В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.
Ключевые слова: методы обучения, инновация, образовательные технологии, интерактивное обучение, студент.
В наше время, в связи с высоким темпом развития образовательной системы необходим пересмотр практических и теоретических подходов к содержанию образования, профессиональной педагогической подготовке. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что инновационный подход к обучению будущих специалистов должен быть системным и всеобъемлющим.
Сам термин «инновация» означает внедрение какого-либо нововведения или изменения. Предполагает введение каких-либо новых тенденций в различных сферах, как явление, имеет определённые особенности:
- инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы;
- распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития;
- благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в школах, колледжах и университетах.
Основой для инноваций в технологиях образования должны быть такие моменты, как социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов и учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся [2], для этого необходимо гармонично сочетать применение инновационных форм и методов с пониманием целей и задач кадровой подготовки. Инновационные методы, как отмечается в педагогической литературе, отражены во многих технологиях обучения, направленных на развитие процесса обучения и подготовку специалистов высокого уровня для самых разных сфер общественной жизни [3]. Условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков для будущей профессии создаются с их помощью. Использование инновационных методов обучения педагогами способствует разрушению стереотипов изучения различных дисциплин и развитию креативных качеств студентов. [4].
В связи с высоким темпом внедрения новых форм и методов обучения, педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
- Обучение должно быть интерактивным
- Студентам должна быть интересна изучаемая дисциплина
- Учебный процесс должен способствовать формированию коммуникативных навыков, адаптации к динамично и быстро меняющимся условиям жизни, социализации и росту стрессоустойчивости, и прочим необходимым современному человеку навыкам.
Таким образом, устойчивость интереса студентов к предмету и развитие способности к самообразованию с самого начала обучения и интерес к научным изысканиям являются главными задачами новой образовательной системы. Что делает необходимым изначальную психологическую «настройку» студента на такое отношение к учёбе. Ему следует дать понять, как применять на практике полученные профессиональные навыки, для чего и нужны инновационные технологии и методы преподавания.
Человеческий фактор играет очень весомую роль в технике преподавания конкретного педагога. Так или иначе, специалист распространяет знания через призму собственного опыта и субъективного понимания им предмета. Также, с позиции собственного понимания, оцениваются и ответы студентов. Инновационные же подходы выделяют именно творческий аспект понимания предмета и нестандартные решения поставленных задач, базируя методы преподавания на, в первую очередь, увлечении и повышении интереса к процессу, дабы способствовать не только профессиональному, но и личностному росту человека.
В классической модели образования преподаватель выступает в роли источника информации, а студент — её получателя. При таком подходе обучение протекает пассивно, а роль студента в самом процессе незначительна [1].
Традиционное образование породило барьер между навыками и знаниями студента на момент выпуска из университета и тем, что требуется потенциальному работодателю. Это подтолкнуло образовательные учреждения к переходу на проблемно-ориентированное обучение, при котором задачи решаются с изучением реальных проблем.
Основные методические инновации также связаны с применением интерактивных форм и методов обучения. Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном Вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс.
В целом, можно выделить три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
- Пассивные — основные действия и инициативы исходят от педагога, а студенты лишь слушают.
- Активные — студенты и преподаватель являются равноправными участниками педагогического процесса.
- Интерактивные — взаимодействие не только с преподавателем, но и между студентами, которые, в свою очередь, доминируют по активности в процессе обучения.
Создание условий, комфортных для студента, в которых он чувствует свою успешность в процессе обучения, является целью интерактивных методов преподавания. Как уже было сказано выше, интерактивное обучение в первую очередь предполагает диалог, но не только между студентом и преподавателем, но и в формате студент-студент.
Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения:
– пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;
– формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;
– формирование социальных и профессиональных навыков;
– эффективное усвоение преподаваемого материала;
– самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;
– установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;
– формирование уровня осознанной компетентности студента.
Существуют различные интерактивные формы в образовании:
– метод «круглого стола»;
– диспуты;
– мозговой штурм;
– деловые и ролевые игры;
– сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
– тренинги, мастер-классы.
В зависимости от конкретной ситуации, преподаватель сам выбирает наиболее удобные формы обучения.
Преподнося учебный материал на интерактивном занятии, следует придерживаться определённых принципов работы:
Первый принцип: занятие не должно являться скучной лекцией и предполагает взаимодействие между всеми участниками процесса.
В качестве второго принципа выступает безусловное полное равенство всех участников процесса и отсутствие любого рода притеснений.
В качестве третьего принципа выступает право на собственное мнение у каждого студента.
Четвёртый принцип: возможность подвергать критике предложенную идею, но не личность кого-либо.
Пятый принцип: материал занятия не является «руководством к действию», а лишь выступает как основа для собственных размышлений.
Максимальный эффект от интерактивных занятий будет достигнут, если исходить из данных принципов.
В качестве итога отметим, что польза интерактивного обучения в возможности одновременного решения нескольких задач по развитию навыков и умений коммуникации.
Также интерактивные методы способствуют более качественному развитию эмоционального контакта между студентами и росту уровня креативности, способности подходить к вопросу обучения нестандартно и отстаивать собственную позицию как при индивидуальной, так и при командной работе.
Ещё одно выгодное отличие интерактивных методов обучения от традиционных в снижении уровня нервной нагрузки на студентов в процессе обучения, так как ведение занятий в таком ключе даёт возможность переключаться между учебными вопросами.
Литература:
- Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
- Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
- Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.
- Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.