Интеграция предметных областей в обучении младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 30.08.2019

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Едукова, С. В. Интеграция предметных областей в обучении младших школьников / С. В. Едукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62193/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интеграция предметных областей «Окружающий мир» и «Математика» в обучении младших школьников, выявляются способы деятельности детей на интегрированных уроках.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интеграция предметных областей.

В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Понятие «интеграция» в педагогике является важным критерием эффективности всей системы образования и показателем ее целостности.

По утверждению О. Г. Гилязовой, интеграция в педагогике — это целостная система органически связанных между собой дисциплин. Выстроена она по аналогии с миром, который окружает ребенка [1].

Интегрировать уроки возможно по нескольким направлениям. Выделяют три уровня интеграции:

− внутрипредметная — интеграция знаний и умений внутри отдельных дисциплин учебного плана;

− межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

− транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].

Внутрипредметный и межпредметный уровни интеграции способствуют решению проблемы комплексного подхода к обучению младших школьников.

В традиционной начальной школе существуют все условия для формирования межпредметных связей. В классе, как правило, преподает один учитель, он обучает детей по нескольким дисциплинам и знаком со всем программным материалом начальной школы. Учитель знаком с возрастными особенностями и возможностями класса, с психологическим климатом, это позволяет выбрать наиболее эффективные приемы и методы осуществления межпредметных связей.

Важно заметить, что интегрированный урок обладает развивающими возможностями. Он позволяет реализовать принцип системности обучения — это один из важных принципов дидактики. Интегрированный урок создает оптимальные условия для развития мышления (умение абстрагироваться, выделять главное, осуществлять анализ, обобщение, проводить аналогии). Также интегрированный урок способствует развитию гармоничной личности.

По мнению А. К. Артемова, методика развивающего обучения — это интегрированная методика. В интегрированной методике процесс обучения рассматривается как целостное явление в равноправном взаимодействии всех его важнейших компонентов: целей, содержания обучения, преподавания и учения. Деятельность ученика приобретает приоритетное значение, она должна специально организовываться во взаимосвязи со всеми другими важнейшими компонентами процесса обучения [3].

Для любого урока свойственно соединение дидактической цели, содержания учебного материала и системы методических приемов. Соответственно, для интегрированного урока дидактическая цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было реализовать ее путем интеграции не только содержания, но и системы методических приемов. Это способствует активной познавательной деятельности учащихся.

Интегрированная методика обучения направлена на включение учащихся в творческую деятельность и управление такой деятельностью. В школьных условиях деятельность ученика подразумевает осуществление процессов, направленных на активное отношение к тому, что говорит и показывает учитель, что написано в учебнике и т. п.

Интеграция предметных областей по содержанию позволяет сделать урок более емким, рассмотреть изучаемое явление с разных сторон и дает толчок к развитию познавательной деятельности и интеграции предметных областей по способам деятельности, позволяет развивать творческое мышление, активизировать мыслительные процессы.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, наиболее актуальной представляется интеграция уроков окружающего мира с другими дисциплинами., в частности с математикой.

В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с окружающей их природной и социальной средой, осознают свое место в окружающем их мире. На уроках математики младшие школьники знакомятся с числами, величинами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами. Благодаря интеграции этих предметных областей, у детей развивается логическое мышление, школьники учатся обобщать, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений.

На уроках «Окружающего мира» важно обратить внимание детей на то, что каждый предмет имеет определенную форму, размер, есть симметричные объекты, так сформируется определенная основа ориентировочных действий, дети смогут провести аналогии, проанализировать полученные знания и применить их. На интегрированном уроке «Окружающего мира» всегда есть возможность повторить и закрепить сложение и вычитание в пределах 10, на примере, тех же животных, птиц и прочих объектов окружающего мира.

На уроках «Математики» дети должны видеть за числами и схемами реальные объекты окружающего мира и наоборот, представлять объекты схематически, так формируется абстрактное представление об окружающих предметах. Складывая и вычитая числа, всегда можно предложить ребенку заменить просто числа какими-либо предметами окружающего мира. Гораздо интереснее складывать фрукты, животных и птиц, чем обычные числа. Дети лучше понимают счет, лучше представляют себе суть задачи. Это сможет помочь детям при решении более трудных математических задач в будущем.

1+2=3

Представленный способ представляет собой самый простой в интегрированном подходе и характеризуется низкой или средней степенью интеграции. Когда уроки идут отдельно и периодически включаются материалы из других предметных областей. Важно же создать такую модель, которая позволит повысить уровень интеграции. Для этого необходимо разрабатывать интегрированные курсы. Создание интегрированного курса сложный процесс, где важно учесть особенности всех интегрируемых предметов и не упустить важные моменты. Поэтому на сегодняшний момент очень мало эффективных интегрированных курсов, которые позволили бы полностью заменить обычные уроки.

Интегрированные курсы способствуют развитию метапредметных знаний, которые связаны с универсальными учебными действиями. Благодаря этому школьники становятся способными к саморазвитию, самосовершенствованию, развиваются творческие способности.

Литература:

  1. Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2000. — 177 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/ApMn48, свободный.
  2. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
  3. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. — Самара: Изд-во Сам. ГПУ. — Изд-во «Самарский университет».
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, интеграция, интегрированный подход, окружающий мир, ребенок, деятельность ученика, познавательная способность учащихся, процесс обучения школьников, современное общество, уровень интеграции.


Похожие статьи

Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром

В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности

В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.

Значение ролевых игр в формировании коммуникативных компетенций студентов, изучающих иностранный язык

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Похожие статьи

Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром

В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности

В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.

Значение ролевых игр в формировании коммуникативных компетенций студентов, изучающих иностранный язык

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Задать вопрос