Введение
В условиях развития технологического прогресс и современных информационных систем, использующиеся во всех сферах жизнедеятельности граждан, сотрудники органов внутренних дел широко используют информационные системы для решения поставленных целей и задач и защиты прав и свобод человек.
На сегодняшний день цифровизация является одним из основных показателем развития любого государства. По данным международного рейтинга конкурентоспособности государств в цифровой среде — World Digital Competitiveness Ranking, Россия в 2021 году заняла 42 место из 63 стран. По сравнению с 2020 годом показатель улучшился всего на одну позицию [10]. Итоговая рейтинговая система рассчитывается на основе трех показателей: качество образования и науки («Знания»); регуляторная среда, финансовый капитал в IT-отрасли, состояние интернета и коммуникационных технологий («Технологии»); уровень готовности использования цифровой трансформации («Будущая готовность»).
Цифровизация является существенным показателем развития любого государства. На сегодняшний день наше государство стремится начать новый этап формирования информационного общества. Происходит переход от внедрения информационных технологий к комплексному построению цифровой системы в масштабах всей страны. В соответствии с этим была разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018–2024 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
Необходимость изучения проблем внедрения и развития информационных технологий в правоохранительную деятельность обусловлена тем, что политика государства в сфере информатизации является одной из ведущих на сегодняшний день направлений политики российского государства.
Отдельные вопросы проблем информатизации правоохранительной деятельности освещались в работах С. В. Баженова, С. И. Грицаева, А. И. Жукова, С. В. Зуева, Е. В. Никитина, В. В. Помазанова и некоторых других авторов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе использования информационных технологий в правоохранительной деятельности.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, посвященные информационным технологиям в правоохранительной деятельности, а также правоприменительная практика.
Целью исследования заключается в поиске оптимальных путей повышения эффективности использования информационных технологий в правоохранительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать оценку современного состояния информационных технологий в правоохранительной деятельности;
— произвести анализ направлений развития информационных технологий в правоохранительной деятельности;
— ознакомиться с использованием компьютерной техники, используемой в целях информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, анализа, системный, формальнологический, сравнительно-правовой и др.
Современные информационные технологии в правоохранительной деятельности
В современных условиях развития человечества жизнь гражданина приобретите новый характер. Во всех сферах человеческой деятельности применяются использованием и внедрением цифровых технологий, различных технических и информационных программ, которые помогают и «облегчают» человеческую деятельность и способствуют автоматизации ручного труда.
С развитием информационных технологий и возникают новые виды общественно опасных деяний, которые требует соответствующие способы борьбы с ними. Несомненно, информационные технологии активно внедряются и используются правоохранительными органами. Информационные технологии широко используются при предупреждении, расследовании и предупреждении преступлений. Осознавая главную роль информационных технологий для человека, общества в целом и государства, научными сотрудниками, следователями разрабатываются новые информационные технологии, технические устройства и программы, которые направлены на реализацию основных целей: раскрытие общественно опасных деяний и предупреждение совершения правонарушений.
При раскрытии преступлений главную роль играет оперативная обработка и реагирование на поступающую оперативную информацию. Потеря информации, имеющую оперативную информацию чревата снижением эффективности субъекта расследования в целом значительно снижается, и поэтому в некоторых случаях вероятность раскрытия преступлений уменьшается [9].
В современной юридической литературе под информационными технологиями понимают систему операций, которые направлены на сбор, обработку и передачу информации по каналам связи путем использования компьютерных технологий.
На протяжении продолжительного времени деятельность по автоматизации и информационному обеспечению деятельности сотрудников правоохранительных органов сводилась лишь к снабжению техническими устройствами: предоставлении компьютеров, принтеров и сканеров. Однако, указанные технические устройства служили субъектам расследования в качестве печатных машин. Но только это лишь уменьшало сроки составления процессуальных документов.
Правоохранительные органы работают с большим объемом информации, поэтому потребовалась унифицированная система хранения полученной информации, использование которых обеспечивало бы оперативный доступ всем субъектам расследования. Данными событиями обусловлено создание интегрированных баз данных.
В целях реализации данного направления были разработаны технологии, позволяющие обеспечить полный и оперативный способ получении информации о правоприменительной деятельности. Одним из главных направлений развития цифровых технологий является создание систем учетов, регистрирующие сведения и информацию о личности преступника, месте и иных сведений, характеризующих способ и характер совершенных преступлений, что позволяет более оперативно отыскать наиболее схожие преступления. Подобные криминалистические учёты являются результатом деятельности уполномоченных лиц в рамках накопления и использования оперативно значимой информации [6].
В юридической литературе существуют различные криминалистические учёты, которые используются всеми субъектами расследования. Например, учёт пропавших без вести, неопознанных трупов, следотека и т. д. Базами учёта пропавших без вести используют на федеральном, региональном и местном уровнях. Таким образом, инфекционные системы используются на всех уровнях, правоохранительных органов.
Следует отметить, что немаловажное значение играет передача информации. Так, при помощи информационных представляется возможным получение квалифицированной юридической помощи коллег и обмена правоприменительной практики.
В целях повышения объективности и прозрачности правоприменительной деятельности и обеспеченности межведомственного электронного взаимодействия государственных органов необходимо выработать методов и алгоритмов, которые ориентированы на разработку решений в конкретной обстановке исходя их стоящих правоохранительных задач.
Техническим устройствам посильно обработать большое количество информации. Более того, на работоспособность компьютеров не могут повлиять субъективные факторы такие как: болезнь, плохое настроение, психическое состояние и т. д. [8] Несомненно, информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности. Не исключение и правоохранительные органы. Но правоохранительные органы не использую в полной мере современные информационные технологии.
В современной цифровой сфере существуют различные информационные технологии, такие как Legal tech, Big data и другие. Некоторые учёные скептически относятся к развитию машинизации права, однако, со временем они все же признали возможность машинизации и автоматизации юриспруденции.
На наш взгляд, следует обратить внимание на технологии «Legal teach», специализирующие на информационно-аналитической деятельности специалистов в сфере предоставления юридических услуг. Технологии информационной системы «Legal teach» разрабатывают процессуальные акты и исковые заявления, а также анализируют решения судебных органов и достаточно грамотно оценивают перспективы развития ситуаций. Следует отметить, что применение подобного рода технологий повысить эффективность и законность принимаемых решений сотрудниками правоохранительных органов.
На наш взгляд, ученым и практикующим юристам следует обратить внимание и следить за развитием информационной программы «Legal teach». Данная информационная система повысит доступность квалифицированной юридической помощи.
В правоприменительной практике проблемы обеспечения безопасности альтернативно традиционным способам правоохранительной деятельности решает информационная технология «Big date». Данная технология позволяет обрабатывать большое количество информации и производства продукта, позволяющее наиболее доступно воспринимать информацию человеком (например: GPS-сигналы, сведения о переводах между счетами и т. д.).
Доктор исторических наук Антонов В. Ф. считает, что информационная система «Big date» включает в себя данные большого объема, технологии их обработки и хранения. Несомненно, данное понятие неразрывно связано с проблемой ее хранения. Однако, решением данной проблемы находятся на пути их решения, поскольку сохранение информации особенно в деятельности правоохранительных органов является важнейшей задачей.
Сведения, которые используются в правоохранительных органах, раскрывают уровень преступности и общественного порядка, сведения о силах и средах вооружения и иную ценную информацию.
Традиционными информационными системами являются: автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС) (например, «Грузы-ЖД»); экспертные системы (например, при помощи ЭС «Кортик» проводятся экспертизы холодного оружия); автоматические системы для создания портретов (например, система «Фоторобот»; дактилоскопические системы.
С развитием социальных и экономических отношений появляются новые виды общественно опасных деяний. Правоохранительные органы должны находить новые способы бороться с ними. Так, социальные сети является платформой не только для совершения преступлений, но существенно помогают расследовать их.
Субъекты расследования в ходе проведения следственных действий полномочны использовать аудио, фото и видеофиксацию. Зачастую, при проведении следственных действий, например при осмотре места происшествия, на качестве проведения мероприятий, а в будущем и скорость расследования виляет субъективные факторы человека: усталость, болезнь и т. д. Однако, при использовании систем фото и видеофиксации данные ошибки представляется возможным избежать.
Сотрудники правоохранительных органов на практики зачастую сталкиваются с различными проблемами при использовании различных информационных систем, что виляет на эффективность и оперативность деятельности субъектов расследования. Правоохранительные органы Российской Федерации наблюдаются проблемы, которые снижают эффективность их деятельности. Так, взаимодействие дактилоскопической регистрации с дактилоскопической экспертизы низкое. Следует отметить, что правоохранительные органы используют автоматизированные информационные системы не только в целях раскрытия преступлений, но и служат для предоставления различных услуг, которые предоставляют органы внутренних дел.
В условиях развития современного общества информационные технологии являются главной составной частью в развитии и оптимизации деятельности органов исполнительной власти. В связи с тем, что обрабатывается огромное количество информации, возникают трудности с обменом информации между государственными органами исполнительной власти, потому что единое информационное пространство органов исполнительной власти, которое сложилось, например, в зарубежных странах. Некоторые учёные полагают, что все возможности информационной базы используется только на 20–25 %, что серьезно затрудняет розыскную работу, а сами сведения, содержащиеся в информационных центрах, играют лишь вспомогательную роль.
Еще одной проблемой в применении информационных систем в правоохранительной деятельности на сегодняшний день является обеспечение безопасности информационных правоохранительных систем.
Информационная безопасность — это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры [7].
Проблема информационной безопасности для правоохранительных органов на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Она носит комплексный характер, для решения которой необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.
Заключение
Анализ современного этапа использования информационных технологий в правоохранительной деятельности показал отсутствие единых информационных систем, через которые государственные органы могли бы взаимодействовать друг с другом напрямую и оперативно. К тому же до сих пор в России наблюдается высокий уровень бюрократии, который проецируется, в том числе, и на применение информационных технологий правоохранительными органами. На наш взгляд, должны быть разработаны концепции информационных систем, которые смогли бы обеспечить взаимодействие государственных органов на более высоком уровне. При изучении современного состояния информационных систем для решения задач правоохранительной деятельности нами была выделена такая проблема, как усложнение и совершенствование программного обеспечения. Дело в том, что возможности работы тех или иных программ постоянно расширяются, происходит обновление систем, но имеющееся оборудование порой не в силах справляться с передачей данных этими программами, так как не обновляется столь же часто.
Еще одной проблемой в применении информационных систем в правоохранительной деятельности на сегодняшний день является обеспечение безопасности информационных правоохранительных систем. Проблема информационной безопасности для правоохранительных органов на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Она носит комплексный характер, для решения которой необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер. Усматривая огромная нехватка высококвалифицированных кадров по внедрениям информационных технологий, а также по обеспечению информационной безопасности в правоохранительных органах, что тоже является немаловажным аспектом в достижении целей по информатизации правоохранительной деятельности.
Информатизация системы правоохранительных органов в Российской Федерации — незаменимый и важный этап в становлении системы, а также ведущее направление реформирования. Поэтому, рассматривая комплекс проблем, нами в данной работе предложены следующие решения:
— необходимо разработать единые правовые методические, программные, технические подходы для организации единой системы информационного обеспечения каждого государственного и правоохранительного органа;
— создать единые системы пользования банков данных коллективного пользования криминалистической, оперативно-справочной, розыскной и прочей информации, при которой у каждого государственного органа будет возможность использовать банки данных другого органа, и при этом осуществлять деятельность по направлению запросов и пр.;
— обеспечить планомерный переход на безбумажные технологии сбора, обработки, хранения и передачи информации;
— обеспечить совершенствование правового, организационного и технического обеспечения мероприятий, направленных на укрепление режима защиты конфиденциальной информации и персональных данных;
— представляется возможным постановка вопроса о совершенствовании процесса подготовки сотрудников правоохранительных органов и судов, специализирующихся на работе в области информационных технологий и информационной безопасности.
Проблемы применения информационных технологий в правоохранительной и правоприменительной деятельности вполне разрешимы, но требуют постоянного мониторинга, а также технического, организационного и законодательного усовершенствования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2006. № 31 (1ч.). Ст. 3448.
- Авдашкевич, Л. А. Современное состояние информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел /Л. А. Авдашкевич // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 118.
- Галатенко, В. Информационная безопасность: Открытые системы / В. Галатенко // 1996. № 1. С. 98.
- Никифорова, Т. С. Оставляют ли роботы юристов без роботов? / Т. С. Никифорова, К. М. Смирнова // Закон. 2017. № 11. С. 120.
- Рак, И. П. Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов / И. П. Рак // Инновационная наука. 2016. № 2–3 (14). С. 96.
- IMD World Competitiveness Center URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращений 07.04.2022).