Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта
Автор: Попова Диана Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 29.03.2020
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Попова, Д. В. Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5056/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящее время образовательная система России претерпевает существенные изменения. Современные тенденции в образовании предусматривают повышение профессиональной самостоятельности педагогов, влияние на содержание образования, на выбор новых форм и методов обучения. На сегодняшний день образование в России перешло на федеральные стандарты.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начально-профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляемого образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Актуальными вопросами на сегодня является то, каким должно быть учебное занятие и какие педагогические технологии должны при этом использоваться?
Перед педагогами возникает проблема — как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процессе развития личности ребенка. В условия реализации ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология
2) Технология развития критического мышления
3) Проектная технология
4) Технология развивающего обучения
5) Здоровьесберегающие технологии
6) Технология проблемного обучения
7) Игровые технологии
8) Технологии мастерских
9) Групповые технологии
10) Технологии интегрированного обучения
11) Педагогика сотрудничества
12) Интерактивные технологии
Каждая педагогическая технология включает в себя набор методов, форм, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок.
На мой взгляд, самыми популярными педагогическими технологиями в современном образовании являются информационно-коммуникационная технология (ИКТ) и технология проектного обучения. Главной целью в образовании является подготовка человека к постоянно меняющейся жизни. Система образования ведет к смене приоритетов: не научить, а создать условия. Поэтому данные технологии становятся ведущим компонентом процесса обучения.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, владеющей информационно-коммуникационными возможностями современных технологий и обладающей информационной культурой, а также предоставлению имеющегося опыта и выявлению его результативности.
ИКТ получили естественное развитие в современное время. Дети тянутся к приобретению компьютеров. С помощью увлекательных программ по обучению, чтению и математике на развитие памяти и логики детей удается заинтересоваться науками. ИКТ имеет ряд существенных преимуществ перед традиционными технологиями. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена под индивидуальные качества ребенка.
В настоящее время важно умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности: повышает эффективность обучения, облегчает и улучшает качество работы.
Наряду с ИКТ хорошие показатели дает метод проектов. В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развития творческого и критического мышления.
Методика проектов — это способ организации процессов познания учебного материала. При проектном обучении поставленная цель реализуется при помощи детальной разработки проблемы, которая завершается осмысленным, осязаемым результатом. Именно это является положительной стороной в использовании данной методики. Для того, чтобы достигнуть результата, нужно научить ребенка самостоятельно рассуждать, мыслить и принимать решения, использовать при этом знания из различных сфер деятельности, его умения создавать причинно-следственные связи.
Таким образом, образовательное влияние проекта неоспоримо, как неоспорим тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые важные качества личности необходимые для жизни.
Проектно-исследовательская деятельность различается:
– по количеству участников: парные, фронтовые;
– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
– по приоритетному методы: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
– по тематике: общество, природа, культурные ценности и другое.
За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих воспитанников соответствовали современным требованиям образования, я использую данные технологии. Современные технологии являются эффективными, так как я вижу результат своей работы. В своей деятельности педагогу необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, в том числе и в области информационных технологий.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (любое издание).
- Грибанова М. В. Проектирование в образовательных системах. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Матер. науч.-практ. конф. (г. Краснокамск, 25 марта 2011 г.).
- Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (г. Добрянка, 24 февраля 2010 г.).
- Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2002.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Феникс, 2008