В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интеграция предметных областей «Окружающий мир» и «Математика» в обучении младших школьников, выявляются способы деятельности детей на интегрированных уроках.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интеграция предметных областей.
В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Понятие «интеграция» в педагогике является важным критерием эффективности всей системы образования и показателем ее целостности.
По утверждению О. Г. Гилязовой, интеграция в педагогике — это целостная система органически связанных между собой дисциплин. Выстроена она по аналогии с миром, который окружает ребенка [1].
Интегрировать уроки возможно по нескольким направлениям. Выделяют три уровня интеграции:
− внутрипредметная — интеграция знаний и умений внутри отдельных дисциплин учебного плана;
− межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
− транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].
Внутрипредметный и межпредметный уровни интеграции способствуют решению проблемы комплексного подхода к обучению младших школьников.
В традиционной начальной школе существуют все условия для формирования межпредметных связей. В классе, как правило, преподает один учитель, он обучает детей по нескольким дисциплинам и знаком со всем программным материалом начальной школы. Учитель знаком с возрастными особенностями и возможностями класса, с психологическим климатом, это позволяет выбрать наиболее эффективные приемы и методы осуществления межпредметных связей.
Важно заметить, что интегрированный урок обладает развивающими возможностями. Он позволяет реализовать принцип системности обучения — это один из важных принципов дидактики. Интегрированный урок создает оптимальные условия для развития мышления (умение абстрагироваться, выделять главное, осуществлять анализ, обобщение, проводить аналогии). Также интегрированный урок способствует развитию гармоничной личности.
По мнению А. К. Артемова, методика развивающего обучения — это интегрированная методика. В интегрированной методике процесс обучения рассматривается как целостное явление в равноправном взаимодействии всех его важнейших компонентов: целей, содержания обучения, преподавания и учения. Деятельность ученика приобретает приоритетное значение, она должна специально организовываться во взаимосвязи со всеми другими важнейшими компонентами процесса обучения [3].
Для любого урока свойственно соединение дидактической цели, содержания учебного материала и системы методических приемов. Соответственно, для интегрированного урока дидактическая цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было реализовать ее путем интеграции не только содержания, но и системы методических приемов. Это способствует активной познавательной деятельности учащихся.
Интегрированная методика обучения направлена на включение учащихся в творческую деятельность и управление такой деятельностью. В школьных условиях деятельность ученика подразумевает осуществление процессов, направленных на активное отношение к тому, что говорит и показывает учитель, что написано в учебнике и т. п.
Интеграция предметных областей по содержанию позволяет сделать урок более емким, рассмотреть изучаемое явление с разных сторон и дает толчок к развитию познавательной деятельности и интеграции предметных областей по способам деятельности, позволяет развивать творческое мышление, активизировать мыслительные процессы.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, наиболее актуальной представляется интеграция уроков окружающего мира с другими дисциплинами., в частности с математикой.
В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с окружающей их природной и социальной средой, осознают свое место в окружающем их мире. На уроках математики младшие школьники знакомятся с числами, величинами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами. Благодаря интеграции этих предметных областей, у детей развивается логическое мышление, школьники учатся обобщать, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений.
На уроках «Окружающего мира» важно обратить внимание детей на то, что каждый предмет имеет определенную форму, размер, есть симметричные объекты, так сформируется определенная основа ориентировочных действий, дети смогут провести аналогии, проанализировать полученные знания и применить их. На интегрированном уроке «Окружающего мира» всегда есть возможность повторить и закрепить сложение и вычитание в пределах 10, на примере, тех же животных, птиц и прочих объектов окружающего мира.
На уроках «Математики» дети должны видеть за числами и схемами реальные объекты окружающего мира и наоборот, представлять объекты схематически, так формируется абстрактное представление об окружающих предметах. Складывая и вычитая числа, всегда можно предложить ребенку заменить просто числа какими-либо предметами окружающего мира. Гораздо интереснее складывать фрукты, животных и птиц, чем обычные числа. Дети лучше понимают счет, лучше представляют себе суть задачи. Это сможет помочь детям при решении более трудных математических задач в будущем.
1+2=3
Представленный способ представляет собой самый простой в интегрированном подходе и характеризуется низкой или средней степенью интеграции. Когда уроки идут отдельно и периодически включаются материалы из других предметных областей. Важно же создать такую модель, которая позволит повысить уровень интеграции. Для этого необходимо разрабатывать интегрированные курсы. Создание интегрированного курса сложный процесс, где важно учесть особенности всех интегрируемых предметов и не упустить важные моменты. Поэтому на сегодняшний момент очень мало эффективных интегрированных курсов, которые позволили бы полностью заменить обычные уроки.
Интегрированные курсы способствуют развитию метапредметных знаний, которые связаны с универсальными учебными действиями. Благодаря этому школьники становятся способными к саморазвитию, самосовершенствованию, развиваются творческие способности.
Литература:
- Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2000. — 177 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/ApMn48, свободный.
- Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
- Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. — Самара: Изд-во Сам. ГПУ. — Изд-во «Самарский университет».