Ключевые слова : методика преподавания , цифровые аборигены,цифровые иммигранты , учебный процесс, преподаватель, учащийся, современные технологии.
Необходимость в использовании новых технологий и внедрения их в традиционные методы преподавания состояла в изменении стиля мышления у нового поколения. Нынешним студентам уже не актуально учиться по той же программе, по какой учились их преподаватели, дети, рожденные в новой культуре, легко усваивают новый язык, и принципиально отказываются от старого. В своей статье «Аборигены и иммигранты цифрового мира» Марк Пренски описывал теорию, в которой говорится о степени искажения мышления у поколения, которое родилось и выросло в эпоху современных технологий, поэтому их мотивированность зависит от фактора поощрения, а также от степени занимательности самого процесса обучения. Необходимо было изменять привычный уклад для создания более комфортных методов, вводить игровой фактор, а также учитывать изменения навыков чтения и поиска информации. Пренски отмечает, что под влиянием мгновенного распространения цифровых технологий в последние десятилетия 20-го века, учащиеся радикально изменились. Произошло событие, которое сильно все изменило, больше нет возврата к прошлому [1, с. 1].
Марк Пренски дает две классификации, на которые делятся люди:
1) Цифровые аборигены
2) Цифровые иммигранты [1, с. 1-2].
Цифровые аборигены — «новые» учащиеся, для них сегодня все «родное» в цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернете. Цифровые иммигранты — те, кто не родились в эпоху цифровых технологий, а несколько ранее. Они не до конца понимают, как устроен цифровой мир.
Одной из основных проблем в методике преподавания является недопонимание между «аборигенами» и «иммигрантами». Цифровые иммигранты говорят на архаичном языке, пытаясь так учить новое поколение, которое говорит на совершенно новом языке. Они не верят, что их ученики могут учиться успешно, делая что-либо одновременно, поскольку сами так не могут [1, с. 2].
Преподаватели считают, что нынешние учащиеся такие же, какими были всегда, и что те же самые методы, которые использовались для учителей, будут работать для нынешних учеников и сейчас. Цифровые аборигены привыкли получать информацию очень быстро, они бегло просматривают информационные ресурсы в хаотичном порядке, предпочитают тексту визуальный ряд, что сильно снижает качество усвояемого материала [1, с. 1].
Поэтому, чтобы не допустить поверхностного изучения материала было решено грамотно и сбалансированно вводить современные технологии в традиционные методы обучения. Аборигены попросту не способны воспринимать информацию, которая не отвечает их многозадачности и стилю мышления.
Проблему трудностей, связанных с использованием современных технологий также рассматривали Сурнов К. Г. и Тхостов А. Ш. в статье «Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона цивилизации». Они утверждают, что современными технологиями нужно пользоваться в меру и с умом, так как они могут являться фактором формирования патогенной среды, которая способствует не развитию человека, а его деградации. Начиная злоупотреблять цифровыми технологиями, люди таким способом удовлетворяют свои потребности, что приводит к психологическим расстройствам [2, с. 20-27].
В связи с этим, необходимо тщательно подходить к вопросам об использовании современных технологий в методике преподавания, не заменять ими привычные традиционные методы, но вместе с тем, не уменьшать их значение в обучении нового поколения. Для решения проблемы использования современных технологий в методике преподавания и трудностях во взаимопонимании между преподавателями и учащимися, Марк Пренски обозначил пути. Он считает, что учителя должны научиться общаться на языке, и стиле своих студентов.
Должен присутствовать контент «Будущее». Это могут быть своего рода различные обучающие компьютерные игры. Например: создать игру по философии, в которой философы ведут дискуссии, а учащиеся выбирают какие выражения или утверждения могут принадлежать каждому философу [1, с. 3-6].
Для качественного и интересного обучения преподаватели должны создавать контент, который поистине мог бы мотивировать обучающегося. Существует множество технологий, которые можно использовать на занятиях, начиная от проектных досок заканчивая интерактивными практическими заданиями. Все инновационные методы обучения можно разделит на две основные группы:
- Инновационные методы, основанные на компьютерных технологиях;
- Инновационные методы, основанные на интернет-технологиях, которые могут быть: синхронными (К таким формам относятся, например, видеоконференции, чаты с коммуникацией в реальном времени, современные площадки и программы как Microsoft Teams, Skype, Zoom. Подобные программы давно существуют в повседневной жизни многих людей, что делает их простыми в использовании в процессе обучения, а единственный препятствующий фактор — наличие современных устройств у учащегося); асинхронными (к которым относятся электронная почта, блоги и др., где общение происходит с определенными временными промежутками) [5].
Предлагаем рассмотреть несколько пунктов, каким должен быть «цифровой» преподаватель сегодня, и что нужно сделать, чтобы им стать [3].
— Любить цифровые технологии искренне.
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть IT-френдли. Он должен уметь создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации и т. д. При этом преподать это так, чтобы у ученика появилось желание использовать полученную информацию не только на уроке, но и дома.
— Искать возможности, а не оборудование.
Сейчас использование информационных технологий возможно во всех обучающих дисциплинах, даже на уроках физкультуры. Во время самоизоляции при помощи видеокамеры на телефоне, преподаватели записывали упражнения и выкладывали их сеть, чтобы обучающиеся смогли повторить данные упражнения и получить оценку. Цифровой» учитель не обязательно должен использовать супердорогое и новое оборудование. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
— Использовать разные каналы связи и технологии.
Можно обратиться к социальным сетям, они предоставляют множество возможностей. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
— Помнить о личном обаянии.
Все инструменты, используемые педагогом только помощники. 80 % эффективности обучения все же определяется личностью педагога [3].
Проблема использования современных технологий в методике преподавания становится все более актуальной с каждым годом. Так как традиционные методы, хоть и являются основной формой обучения, становятся менее эффективными.
Кроме того, к концу 2024 года 10 млн человек должны пройти обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности [4].
Особенно остро ощутилась необходимость использования цифровых технологий во время пандемии COVID-19. Большая часть образовательного процесса перешла в дистанционный режим. В связи с этим появлялись проблемы как у преподавателей, так и у обучающихся. Многие не понимали, как правильно использовать компьютерные программы, чтобы это не усложняло процесс обучения и не сказывалось на успеваемости обучающихся.
Основные трудности в использовании новых средств у преподавателя заключается в незнании и отсутствии навыков их использования. Старшее поколение не выросло в привычной нам цифровой среде, для них появляющиеся современные технологии неизвестны, и они нуждаются в более детальном обучении использования подобных средств. Помочь им справиться с трудностями в освоении цифровых технологий, должны люди поколения Z (с 2000 г.р.). В свою очередь для продуктивного обучения, учителя должны верить в пользу и значимость цифровых технологий, научиться приспосабливаться к ним. Таким образом, оптимизация учебного процесса при помощи digital технологий возможна при активной коммуникации младшего поколения со старшим, и сбалансированного внедрения современных технологий, что позволит вывести традиционное обучение на современный уровень.
Литература:
- М. Пренски: «Аборигены и иммигранты цифрового мира». Перевод А. Сотникова, А. Самарина, А. Барышева, Б. Ярмахов. gimc.ru.URL:http://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira?ysclid=l5h4azxria917514114 дата обращения (11.07.2022.)
- Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации // Национальный психологический журнал — 2006. — № 1(1) — с.20–27.
- Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий. РБК тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6052069e9a7947035eec2cd2 дата обращения (11.07.2022.)
- Элементы «Цифрового университета» внедрят во всех государственных вузах к концу 2023 года. ТАСС. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6100012?ysclid=l5gv036yn8168055151&utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru дата обращения (11.07.2022.)
- Синхронное и асинхронное обучение: что это такое и почему важно понимать их различия. Skillbox.ru. URL: https://skillbox.ru/media/education/sinkhronnoe-i-asinkhronnoe-obuchenie-chto-eto-takoe-i-pochemu-vazhno-ponimat-ikh-razlichiya/ дата обращения (11.07.2022.)