В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, ученик, современный урок.
Урок — это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
Образование сегодня претерпевает серьёзные изменения, связанные прежде всего с условиями научно- технического прогресса, с постоянными преобразованиями общества и другими тенденциями развития. В связи с этим возникла необходимость в перестраивании учебного процесса через новую систему образования, именуемую сегодня ФГОС. Данная система выдвигает новые требования к ученику. Современный ученик должен обладать:
1) обучаемостью, т. е. способностью к постоянному самообразованию и саморазвитию, освоению новых видов информационной деятельности;
2) креативностью- способностью действовать и мыслить творчески;
3) интеллектуально- физическим развитием- умением адаптироваться к ситуациям различного вида и в любом обществе.
Таким образом, современный ученик — это человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно мыслящий, умеющий решать возникающие проблемы, применяя творческий подход. Все эти запросы и лежат в основе современного обучения, поэтому именно учитель должен заложить в детях тот фундамент, который предъявляет сегодня Стандарт, используя современный урок. Одним из таких является интегрированный урок.
Идеи интеграции обучения отражены ещё в трудах Я. А. Коменского, который говорил: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным» [3].
Таким образом, интеграция в обучении позволяет решать разнообразные педагогические задачи, создавая ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, являющихся одним из критериев компетентности современного образования.
Также интегрированные уроки направлены решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, представлений о целостности картины мира, применении знаний и умений на практике.
Учёными, в частности Сухаревской, было выделено три уровня интеграции:
– внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
– межпредметная — синтез фактов, понятий двух и более дисциплин;
– транспедметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].
Примером первого уровня может служить интеграция понятий внутри одного учебного предмета, дисциплины. Этот уровень помогает обогатить новыми сведениями, связями, зависимостями. Второй «межпредметный» уровень проявляется в умении использования знаний по одной дисциплине в применении к другой.
Такая систематизация приводит к познавательному результату.
Итогом третьего «транспредметного» уровня служит более глубокое(дополнительное) содержание изучения какого- либо предмета. Другими учёными, работавшими в данном направлении, были выделены два вида интеграции:
– горизонтальная (объединение схожих материалов в разных областях);
– вертикальная (объединение одним учителем в своём предмете знаний по материалу, который усложняется на разных уровнях обучения) [1].
Изучая интеграцию с позиции психологии, учёными было доказано, что интегративное мышление- возможность человека более глубоко и широко познавать действительность. Интегративное мышление предполагает развитие обоих полушарий. Данный процесс достигается большим интеллектуальным напряжением.
Таким образом, к психологическим основам интеграции можно отнести следующие стороны развития:
– восприятие эстетической культуры;
– гуманистическое развитие, как основа развития всех сторон человеческой жизни.
Рассматривая отличие интегрированных уроков от традиционных, можно выделить ряд преимуществ: компактность, чёткость построения, отмеченной взаимообусловленностью учебного материала, большой информативной ёмкостью материала, где до 80 % урочного материала отводится творческой деятельности обучения.
Методики, методы и формы интегрированного обучения довольно разнообразны и позволяют обучающимся «проявить» себя с разных сторон. Одними из наиболее деятельных методов в интегративном обучении являются такие методы:
– метод кейс-технология. Главным девизом которого является тезис «Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию». Кейсовая технология призвана обучать действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
– Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
Примером форм интегрированных уроков могут служить ОДИ (организационно-деятельностная игра) — это игровой метод решения такой задачи, которая не имеет однозначного решения. Такие игры развивают в детях индивидуальность, развивают умение отстаивать свою точку зрения.
Практически все направления работы — это сочетание парной, фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.
Делая вывод всему выше сказанному, хочется отметить также, что такие уроки помогают педагогам работать вместе, в парах, в тесном сотрудничестве друг с другом и обучающимися при решении разнообразных педагогических задач, создавая условия для развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Литература:
- Бондаревская Е. В., Кульневич С.В, Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 1999.-560 с
- Браже Т.Г, Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе, 1996. — № 5. — С. 150–154
- Коменский Я. А., Законы хорошо организованной школы / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — с.133–163.