Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инновационные методы обучения в высшем образовании

Педагогика
07.01.2022
4558
Поделиться
Библиографическое описание
Виндилович, А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании / А. В. Виндилович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87663/.


В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Ключевые слова: методы обучения, инновация, образовательные технологии, интерактивное обучение, студент.

В наше время, в связи с высоким темпом развития образовательной системы необходим пересмотр практических и теоретических подходов к содержанию образования, профессиональной педагогической подготовке. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что инновационный подход к обучению будущих специалистов должен быть системным и всеобъемлющим.

Сам термин «инновация» означает внедрение какого-либо нововведения или изменения. Предполагает введение каких-либо новых тенденций в различных сферах, как явление, имеет определённые особенности:

  1. инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы;
  2. распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития;
  3. благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в школах, колледжах и университетах.

Основой для инноваций в технологиях образования должны быть такие моменты, как социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов и учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся [2], для этого необходимо гармонично сочетать применение инновационных форм и методов с пониманием целей и задач кадровой подготовки. Инновационные методы, как отмечается в педагогической литературе, отражены во многих технологиях обучения, направленных на развитие процесса обучения и подготовку специалистов высокого уровня для самых разных сфер общественной жизни [3]. Условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков для будущей профессии создаются с их помощью. Использование инновационных методов обучения педагогами способствует разрушению стереотипов изучения различных дисциплин и развитию креативных качеств студентов. [4].

В связи с высоким темпом внедрения новых форм и методов обучения, педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

  1. Обучение должно быть интерактивным
  2. Студентам должна быть интересна изучаемая дисциплина
  3. Учебный процесс должен способствовать формированию коммуникативных навыков, адаптации к динамично и быстро меняющимся условиям жизни, социализации и росту стрессоустойчивости, и прочим необходимым современному человеку навыкам.

Таким образом, устойчивость интереса студентов к предмету и развитие способности к самообразованию с самого начала обучения и интерес к научным изысканиям являются главными задачами новой образовательной системы. Что делает необходимым изначальную психологическую «настройку» студента на такое отношение к учёбе. Ему следует дать понять, как применять на практике полученные профессиональные навыки, для чего и нужны инновационные технологии и методы преподавания.

Человеческий фактор играет очень весомую роль в технике преподавания конкретного педагога. Так или иначе, специалист распространяет знания через призму собственного опыта и субъективного понимания им предмета. Также, с позиции собственного понимания, оцениваются и ответы студентов. Инновационные же подходы выделяют именно творческий аспект понимания предмета и нестандартные решения поставленных задач, базируя методы преподавания на, в первую очередь, увлечении и повышении интереса к процессу, дабы способствовать не только профессиональному, но и личностному росту человека.

В классической модели образования преподаватель выступает в роли источника информации, а студент — её получателя. При таком подходе обучение протекает пассивно, а роль студента в самом процессе незначительна [1].

Традиционное образование породило барьер между навыками и знаниями студента на момент выпуска из университета и тем, что требуется потенциальному работодателю. Это подтолкнуло образовательные учреждения к переходу на проблемно-ориентированное обучение, при котором задачи решаются с изучением реальных проблем.

Основные методические инновации также связаны с применением интерактивных форм и методов обучения. Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном Вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс.

В целом, можно выделить три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

  1. Пассивные — основные действия и инициативы исходят от педагога, а студенты лишь слушают.
  2. Активные — студенты и преподаватель являются равноправными участниками педагогического процесса.
  3. Интерактивные — взаимодействие не только с преподавателем, но и между студентами, которые, в свою очередь, доминируют по активности в процессе обучения.

Создание условий, комфортных для студента, в которых он чувствует свою успешность в процессе обучения, является целью интерактивных методов преподавания. Как уже было сказано выше, интерактивное обучение в первую очередь предполагает диалог, но не только между студентом и преподавателем, но и в формате студент-студент.

Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения:

– пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;

– формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;

– формирование социальных и профессиональных навыков;

– эффективное усвоение преподаваемого материала;

– самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;

– установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;

– формирование уровня осознанной компетентности студента.

Существуют различные интерактивные формы в образовании:

– метод «круглого стола»;

– диспуты;

– мозговой штурм;

– деловые и ролевые игры;

– сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

– тренинги, мастер-классы.

В зависимости от конкретной ситуации, преподаватель сам выбирает наиболее удобные формы обучения.

Преподнося учебный материал на интерактивном занятии, следует придерживаться определённых принципов работы:

Первый принцип: занятие не должно являться скучной лекцией и предполагает взаимодействие между всеми участниками процесса.

В качестве второго принципа выступает безусловное полное равенство всех участников процесса и отсутствие любого рода притеснений.

В качестве третьего принципа выступает право на собственное мнение у каждого студента.

Четвёртый принцип: возможность подвергать критике предложенную идею, но не личность кого-либо.

Пятый принцип: материал занятия не является «руководством к действию», а лишь выступает как основа для собственных размышлений.

Максимальный эффект от интерактивных занятий будет достигнут, если исходить из данных принципов.

В качестве итога отметим, что польза интерактивного обучения в возможности одновременного решения нескольких задач по развитию навыков и умений коммуникации.

Также интерактивные методы способствуют более качественному развитию эмоционального контакта между студентами и росту уровня креативности, способности подходить к вопросу обучения нестандартно и отстаивать собственную позицию как при индивидуальной, так и при командной работе.

Ещё одно выгодное отличие интерактивных методов обучения от традиционных в снижении уровня нервной нагрузки на студентов в процессе обучения, так как ведение занятий в таком ключе даёт возможность переключаться между учебными вопросами.

Литература:

  1. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
  2. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
  3. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.
  4. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методы обучения
инновация
образовательные технологии
интерактивное обучение
студент
Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-237):
Часть 4 (стр. 233-317)
Расположение в файле:
стр. 233стр. 235-237стр. 317

Молодой учёный