Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Урал. Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов / Урал Махмудов, М. К. Узаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1143-1145. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29081/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одна из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в XXI веке, — создание перспективной системы образования, способной подготовить будущих специалистов к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать поколение аналитиков и прогнозистов высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своей книге «Юксак маънавият енгилмас куч» особо отмечает, что «Подготовка кадров нового поколения остается самым основным направлением нашей деятельности...». [1] Следовательно, будущее общества зависит от интеллектуально-практической деятельности, созидательной силы, умственного и физического совершенства, политической сознательности и духовно-нравственного развития молодого поколения страны. Поэтому внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, организация инновационных занятий служат важнейшим фактором устойчивого развития и модернизации государства.

1.Основополагающие документы, принятые за последние годы нашим правительством в области народного образования направлены на дальнейшее развитие демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания, что предполагает модернизацию учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования, воспитание интеллектуальной и образованной молодежи [2].Именно знания в сфере современных информационных технологий придают особую значимость человеку, поскольку дают ему возможность не только и не столько приспосабливаться к условиям быстро меняющегося мира, сколько динамично изменять и преобразовывать этот мир. В этой связи важное значение имеет внедрение современных информационных технологий в процесс подготовки и переподготовки кадров, нацеленных обучать подрастающее поколение в системе непрерывного образования, на передачу знаний, умений, способов и опыта интеллектуальной деятельности.

Проблема развития современного информационного пространства в Узбекистане, а также процесс развития и популяризации Интернета являются одной из ключевых проблем в настоящее время, когда человечество стоит на пути непрерывного прогресса в области информационных технологий. Именно сейчас, когда инженерная мысль развивается стремительно, возникает вопрос о необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс подготовки и переподготовки специалистов.

В образовательном процессе подготовки и переподготовки специалистов информатизация включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

– медиатизация процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

– компьютеризация процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

– интеллектуализация процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта и др.

Ряд ученых (Б. Скиннер, Н. Кроудер, К. Платонов, М. Арипов, А. Абдукадиров, У. Юлдашев, Р. Аплоев) считает, что информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Специалистами Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А. Авлони в настоящее время разрабатываются методы оперативного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В этом процессе выделены основные теоретико-методологические подходы:

1) технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления;

2) гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, значимая не только для производства, но и для социальной сферы, имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества.

3) оперативно-экономический, интеллектуально-информационный, где знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами — фундаментом предыдущих этапов развития общества. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности вбегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания порождают знания").

В результате внедрения информационных технологий в образовательный процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров слушатели курсов института получают возможность поиска более чем трех миллионов библиографических описаний и доступа к электронным ресурсам, полным текстам диссертаций, книг, периодическим изданиям, аудио лекциям и т.д. Уже сейчас, можно наблюдать, как слушатели курсов находят все новое и новое применение материалов Интернета.

В настоящее время образовательный процесс организуется по двум типам технологии обучения: первый- традиционный, ориентирующий на накопление суммы знаний ознакомление с передовым педагогическим опытом, интерактивными технологиями и стратегиями; второй — приобретающий сегодня исключительно важное социальное значение, суммирование конкретных информационно-коммуникационных знаний как средство формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных структур и операций, ознакомления с современными методиками обучения при помощи информационных технологий. Иными словами, современная система образования в институтах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров формирует и развивает у слушателей способность к умению организовывать свою практическую деятельность, современного рынка труда и законам конкуренции.

Как известно, слушатели института — это специалисты, работающие в средних общеобразовательных школах. В виду того, что на современном этапе развития нашего общества возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, важно подготовить педагогические кадры, способные реализовывать свою творческую активность при помощи информационно-коммуникационных технологий, с развитым техническим и творческим мышлением, умеющие конструировать, оценивать, рационализировать свою деятельность при воспитании и обучении подрастающего поколения.

Таким образом, широкое использование новых информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышение квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности все цело обеспечивают эффективность педагогического процесса, где реализовывается подготовка образованной и интеллектуально развитой личности.

Литература:

  1. И.А.Каримов “Юксак маънавият енгилмас куч” Ташкент. “Маънавият” 2008 й.
  2. Биз танлаган йўл — демократик тараққиёт ва маърифий дунё билан ҳамкорлик йўли Т. 2003 й Ўзбекистон
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательный процесс подготовки, знание, непрерывное образование, переподготовка специалистов, повышение квалификации, подрастающее поколение, Узбекистан.


Задать вопрос