В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.
Ключевые слова: интерактивное обучение, субъектный подход, взаимодействие.
Введение. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение», который обозначает деятельность, основанную на активном взаимодействии с субъектом обучения [4]. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью, с двусторонним обменом информацией между субъектами обучения.
Актуальность применения интерактивных технологий обучения обусловлена новыми целями образования, требующими поиска методов обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации.
Вся совокупность знаний должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из кризисов и конфликтов. Этим требованиям отвечают интерактивные технологии обучения, которые становятся все более популярным в системе школьного образования. К их числу относят технологии проведения дискуссий, дебатов, деловых и ролевых игр, тренинговые технологии, кейс-технологии, технологии проблемного обучения и другие.
Изложение основного материала. Суть интерактивного обучения заключается в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процессе познания. Совместная деятельность учеников в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Интерактивная деятельность предполагает своей целью организацию и развитие диалога общения, который ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого ученика задач. В ходе общения обучающиеся учатся мыслить, критиковать, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуктивные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуется парная, групповая, индивидуальная работа, разрабатываются исследовательские проекты, ролевые игры, внедряются творческие формы деятельности.
Интерактивное обучение призвано реализовывать субъектный подход в организации учебной деятельности, формировать познавательно-активную и мыслительную деятельность обучающихся, усиливать мотивацию к изучению предмета, создавать благоприятную атмосферу на уроке, минимизировать монологизацию преподавательского материала и дублирование информации, полученной из доступных источников [1].
Исходя из целевых ориентаций интерактивного обучения, можно сформулировать некоторые правила его организации на уроках:
- в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники; с этой целью полезно выбирать технологию, позволяющую включать всех учеников в процесс обсуждения;
- необходимо озаботиться о психологической подготовке учеников, поскольку не все пришедшие на урок морально готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы;
- следует относиться с вниманием к подготовке помещения для работы; класс должен подготовлен с таким расчетом, чтобы обучающимся было легко перемещаться в процессе работы в больших и малых группах;
- внимательно следует относиться к вопросу процедуры и регламента, о нем необходимо договорится в начале и не нарушать его.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с окружающими субъектами образовательного процесса. Режим коммуникации имеет двусторонний характер: от учителя к ученику, и от ученика к учителю; а также появляются такие отношения как «ученик-ученику», способствующие развитию коммуникативных навыков и усовершенствованию межличностных отношений. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учеников к самостоятельному поиску.
При интерактивном обучении учителю отводится много новых ролей: эксперта, консультанта, организатора. В вопросе реализации интерактивных технологий обучения имеют место и трудности для преподавателя. Затруднения заключаются в большом объеме необходимой информации при подготовке к уроку и нехватке времени на реализацию поставленных задач. Также проблема может заключаться в привычке к традиционным методам обучения и возможном отрицании современных подходов к обучению как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся [3].
Для преодоления вероятных проблем представляется целесообразным реализовывать технологии интерактивного обучения в несколько этапов.
Первый этап представляет собой мотивацию и дальнейшую ориентацию на взаимодействие. Педагог совместно с учениками рассчитывает необходимое время и режим работы, ставит цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему.
Второй этап, координационный, распределяет роли в учебном взаимодействии. Обучающиеся занимаются изучением инструкций, знакомятся с проблемной ситуацией, а также с материалами, с которым предстоит работа. Параллельно педагог кратко излагает сценарий занятия, повторно озвучивает правила и уточняет нюансы.
После того как всем участникам учебного процесса стали понятны цель, содержание, правила и ясна проблема, осуществляется непосредственно проведение интерактивного занятия. Участие педагога в интерактивном занятии сводится к минимуму, его основная задача — наблюдение. В случае, если у учеников возникают трудности, они могут прибегнуть к помощи учителя. Но педагог не должен напрямую решать задачу или давать явные намеки на решение проблемы, он может только указать направление, в котором необходимо двигаться, чтобы достичь цели.
Этап обсуждения, анализа и оценки проведенного занятия предполагает обмен мнениями, защиту своих позиций, формулирование выводов.
При данном подходе к обучению, учитель не навязывает знания обучающимся, а дает неограниченный диапазон для развития познавательной деятельности. Так, содержание образования воплощает в себе социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения, трансформируется в его личный опыт и становится частью его собственного опыта. В соответствии с личностно-ориентированной концепцией, содержание как социальный опыт, состоит из четырех основных структурных элементов:
– опыта познавательной деятельности, выраженной в форме ее результатов — знаний;
– опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу;
– опыта творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
– опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентаций [2].
Использование интерактивных технологий обучения соответствует данным критериям, поскольку занятия на основе взаимодействия не только повышают уровни осмысления материала и личностных качеств, но и способствуют активизации мотивационных аспектов познавательной деятельности.
Выводы. Подводя итог, можно обобщить очевидные преимущества при использовании интерактивных технологий обучения:
– взаимное обогащение участников групповой деятельности;
– организация совместных действий, которая ведет к активизации учебно-познавательного процесса;
– межличностная коммуникация.
Использование интерактивных технологий в работе педагога можно отнести к способам повышения интереса обучающихся к предмету, уровня мотивации и, как следствие, оптимального усвоения, закрепления изучаемого на уроке материала. Кроме того, интерактивный метод обучения способствует развитию интеллекта, самостоятельного мышления, формированию собственного мнения по любому вопросу, а также умения совместной деятельности в коллективе, в команде, взаимоуважения к точке зрения своих собеседников.
Литература:
- Абросимова Е. А. Использование интерактивных методов обучения праву в школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. 2. № 1. С. 25–28.
- Волох Т. С. Обучение праву: вопросы теории и практики: учебно-методическое пособие / Т. С. Волох. — Омск: Изд-во ОмГПУ, — 2017. — 116 с.
- Зверева Л. Г., Темирова Э. Э. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1–1. С. 143–145.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1: учебно-методическое пособие в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 818 с.