Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Традиционные уроки как точка отсчета для педагогических инноваций

Научный руководитель
Педагогика
09.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Фетисова, Д. Г. Традиционные уроки как точка отсчета для педагогических инноваций / Д. Г. Фетисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 647-648. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131206.


В педагогике существует множество различных форм обучения и воспитания, которые помогают педагогу организовать образовательный процесс и сделать его понятным и занимательным для каждого обучающегося.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную систему. Разные формы обучения можно совмещать между собой, что позволяет сделать урок более насыщенным и разнообразным, и позволяет донести тему для обучающихся.

На протяжении многих веков, доминирующим типом обучения являлись традиционные формы. Традиционное образование, также известное обычное образование, подразумевает устоявшиеся формы обучения, которые общество традиционно использует в учебных заведениях, например, лекции, семинары, практические занятия [5].

Главным пунктом в организации традиционного обучения является классно-урочный принцип, основателями которого по праву считаются Я. А. Коменский и И. Ф. Гербарт [1, с.25]. На этом принципе построена традиционная школа.

Основная цель традиционного образования — продолжать передавать навыки, факты и стандарты морального и социального поведения, которые, по мнению взрослых, необходимы для материального благополучия следующего поколения.

Существуют отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии, такие как [2, с.310]:

  1. Все обучающиеся в классе должны быть одного возраста и уровня подготовки и с постоянным составом на весь период школьного обучения;
  2. Весь класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Из чего следует, что все обучающиеся должны приходить в школу в одно и то же время;
  3. Основная единица занятия — урок;
  4. Урок посвящен лишь только одному учебному предмету и тему, то есть обучающиеся работают над одним и тем же материалом;
  5. Процессом работы обучающихся полностью руководит учитель, то есть он оценивает результаты, уровень обученности каждого учащегося в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  6. Учебные пособия используются, в основном, для выполнения домашней работы.

Характерные черты традиционного обучения [3, с.602]:

  1. Преобладание сообщающего преподавания, то есть педагог сообщает знания обучающимся.
  2. Нормативность, то есть для традиционного обучения важны строго заданные стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого обучающегося.
  3. Ориентация на «среднего» обучающегося.

Традиционное образование, веками выстраивавшееся вокруг лекций и заучивания, постепенно уступает место новым подходам. Современный урок возник как ответ на потребность в более эффективном и увлекательном образовательном процессе. Он противопоставляется традиционному подходу, где преподаватель является центральной фигурой, а ученики — пассивными слушателями. Ключевое изменение — это смещение акцента с передачи готовых знаний на активное участие учеников в процессе обучения.

Оценка знаний также трансформируется, переходя от простого воспроизведения фактов к демонстрации понимания, умения применять знания на практике, анализировать информацию и решать проблемы. Цель современного урока — не просто дать знания, а научить учиться, развивать самостоятельность и творческие способности [4, с.31].

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Переход от традиционных форм обучения к нетрадиционным связан с необходимостью повышения эффективности образовательного процесса, активизации познавательной активности учащихся и развития творческого мышления. Этот переход включает внедрение новых форм, методов и подходов, а также изменение оценки знаний.

Современный урок — это уже не просто лекция, а интерактивная платформа, где ученики становятся исследователями, аналитиками и творцами. Переход от традиционных форм к современным — это не отказ от прошлого, а эволюция образования, направленная на развитие критического мышления, самостоятельности и умения применять знания в реальном мире.

Внедрение новых методов и подходов, смещение акцента с учителя на ученика, изменение системы оценки — все это элементы единого процесса, цель которого — сделать образование более эффективным, увлекательным и соответствующим требованиям современного мира. Будущее образования — за гармоничным сочетанием проверенных временем традиций и инновационных подходов, способных раскрыть потенциал каждого ученика.

Литература:

  1. Амирова, Л. И. Традиционные и инновационные формы обучения в современной школе / Л. И. Амирова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2023. — № 4 (42). — С. 23–27.
  2. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. — Москва: КноРус, 2010. — 752 с.
  4. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 544 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 647-648):
Часть 9 (стр. 581-651)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 647-648стр. 651

Молодой учёный