Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Белоглазова, Н. А. Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром / Н. А. Белоглазова, О. А. Борзенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41594/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.

Ключевые слова: интеграция, интеграция предметных областей, интегративный подход, интегрированный урок

Проблема обучения и воспитания младших школьников актуальна с теоретической и практической точки зрения. В обозначенном контексте можно выделить аспект интеграции образовательного процесса в начальных классах.

Современная начальная школа нуждается в создании интегрированных курсов, которые объединяют различные предметные области и построены на разных концептуальных основах.

В исследованиях И. Ю. Алексашиной, О. А. Борзенковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Груздевой, Л. Е. Журовой, Н. Б. Истоминой, А. М. Пышкало, И. Т. Суравегиной, Л. В. Тарасова, А. Л. Чекина и др. затрагиваются дидактические пути интеграции в обучении детей 5–10 лет.

Интегративные тенденции в обучении младших школьников рассмотрены в исследованиях профессора А. К. Артемова. Теоретической основой его интегрированной методики выступают закономерности процесса обучения, опирающиеся на конкретное предметное содержание, подлежащее изучению в начальной школе [1].

В проекте нового учебного плана представлены интегративные образовательные области (Русский язык. Родной язык и Литературное чтение; Математика и информатика; Обществознание и естествознание (Окружающий мир) и др.); прописаны основные требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и обоснованы интегративные результаты их реализации [6].

В настоящее время в системе начального образования особое внимание уделяется интегрированному обучению.

Рассмотрим значимые для нашего исследования понятия: «интеграция», «интегративный подход», «интегрированный урок».

Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. В психолого-педагогических исследованиях под интеграцией понимают процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате чего возникают новые свойства, не присущие отдельным элементам (Гилязова О. Г., Сидоренко В. К., Зимняя И. А, и др.).

Рассматривая процесс обучения, здесь понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающего целостного представления об окружающем мире (интеграция выступает целью образовательного процесса); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения) [3].

Особенность интеграции в образовании заключается в формировании продуктивной личности.

Вслед за Н. С. Светловской, под интеграцией следует понимать создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебные предметы, виды деятельности и др.) [5].

В педагогической литературе прописаны три уровня интеграции: внутрипредметная — интеграция знаний и умений внутри отдельных дисциплин учебного плана; межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин; транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [3; 4].

Основные формы интеграции показаны в таблице.

Таблица 1

Формы интеграции (Источник: И.А.Зимняя, Е.В.Земцова) [4]

Основные формы интеграции

Полная – слияние учебного материала в едином курсе

Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав

Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами

Примечание: интеграцию необходимо осуществлять с блоковой формы, рассчитанной на четверть, полугодие или год.

Под интегративным подходом понимают целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов и др., в результате чего создается новое качество. Данная точка зрения обозначена в исследованиях И. А. Зимней, Е. В. Земцовой [4].

Интегративной основой объединения разных предметов, изучающих человека, может выступать идея использования окружающего мира.

В обозначенном контексте перспективным является рассмотрение интеграции предмета «Окружающий мир» с другими предметами школьного курса.

Интеграция при изучении окружающего мира с другими предметами способствует обогащению всех курсов, их значимости и целенаправленности, взаимопроникновению содержательных линий и др.

Организовать грамотно работу с младшими школьниками по реализации интегративного подхода на уроках — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методического мастерства [1; 2].

Рассмотрим специфику реализации интегративного подхода на уроках в начальной школе.

Реализация интегративного подхода в обучении младших школьников — это актуальная потребность современной системы образования и одно из требований ФГОС НОО [6].

Интегрированный урок является значимым звеном в реализации интегративного подхода.

Уроки такого вида способствуют, в первую очередь, формированию целостной картины мира; стремлению к самостоятельному поиску; интеграции различных научных областей; формированию универсальных учебных действий; развитию продуктивного мышления обучающихся; созданию положительного эмоционального фона образовательного процесса.

Литература:

1. Артемов А. К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. Самара: СамГПУ. — 1999. – С. 29.

2. Борзенкова О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 255 с.

3. Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2000. — 177 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/ApMn48, свободный.

4. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.

5. Светловская Н. С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. — 1990. — № 5. — С. 57–60.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. на 2011 г. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. [Электронный ресурс] режим доступа: 10.05.2013.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, интеграция, образовательный процесс, интегрированный урок, начальная школа, область, обозначенный контекст, основная форма интеграции, учебный материал, учебный план.


Похожие статьи

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...

Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников

Статья посвящена вопросам математического развития дошкольников при интегрированном образовании. Разработана модель интеграции образовательных областей с опорой на развитие математических представлений у дошкольников. Доказана актуальность интеграции...

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Похожие статьи

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...

Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников

Статья посвящена вопросам математического развития дошкольников при интегрированном образовании. Разработана модель интеграции образовательных областей с опорой на развитие математических представлений у дошкольников. Доказана актуальность интеграции...

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Задать вопрос