Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возможности учебного материала, которые, прежде всего, ориентируют на определенные качества личности обучающегося посредством формулировки образовательных задач. В связи с этим становится возможным понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, что является основой формирования эвристических способностей обучающихся.
Ключевые слова: учебная деятельность, содержание образования, целеполагание, творческая гипотеза,системно-деятельностный подход.
Современные требования ФГОС предполагают главную и основополагающую цель образования, которая включает в себя развитие личности учащихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания необходимых условий, которые дадут толчок для развития творческих способностей ребенка и, как следствие, у ребёнка появится возможность приобретения опыта продуктивной деятельности. Поэтому требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы в виде системы предметных, личностных и метапредметных результатов. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Другими словами, «методы обучения приобретают характер открытых технологий, в которых прописаны не только этапы движения к конкретной цели, но и выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности» [1,с.128].
Актуальной задачей сегодняшнего дня является поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием учебной программы по ФГОС. Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, фактором изменения в положительную сторону показателей учащихся.
Первым элементов теории обучения является образ учащегося. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно «определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов». [2, с. 33] В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира, создание продукта личного образования. При реализации данных видов деятельности проявляются когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса. Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, это и умение обосновывать знания и результаты, определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.
Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии. «Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся условия для создания творческого продукта: эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза; инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность; способность генерировать идеи». [4, с.112]
Организаторские деятельностные (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве: знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности, «умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом, умение дискуссировать и диспутировать». [4, с. 113] Перечисленные качества служат расширению и уточнению способностей учащихся. Эвристические способности учеников используются для формирования целей образовательного процесса.
Такая парадигма структурирования содержания образования в современной школе в рамках ФГОС наполнит знание личностным смыслом и позволит начать исследование учебного предмета с процесса моделирования, то есть с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.
В качестве эвристических компонентов стержневых линий могут выступать «системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала». [3, с. 19] Подход к организации эвристического моделирования учебного процесса является основой формирования у школьников научного мировоззрения.
Литература:
- Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Академия, 1999. — 247 с.
- Современный урок как система личностно развивающих ситуаций (Пособие для учителя) // Освоение способов развития УУД. URL: https://ru.calameo.com/books/004493778cdbb035a3a57 (дата обращения: 18.09.2019).
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.
- Тохиров У. О., Турсунов Ж. Э. Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 112–113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2796/ (дата обращения: 16.09.2019).