Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе — использование интерактивных форм обучения.
Повышение качества подготовки студентов вузах определяется использованием в образовательном процессе новых технологий обучения, где необходимо учитывать особенности формирования специалистов для дальнейшей работы по своей профессии. Широкое применение интерактивных образовательных технологий способно значительно повысить качество профессиональной подготовки во всех формах организации учебного процесса. [1]
Интерактивное обучение — прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации.
Интерактивное обучение предполагает:
– Регулярное обновление и использование электронных учебно-методических изданий;
– Использование для проведения учебных занятий современные мультимедийные средства обучения;
– Проведение аудиторных занятий в режиме реального времени посредством Интернета, когда студенты и преподаватели имеют возможность не только слушать лекции, но и обсуждать ту или иную тематику, делится своим мнением и т. д. [2]
Каждый вид интерактивных форм обучения имеют свои цели и задачи:
– Кейс-метод;
– Метод проектов;
– Метод SCORE;
– Свод анализ;
– Эссе;
– Проблемная ситуация;
– Технология Резюме;
– Карта разума.
Эти формы обучения помогают создать интерактивную среду значительно облегчающую реализацию педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует повышению качества подготовки специалиста. Методы используются во время всего учебного процесса для объяснения, закрепления и оценивания темы занятия.
Также существуют такие методы, которые применяются только для закрепления и объяснения темы:
– Инсерт;
– «Т»схема;
– Метод слайдовой презентации (иллюстрация);
– Дискуссия;
– Беседа;
а для повторения прошедшей темы и оценивания домашнего задание используются следующие методы:
– Блиц-опросс;
– Блиц-игра;
– Ассисмент;
– Кластер;
– Мозговой штурм;
– Графический органайзер;
– Метод портфолио. [1]
При оценивании этими методами соблюдаются основные принципы дидактики, создается комфортная психологическая среда и обеспечивается индивидуальный подход к каждому студенту.
В качестве вывода можно сказать, что использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий как средств повышения качества подготовки специалистов доказывает их приоритетность среди имеющихся систем профессиональной подготовки студентов, а учебно-методические комплексы, разработанные по каждому предмету на основе интерактивных образовательных средств, помогает повысить качество образование вузах.
Литература:
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. — Москва: Академия, 2009.
- Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / под ред. Т. С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.