Компетентностный подход в обучении и воспитании
Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 19.01.2015
Статья просмотрена: 5087 раз
Библиографическое описание:
Жалилова, В. А. Компетентностный подход в обучении и воспитании / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7139/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Проблемы:
- недостаточная подготовленность отдельных обучающихся;
- этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;
- высокий уровень программного содержания образования;
- результаты среза знаний, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;
- противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.
Задачи:
- сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;
- сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, самостоятельность обучающихся.
Основная цель: такого обучения — формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.
Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.
Ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные
- коммуникативные
- социально-трудовые
- информационные
- личностного самосовершенствования
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Технология когнитивного обучения;
- Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
- Технология решения изобретательских задач;
- Технология КСО.
Направления реализации компетентностного подхода:
- Формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания научных текстов, обработки информации разного рода, действия в группе);
- Формирование обобщенных умений предметного характера (умение решать задачи, умение интерпретировать таблицы и диаграммы);
- Усиление прикладного, практического направления на уроках (необходимо овладевать способами, умениями решать задачи с применением формул и пр.).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения требований:
- соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
- создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;
- диагностика успешности учащихся;
- создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;
- оперативность и объективность контроля знаний;
- создание ситуации успеха; обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;
- взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.
Развитие компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий:
- умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
- заниматься самообразованием;
- работать с различными базами данных, документацией;
- добывать информацию;
- иметь собственное мнение;
- понимать позицию других людей;
- оценивать жизненную ситуацию;
- определять рациональное потребление;
- оценивать поступки, вредные привычки
- сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
- принимать решения;
- уметь прийти к общему мнению;
- работать в группах;
- уметь организовать свою работу;
- нести ответственность за поступки;
- устоять перед трудностями и т. д.
Компетентностный подход требует от учителя:
- переосмысления целей и задач обучения;
- пересмотра образовательных технологий;
- предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе.
Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т. д.
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.
Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:
- ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),
- блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),
- практические занятия с материалом курса (для естественных наук — лабораторные занятия, для гуманитарных — дискуссии или игровое моделирование),
- модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.
Меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах.
Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Интегрированный урок является примером компетентностного подхода в обучении.
В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что интеграция поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.
Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.
Цель интегрированный уроков — направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:
1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Основные этапы построения интегрированных уроков.
1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы по смежным предметам, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей.
3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации.
6. Оценочно-рефлексивныйэтап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке.
Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Применение компетентностно-ориентированного подхода способствует развитию одарённых детей. Это можно судить по результатам работы учеников.
ВЫВОД:
1. Компетентностный подход к обучению дает возможность каждому учителю построить свой урок так, чтобы учащиеся, усваивая предложенный педагогом материал, могли самостоятельно конструировать новый опыт, порождающий новые знания и способы действий.
2. Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя.
Литература:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 32 с.
2. В. В. Маскин, Т. К. Меркулова, А. А. Петренко Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / под ред. В. В. Маскина. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с.
3. И. А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М., 2004.
4. Н. Л. Галеева Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006.
5. И. С. Сергеев, В. И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 132 с.
6. А. В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.