпом усвоения информации и стилем обучения. Задача школы — не просто «налить» ученику знания, а помочь ему раскрыть свои способности, развить критическое мышление, творческие навыки и ответственность. [3, 204]

Повышение эффективности усвоения учебного материала достигается не только за счет совершенствования форм и методов обучения, но и через активное внедрение инновационных образовательных технологий. Сюда относятся интерактивные методы обучения, проектная деятельность, использование цифровых образовательных ресурсов, геймификация, технологии дистанционного обучения и многое другое. Эти технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. [1, 42]. Например, адаптивные платформы оценивают уровень знаний ученика и предлагают ему задания соответствующей сложности, позволяя двигаться в своем темпе и не отставать от группы. Важным компонентом модернизации является формирование у учащихся целого комплекса личностных качеств. Это не только знания и навыки, но и умение работать в команде, решать проблемы, критически мыслить, принимать решения, быть ответственным за свои действия.

Развитие самостоятельности, самоорганизации и самоконтроля — ключевые аспекты современного образования. Школа должна воспитывать активных, инициативных и творческих личностей, готовых к постоянному самообразованию и адаптации к изменениям. [2, 127] Однако, простое внедрение новых технологий не гарантирует повышения качества образования. Необходима комплексная реформа, включающая в себя:

  1. Переподготовку педагогических кадров: учителя должны быть готовы работать с новыми технологиями, использовать инновационные методы обучения и ориентироваться на личностный рост каждого ученика. Необходимо создание системы постоянного повышения квалификации педагогов, включающей как теоретическую подготовку, так и практические тренинги и мастер-классы.
  2. Обновление учебных программ и учебников: учебные материалы должны быть актуальными, соответствовать современным требованиям и использовать интерактивные форматы представления информации. Важно учитывать междисциплинарные связи и формировать у учащихся целостное представление о мире.
  3. Создание современной материально-технической базы: школы должны быть обеспечены необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом к интернету. Это позволит эффективно использовать инновационные образовательные технологии и обеспечить качественное обучение всех учащихся.
  4. Изменение системы оценки знаний: оценка должна быть не только суммарным баллом, но и комплексной оценкой личностных достижений ученика, его прогресса и развития компетенций. Необходимо использовать разнообразные методы оценки, включая портфолио, проектную деятельность и самооценку.
  5. Взаимодействие школы с семьей и обществом: эффективность модернизации зависит от совместных усилий школы, семьи и общественных организаций. Необходимо создать систему партнерства, которая будет способствовать реализации целей модернизации и обеспечит поддержку учащихся и их родителей.

В заключение, модернизация российского образования — это не быстрый процесс, требующий значительных вложений и системного подхода. Однако, только через комплексную реформу можно добиться повышения качества образования и подготовить подрастающее поколение к успешной жизни в современном мире. Успех заключается не только в внедрении новых технологий, но и в изменении подхода к обучению и воспитанию, в понимании того, что каждый ученик — уникальная личность, требующая индивидуального подхода и поддержки. Успешная модернизация образования — это инвестиция в будущее страны, гарантия её экономического и социального процветания.

Литература:

  1. Алмазова, И.Г, Долгошеева, Е.В, Числова, С. Н. Современные технологии начального образования: учебное пособие. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019. — 86 с.
  2. Дичкивская И. М. Инновационные педагогические технологии: учебник / И. М. Дичкивская. — 2-е изд. — Киев: Академвидав, 2012. — 352 с.
  3. Муратова, Е. Г. Современные технологии в рамках реализации ФГОС в начальной школе / Е. Г. Муратова // Учительский журнал. — Краснодар: Изд-во Всероссийское педагогическое издание «Учительский журнал», 2024. — С. 203–207
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, комплексная реформа, начальная школа, образовательный процесс, педагогическая концепция, повышение качества образования, проектная деятельность, российское образование, учебный материал, целостная система.


Похожие статьи

Задать вопрос