Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования
Автор: Ганаева Есита Эминовна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 15.10.2015
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Ганаева, Е. Э. Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/340/ (дата обращения: 16.12.2024).
Система высшего профессионального образования, реформируемая с учетом требований подписанного РФ Болонского соглашения, находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, существовавшая ранее система образования была достаточно эффективной, давала обширную теоретическую подготовку и достаточно логично продолжала среднее, среднее профессиональное и среднее специальное образование. С другой стороны, коренное изменение (в последние 10 лет) экономики страны и всей ее материальной и духовной культуры требует приведения системы образования (в том числе высшего профессионального) в соответствие с требованиями реальной жизни. [1,с. 124]
Проводящаяся реформа вызывает достаточно много возражений. Ее противники говорят о том, что отсутствие широкой теоретической базы во всех основных областях научного знания делает из человека исполнителя с достаточно узким кругозором, специалиста, способного работать только в узкой профессиональной области. На первый взгляд, при сокращении аудиторных часов и изрядной доли самостоятельной работы (преподаватель выступает в большей мере как консультант, а не как источник знаний, насаждающий их студентам) кажется достаточно проблематичным оценить тот объем знаний, умений и компетенций, которые приобрел студент за время обучения.
Но при всех критических замечаниях очевидны и преимущества проводящихся реформ. Во-первых, объем современного научного знания настолько велик, что даже в рамках одной науки давно существуют ученые, специализирующиеся в отдельной области, и знающие остальные разделы в очень ограниченном объеме. Навязывать человеку мертвый груз знаний, который заведомо ему никогда не пригодится — это перегрузка его психики и потеря времени. Кроме того, сейчас большинство людей достаточно мобильны и имеют возможность в течение жизни кардинально менять сферы деятельности. Необходимо учитывать, что лишь малая часть студентов, получивших степень бакалавра, желает и способна заниматься научной и преподавательской деятельностью (потребность в таких кадрах также весьма ограничена). [2,с. 44]
Во-вторых, в современном динамичном мире знания достаточно быстро устаревают (3–5 лет), доступ к информации достаточно легкий, поэтому сейчас не так важна содержательная часть учебного курса, как методологическая. То есть важно научить студента грамотно работать с информацией, делать выводы и обобщения, разрабатывать целостные обоснованные концепции и эффективно взаимодействовать с людьми.
В-третьих, скорость освоения содержания конкретного курса у каждого студента индивидуальна. Это зависит не только от психологических особенностей студентов, но и от их навыков самостоятельной работы, жизненного опыта и умения работать с самыми различными источниками информации.
Немаловажный фактор — индивидуальный подход к обучению. Активный и хорошо работающий студент может освоить дисциплину много раньше своих сокурсников, что позволит ему освободить свое время (это определенная доля уважения к студенту как личности), в то время, как преподаватель имеет возможность уделить больше внимания тем студентам, которые испытывают трудности в учебе. [3,с. 175]
Еще одна задача — обеспечение доступа студентов к максимальному количеству учебно-методических материалов. Это напрямую связано с применением новейших технологий. Так, студент, имеющий в своем распоряжении электронный учебник, видео- или аудиокурс лекций с презентациями, их конспект, глоссарий, набор заданий для текущего, рубежного и итогового контроля безусловно будет лучше воспринимать учебную дисциплину, так как у него есть целостное представление о ее предметной области, методологии, основных понятиях и проблематике курса. Проработав часть проблем по заданной преподавателем методике, он, столкнувшись на практике с аналогичными вопросами и проблемами, сможет действовать профессионально и эффективно. [4,с. 82]
Именно компетентностный подход предусматривает формирование у студентов конкретных знаний, умений и навыков, при этом они затрагивают как профессиональные, так и личностно-психологические характеристики, позволяющие максимально эффективно применять профессиональные навыки.
Принципиальная новизна компетентностного подхода заключается в том, что теоретический материал осваивается студентом не как нечто самостоятельное и самоценное, а как необходимая база для решения конкретных профессиональных практических задач. В частности, доля лекционных занятий существенно снижается, а доля занятий, на которых студент должен проявить свою творческую активность, возрастает.
Этому способствует внедрение так называемых интерактивных методов обучения, предусматривающих самые разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной работы. Они позволяют сформировать у студента положительную мотивацию к активному и эффективному обучению. Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. [5,с. 238]
Термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование: как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [6,с. 836]
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. [7,с. 423]
При этом с учетом специфики подготовки студентов определенного направления необходимо вносить коррективы в содержание программы любой гуманитарной дисциплины для того, чтобы студенты осознавали практическую пользу изучения данной дисциплины с позиции ее значимости для их будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Зимняя И. А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия [Текст] /И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 240с. [1,с. 124]
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 128с.
- Бозванова Е. И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста [Текст] /Е. И. Бозванова //Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 174–176.
- Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании. Авторская версия [Текст] /И. П. Мединцева. — М.:Буки-Веди,2012. — 209с.
- Хасия Т. В. Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога [Текст] /Т. В. Хасия //Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 237–240.
- Ниязова Г. Ж. Компетентностный подход в системе образования [Текст] /Г. Ж. Ниязова, Т. Ж. Ниязова //Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 834–838.
- Пшеничная В. В. Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа [Текст] /В. В. Пшеничная //Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 422–424.