Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 24.06.2015

Статья просмотрена: 1493 раза

Библиографическое описание:

Сергеенкова, К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса / К. В. Сергеенкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8406/ (дата обращения: 19.12.2024).

Данная статья представляет собой сравнительный анализ традиционного и современного урока, делает акцент на необходимости пересмотра его формы организации.

Ключевые слова: традиционный урок, урок по ФГОС.

 

Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу, который на корню рушит сложившиеся взгляды на урок, его структуру и участников. В Таблице 1 мы представили основные моменты, которые следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, уроку по ФГОС.

Таблица 1

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Основная форма организации — урок (с традиционными этапами)

Основная форма организации — урок, НО с измененным смыслом дидактической категории (в форме экскурсии, практикума, собеседования и т. д.)

Метод: объяснительно-иллюстративный как наиболее часто встречающийся

Метод: многообразие методов и форм

Структура урока: учитель сообщает и определяет тему, цели, задачи, осуществляет контроль без включения учащихся в процесс.

Структура урока: ученик — живой участник образовательного процесса, который сам формулирует тему, цель (одну и диагностируемую), задачи (3 и диагностируемые), осуществляет контроль (само- и взаимоконтроль), дают оценку своей деятельности под руководством учителя.

Последовательность этапов:

организационный,

— проверка домашнего задания,

— закрепление новых знаний,

— всесторонняя проверка знаний,

— информация о дом. задании,

— инструктаж подготовка к усвоению нового материала.

Последовательность этапов:

мотивация к учебной деятельности,

— создание проблемной ситуации,

— выявление причины затруднения,

— поиск способов разрешения возникших затруднений,

— реализация плана разрешения возникшего затруднения,

— проверка эффективности найденного способа деятельности,

— самостоятельная работа и самопроверка,

— рефлексия и самооценка.

Знания (количество): пройденного материала; «встреча» знаний и самого человека не происходят (Б.Эльконин); дезинтеграция; запоминание;

Знания (качество): мыслительных действий; «встреча» знаний и человека; интеграция; просмысливание и переоткрывание

Учитель: знание своей предметной области; ориентация на развитие ЗУНов;

Учитель (= тьютор): знание связей своей предметной области с другими; ориентация на развитие способностей

Ученик: разрыв между сильными и слабыми учениками; ориентация на «среднего» ученика

Ученик: отсутствие разрыва между сильными и слабыми учениками; учет уровня и возможностей ученика

Обучение: копирование, повторение структуры науки; обучение только предметной области; обучение терминам (заучиваем);

______________

Содержание предметной области

Обучение: целостное восприятие мира в деятельности; обучение приемам, техникам, схемам и т. д.; обучение понятиям (формируем);

Деятельность

(надпредметное основание)

 

Содержание предметной области

Деятельность: репродукция

Деятельность: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

Домашнее задание: одно для всех

Домашнее задание: учащиеся выбирают сами, возможно дифференцировка.

 

Мы видим качественные изменения в современном обучении, хотя его основной формой до сих пор остается урок. Это может быть объяснено консервативными взглядами общества и участников образовательного процесса на понятия «обучение», «образование». Пройдет еще немало времени прежде, чем ныне существующая традиционная форма организации будет заменена вследствие изменения её структуры и новыми ролями ее участников, так как на сегодняшний день наблюдаются изменения в структуре данной дидактической категории.

 

Литература:

 

1.         Вахрушев, А.А., Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock

2.         Вахрушев, А. А. Современные проблемы модернизации образования / А. А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. — 2003. — № 8. С. 44–57.

3.         Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А. К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 277 с.

4.         Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев. М.: Педагогика, 1998. — С. 13–27.

5.         Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 50 с. (Серия «Новые стандарты»).

6.         Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.

7.         Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 63 с. (Серия «Новые стандарты»)

8.         Хуторской, А. В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. — № 2. — [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529–10.htm

Основные термины (генерируются автоматически): предметная область, домашнее задание, деятельность, дидактическая категория, образовательный процесс, основная форма организации, последовательность этапов, современный урок, структура урока, традиционный урок.

Ключевые слова

традиционный урок, урок по ФГОС., урок по ФГОС

Похожие статьи

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения

посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе

Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Урок в современной школе

В статье анализируется содержание и структура современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на основных критериях, которые необходимо учитывать на уроке, а также рассматриваются современные методы и приёмы, используемые на уроках.

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования

В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.

Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания

Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...

Похожие статьи

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения

посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе

Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Урок в современной школе

В статье анализируется содержание и структура современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на основных критериях, которые необходимо учитывать на уроке, а также рассматриваются современные методы и приёмы, используемые на уроках.

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования

В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.

Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания

Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...