Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме компетентностного подхода в образовании. Она раскрывает содержание понятия «компетентность». Авторы стремятся проследить проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Главное достоинство этого подхода — не дать человеку затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем и самореализоваться.
Ключевые слова: компетенция, компетентность.
В последние годы в педагогической литературе все чаще можно встретить термины «компетенция», «компетентность». Учителя не до конца понимают, что же это за слова и не уверены, правильно ли они их используют. Тем не менее большинство педагогов без труда смогут выделить тех, кого принято называть компетентным специалистом, затруднение вызовет попытка определить, что именно их делает такими. В русском языке уже больше века слово «компетенция» означает совокупность прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например: область деятельности, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Почему возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. В отечественной педагогике есть слова: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения». Содержание понятия «компетентность» намного шире, чем просто знания, умения и навыки. В компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовывать знания. Развитие компетентности — процесс, который не заканчивается однажды, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос: «Почему объект так устроен?», в отличие от традиционного: «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход устанавливает подчиненность знаний умениям. С внедрением ФГОС НОО появилась необходимость формировать на уроках в начальных классах компетентности, которые должны быть перенесены на изучение учебных предметов в старшем звене с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогами наиболее эффективных методик и образовательных технологий. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy». «Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как надо применять эти знания в реальной жизни» [Майк Тируман, Генеральный директор Educare International Consultancy]. По идее этого проекта ученикам необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нем. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем, самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те ключевые компетенции, которые формируются в школе. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в школе должно обязательно употребляться, использоваться, а не быть мертвым багажом. Значит, знания, полученные на школьных уроках, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны позволять приобрести опыт обращения со знаниями, их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Преобладающими методами должны быть такие, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Подводя итог, можно отметить, что компетентностный подход в образовании нацелен на достижение нового, целостного, образовательного результата, и отражает итог усвоения содержания образования и развития личности.
Литература:
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».http://www.eidos.ru.
- Вербицкий А. А., Ларина О. Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М., Логос, 2009.
- «Преобразование обучения для ХХI века», МОиН РТ, 2013.