В педагогике существует множество различных форм обучения и воспитания, которые помогают педагогу организовать образовательный процесс и сделать его понятным и занимательным для каждого обучающегося.
Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную систему. Разные формы обучения можно совмещать между собой, что позволяет сделать урок более насыщенным и разнообразным, и позволяет донести тему для обучающихся.
На протяжении многих веков, доминирующим типом обучения являлись традиционные формы. Традиционное образование, также известное обычное образование, подразумевает устоявшиеся формы обучения, которые общество традиционно использует в учебных заведениях, например, лекции, семинары, практические занятия [5].
Главным пунктом в организации традиционного обучения является классно-урочный принцип, основателями которого по праву считаются Я. А. Коменский и И. Ф. Гербарт [1, с.25]. На этом принципе построена традиционная школа.
Основная цель традиционного образования — продолжать передавать навыки, факты и стандарты морального и социального поведения, которые, по мнению взрослых, необходимы для материального благополучия следующего поколения.
Существуют отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии, такие как [2, с.310]:
- Все обучающиеся в классе должны быть одного возраста и уровня подготовки и с постоянным составом на весь период школьного обучения;
- Весь класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Из чего следует, что все обучающиеся должны приходить в школу в одно и то же время;
- Основная единица занятия — урок;
- Урок посвящен лишь только одному учебному предмету и тему, то есть обучающиеся работают над одним и тем же материалом;
- Процессом работы обучающихся полностью руководит учитель, то есть он оценивает результаты, уровень обученности каждого учащегося в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- Учебные пособия используются, в основном, для выполнения домашней работы.
Характерные черты традиционного обучения [3, с.602]:
- Преобладание сообщающего преподавания, то есть педагог сообщает знания обучающимся.
- Нормативность, то есть для традиционного обучения важны строго заданные стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого обучающегося.
- Ориентация на «среднего» обучающегося.
Традиционное образование, веками выстраивавшееся вокруг лекций и заучивания, постепенно уступает место новым подходам. Современный урок возник как ответ на потребность в более эффективном и увлекательном образовательном процессе. Он противопоставляется традиционному подходу, где преподаватель является центральной фигурой, а ученики — пассивными слушателями. Ключевое изменение — это смещение акцента с передачи готовых знаний на активное участие учеников в процессе обучения.
Оценка знаний также трансформируется, переходя от простого воспроизведения фактов к демонстрации понимания, умения применять знания на практике, анализировать информацию и решать проблемы. Цель современного урока — не просто дать знания, а научить учиться, развивать самостоятельность и творческие способности [4, с.31].
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Переход от традиционных форм обучения к нетрадиционным связан с необходимостью повышения эффективности образовательного процесса, активизации познавательной активности учащихся и развития творческого мышления. Этот переход включает внедрение новых форм, методов и подходов, а также изменение оценки знаний.
Современный урок — это уже не просто лекция, а интерактивная платформа, где ученики становятся исследователями, аналитиками и творцами. Переход от традиционных форм к современным — это не отказ от прошлого, а эволюция образования, направленная на развитие критического мышления, самостоятельности и умения применять знания в реальном мире.
Внедрение новых методов и подходов, смещение акцента с учителя на ученика, изменение системы оценки — все это элементы единого процесса, цель которого — сделать образование более эффективным, увлекательным и соответствующим требованиям современного мира. Будущее образования — за гармоничным сочетанием проверенных временем традиций и инновационных подходов, способных раскрыть потенциал каждого ученика.
Литература:
- Амирова, Л. И. Традиционные и инновационные формы обучения в современной школе / Л. И. Амирова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2023. — № 4 (42). — С. 23–27.
- Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. — Москва: КноРус, 2010. — 752 с.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 544 с.

