Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Султанов, Э. А. Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения / Э. А. Султанов, И. Р. Мухамедьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114993/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

Ключевые слова: образование, высшее образование, традиционные методы преподавания, студент, современные технологии.

Традиционные методы преподавания имеют долгую историю и являются основой образовательных систем во многих странах. Они включают в себя лекции, чтение учебников, выполнение заданий и тестов, а также классные занятия и практические занятия в лаборатории.

«Методы обучения — это те способы, с помощью которых преподаватель решает стоящие перед ним задачи по обучению, управляет учебным процессом. Классификации методов обучения:

– по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

– по степени взаимодействия преподавателя и обучающихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

– в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т. д.;

– по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия преподавателя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;

– по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;

– по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный. [1, ст. 23]

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения. [2, ст. 28]

«Понятие «инновация», — пишет М. В. Кларин, — относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». [3, ст. 123]

Однако с развитием современных технологий и изменением потребностей студентов традиционные методы преподавания требуют адаптации для эффективного обучения в современном мире. Вот несколько аспектов, которые следует учесть:

  1. Использование технологий: Интеграция современных технологий в учебный процесс может значительно улучшить доступ к информации и создать интерактивные возможности для студентов. Это может включать использование электронных учебников, онлайн-курсов, мультимедийных материалов и образовательных приложений.
  2. Активное обучение: Вместо пассивного принятия информации студенты должны быть активно вовлечены в учебный процесс. Это может быть достигнуто через групповые проекты, дискуссии, практические задания и решение проблемных ситуаций.
  3. Индивидуализация обучения: Студенты имеют разные стили обучения и потребности. Предоставление персонализированных материалов и заданий, а также использование дифференцированных подходов к оценке и поддержке, поможет каждому студенту достичь своего потенциала.
  4. Развитие навыков будущего: Обучение навыкам, которые будут востребованы в будущем, таким как критическое мышление, коммуникативные навыки, цифровая грамотность и способность к сотрудничеству, должно стать неотъемлемой частью учебной программы.
  5. Сотрудничество и коммуникация: Сотрудничество между студентами, учителями и родителями играет важную роль в успешном обучении. Создание благоприятной образовательной среды, где студенты могут обмениваться идеями, задавать вопросы и работать в команде, способствует активному обучению и развитию навыков социального взаимодействия.

Традиционные или пассивные методы обучения считается самым неэффективным с точки зрения достижения образовательных целей. Однако относительно низкая трудоемкость подготовки занятия, меньшая интенсивность труда педагога во время занятия, возможность трансляции большего объема учебного материала и контроля учебного процесса делает такое традиционное пассивное обучение до сих пор популярным. [4, ст. 125]

Введение традиционных методов преподавания в современный мир требует гибкости и открытости к новым подходам. Комбинирование традиционных методов с инновационными технологиями и методиками может создать более эффективную и интересную образовательную среду для студентов.

Традиционные методы обучения имеют свои преимущества, но они также могут сталкиваться с рядом проблем в современном мире. Вот несколько проблем и возможных решений:

  1. Однообразие и пассивность: Традиционные методы часто основаны на передаче информации от учителя к студенту, что может привести к однообразным и пассивным урокам. Решение: Использование интерактивных методов, таких как групповые проекты, обсуждения, игры и практические задания, поможет студентам активно участвовать в процессе обучения.
  2. Ограниченный доступ к информации: Традиционные методы могут быть ограничены доступом к актуальной и разнообразной информации. Решение: Использование современных технологий, таких как Интернет и электронные ресурсы, позволяет студентам получать доступ к широкому спектру информации и использовать ее в своем обучении.
  3. Недостаточная индивидуализация: Традиционные методы не всегда учитывают индивидуальные потребности и способности студентов. Решение: Использование дифференцированных подходов к обучению, таких как индивидуальные задания, наставничество и адаптивные программы, помогает учителям адаптировать обучение под потребности каждого студента.
  4. Недостаток практического опыта: Традиционные методы могут уделять мало внимания практическому применению знаний. Решение: Включение практических заданий, лабораторных работ, стажировок и проектов помогает студентам применять свои знания на практике и развивать навыки, необходимые для будущей работы.
  5. Отсутствие сотрудничества и коммуникации: Традиционные методы могут ограничивать сотрудничество и коммуникацию между студентами. Решение: Применение групповых проектов, дискуссий, совместных заданий и использование технологий для обмена информацией и идеями помогает студентам развивать навыки сотрудничества и коммуникации.
  6. Необходимость адаптации к изменяющемуся миру: Традиционные методы могут быть неэффективными в подготовке студентов к быстро меняющемуся миру и новым вызовам. Решение: Включение в учебную программу навыков будущего, таких как критическое мышление, проблемное решение, цифровая грамотность и творческое мышление, поможет студентам адаптироваться к изменениям и быть успешными в будущем.

Использование комбинации традиционных методов и инновационных подходов может помочь преодолеть проблемы традиционного метода преподавания в современном мире и создать более эффективную образовательную среду для студентов.

Литература:

  1. Брюхова, О. Ю. Развитие персонала: курс лекций: учебное пособие / О. Ю. Брюхова. — Екатеринбург:, 2023. — 176 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/369470 (дата обращения: 14.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Мищенко, Л. И. Теория обучения (Дидактика): учебное пособие / Л. И. Мищенко. — Курск: КГУ, 2024. — 194 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/397625 (дата обращения: 14.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Гришина, Т. С. Педагогические технологии: учебное пособие / Т. С. Гришина, Н. Ю. Зыкова. — Воронеж: ВГИФК, 2019. — 150 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140369 (дата обращения: 15.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  4. Шемяки, А. Б. Теория и методика обучения экономике: учебно-методическое пособие / А. Б. Шемяки. — Нижний Тагил: НТГСПИ, 2023. — 172 с. — ISBN 978–5–7186–2206–5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/399263 (дата обращения: 14.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, традиционный метод преподавания, учебный процесс, современный мир, решение, активное обучение, использование технологий, критическое мышление, традиционный метод обучения, цифровая грамотность.


Ключевые слова

студент, образование, высшее образование, современные технологии, традиционные методы преподавания

Похожие статьи

Задать вопрос