Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 918 раз

Библиографическое описание:

Пашина, Т. С. Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС / Т. С. Пашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58847/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, ученик, современный урок.

Урок — это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.

Образование сегодня претерпевает серьёзные изменения, связанные прежде всего с условиями научно- технического прогресса, с постоянными преобразованиями общества и другими тенденциями развития. В связи с этим возникла необходимость в перестраивании учебного процесса через новую систему образования, именуемую сегодня ФГОС. Данная система выдвигает новые требования к ученику. Современный ученик должен обладать:

1) обучаемостью, т. е. способностью к постоянному самообразованию и саморазвитию, освоению новых видов информационной деятельности;

2) креативностью- способностью действовать и мыслить творчески;

3) интеллектуально- физическим развитием- умением адаптироваться к ситуациям различного вида и в любом обществе.

Таким образом, современный ученик — это человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно мыслящий, умеющий решать возникающие проблемы, применяя творческий подход. Все эти запросы и лежат в основе современного обучения, поэтому именно учитель должен заложить в детях тот фундамент, который предъявляет сегодня Стандарт, используя современный урок. Одним из таких является интегрированный урок.

Идеи интеграции обучения отражены ещё в трудах Я. А. Коменского, который говорил: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным» [3].

Таким образом, интеграция в обучении позволяет решать разнообразные педагогические задачи, создавая ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, являющихся одним из критериев компетентности современного образования.

Также интегрированные уроки направлены решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, представлений о целостности картины мира, применении знаний и умений на практике.

Учёными, в частности Сухаревской, было выделено три уровня интеграции:

внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная — синтез фактов, понятий двух и более дисциплин;

транспедметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].

Примером первого уровня может служить интеграция понятий внутри одного учебного предмета, дисциплины. Этот уровень помогает обогатить новыми сведениями, связями, зависимостями. Второй «межпредметный» уровень проявляется в умении использования знаний по одной дисциплине в применении к другой.

Такая систематизация приводит к познавательному результату.

Итогом третьего «транспредметного» уровня служит более глубокое(дополнительное) содержание изучения какого- либо предмета. Другими учёными, работавшими в данном направлении, были выделены два вида интеграции:

– горизонтальная (объединение схожих материалов в разных областях);

– вертикальная (объединение одним учителем в своём предмете знаний по материалу, который усложняется на разных уровнях обучения) [1].

Изучая интеграцию с позиции психологии, учёными было доказано, что интегративное мышление- возможность человека более глубоко и широко познавать действительность. Интегративное мышление предполагает развитие обоих полушарий. Данный процесс достигается большим интеллектуальным напряжением.

Таким образом, к психологическим основам интеграции можно отнести следующие стороны развития:

– восприятие эстетической культуры;

– гуманистическое развитие, как основа развития всех сторон человеческой жизни.

Рассматривая отличие интегрированных уроков от традиционных, можно выделить ряд преимуществ: компактность, чёткость построения, отмеченной взаимообусловленностью учебного материала, большой информативной ёмкостью материала, где до 80 % урочного материала отводится творческой деятельности обучения.

Методики, методы и формы интегрированного обучения довольно разнообразны и позволяют обучающимся «проявить» себя с разных сторон. Одними из наиболее деятельных методов в интегративном обучении являются такие методы:

– метод кейс-технология. Главным девизом которого является тезис «Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию». Кейсовая технология призвана обучать действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Примером форм интегрированных уроков могут служить ОДИ (организационно-деятельностная игра) — это игровой метод решения такой задачи, которая не имеет однозначного решения. Такие игры развивают в детях индивидуальность, развивают умение отстаивать свою точку зрения.

Практически все направления работы — это сочетание парной, фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.

Делая вывод всему выше сказанному, хочется отметить также, что такие уроки помогают педагогам работать вместе, в парах, в тесном сотрудничестве друг с другом и обучающимися при решении разнообразных педагогических задач, создавая условия для развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Литература:

  1. Бондаревская Е. В., Кульневич С.В, Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 1999.-560 с
  2. Браже Т.Г, Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе, 1996. — № 5. — С. 150–154
  3. Коменский Я. А., Законы хорошо организованной школы / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — с.133–163.
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированное обучение, интеграция, мозговой штурм, современное образование, современный урок, современный ученик, умение, урок.


Похожие статьи

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования

Данная статья посвящена обзорному рассмотрению проблемы введения методики дистанционного электронного обучения в систему СПО на примере урока истории. Рассматриваются некоторые затруднения в данной форме обучения и предлагаются возможные пути их реше...

Похожие статьи

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

К проблеме внедрения элементов дистанционного обучения в систему среднего профессионального образования

Данная статья посвящена обзорному рассмотрению проблемы введения методики дистанционного электронного обучения в систему СПО на примере урока истории. Рассматриваются некоторые затруднения в данной форме обучения и предлагаются возможные пути их реше...

Задать вопрос