Ключевые слова: писатели, реальность, дети.
В современном мире каждый педагог сталкивается с проблемой, как заинтересовать и поддержать учащихся в изучении школьных предметов.
Педагоги стараются решить проблему активизации познавательной деятельности используя нетрадиционные формы обучения.
Нетрадиционные формы обучения — это разнообразные методы и подходы, используемые в обучении, которые не подразумевают традиционную передачу и усвоение материала из учебного пособия на уроке. Данные формы обучения полезны для разнообразия и повышения интереса учащихся к теме, расширения кругозора, поддержки и ускорения усвоения материала.
С развитием педагогики появляется доступ к множеству инструментов и ресурсов, которые могут помочь педагогам создавать увлекательные и эффективные уроки. Уроки могут быть интересными и занимательными, если проводить их в нетрадиционной форме.
Цель использования нетрадиционных форм обучения на уроках заключается в разработке и реализации новых подходов к обучению, разнообразии методик обучения, а также в создании и использовании инновационных материалов.
Кроме того, использование нетрадиционных форм обучения дает возможность учителям развивать свой профессиональный уровень, улучшать методические умения и осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Основные задачи нетрадиционных уроков заключаются в том, чтобы приблизить учеников к практическому применению изучаемых знаний, увеличить их мотивацию и интерес к учебному процессу и в итоге улучшить их результаты обучения. Кроме того, существуют другие задачи нетрадиционных уроков, такие как [1, с. 195]:
- Совершенствование навыков общения и формирование социальных компетенций. Нетрадиционные уроки помогают учащимся развивать навыки коммуникации, обучают их общению и взаимодействию в группе, помогают стимулировать дискуссии и развивать социальные навыки.
- Развитие креативных и критических мыслительных способностей. Нетрадиционные методы обучения способствуют развитию креативности и способности к критическому мышлению, помогая учащимся по-новому рассматривать проблемы и находить нестандартные подходы к их решению.
- Создание положительного эмоционального опыта. Нетрадиционные уроки зачастую веселые и интересные, они помогают учащимся выйти из зоны комфорта и создать положительное эмоциональное опыт, что ведет к улучшению их настроения и мотивации.
Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных тем, что используются более нестандартные методы преподавания, которые выходят за рамки традиционных лекций и занятий. Выделяют следующие признаки нетрадиционной формы урока [2]:
- Используются различные формы и методы обучения, в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов учащихся.
- Учащиеся активно принимают участие в процессе обучения, общаются друг с другом, делятся мнениями и знаниями.
- Учащиеся получают точную и подробную обратную связь от учителя, что помогает им оценить уровень своего развития и получить рекомендации по улучшению и дальнейшему развитию.
- На уроке учащиеся обучаются отстаивать свою позицию, аргументировать свое мнение.
Эти признаки определяют, что обучение может быть эффективным и полезным, не только с точки зрения приобретения новых знаний и навыков, но и с точки зрения формирования полезного мышления.
Нетрадиционные уроки выполняют множество функций для учащихся, обеспечивая более полное и эффективное образование [3, с. 107]. Выделяют шесть основных функций нетрадиционных уроков, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Функции нетрадиционных уроков
Название функции |
Описание функции |
Обучающая функция |
Способность нетрадиционных уроков развить внимание, память, навыки восприятия и обработки информации, а также умение принимать всевозможные решения |
Воспитательная функция |
Нетрадиционные уроки способны развить умение общаться, работать в группе, гуманно и внимательно относиться к тому, с кем приходится работать |
Развлекательная функция |
В ходе нетрадиционных уроков создается атмосфера, которая способна ненавязчиво расположить ребенка к обучению, возбудить в нем положительные эмоции и превратить урок в необычное событие |
Коммуникативная функция |
На нетрадиционных уроках происходит обучение навыкам общения, а также умение правильно выражать свои мысли |
Релаксационная функция |
На нетрадиционных уроках происходит расслабление, снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой от длительного ежедневного обучения в школе |
Развивающая функция |
Нетрадиционные уроки способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальных качеств и социальных навыков учащихся. Они стимулируют учащихся научиться новым навыкам и знаниям, что может повысить их уверенность в своих способностях |
Существует несколько принципов, которые помогают проводить нетрадиционные уроки и достигать лучшего педагогического результата.
Они ориентированы на мотивацию учащихся, использование разнообразных форм, активное участие учащихся в уроке, создание и восприятие положительной атмосферы на уроке, и другие аспекты, которые играют важную роль в повышении качества образования [4, с. 172].
Перечислим основные принципы нетрадиционных уроков [5, с. 213]:
- Ориентация на учащихся, то есть фокус внимания направлен на потребности и интересы учащихся.
- Интерактивность, то есть участие всех учащихся в общении, обмене мнениями через дискуссии, в совместных играх, проектах.
- Активное обучение, то есть учащиеся активно занимаются обучением, отвечают на вопросы и проявляют инициативу в дискуссиях.
- Мотивация, то есть создание условий, которые мотивируют учащихся и поддерживают их интерес к обучению.
- Творческий подход, то есть использование различных техник и методов обучения, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.
- Развитие критического мышления, то есть привитие навыков критического мышления, которые помогают учащимся рассматривать проблемы с разных точек зрения и находить нестандартные решения.
- Применение в реальной жизни, то есть обучение соответствующим навыкам и умениям, которые в дальнейшем можно будет применить в реальной жизни.
Эти принципы помогают создать эффективный учебный процесс. Они учитывают особенности всех учащихся и помогают учителям создать интересный, полезный и разнообразный учебный опыт, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося [6, с. 105].
Таким образом, подчеркнем, что нетрадиционные уроки помогают учащимся лучше уяснить материал и привлекают их для обучения новым навыкам и знаниям. Их превосходство заключается в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, что дает им возможность проявить свой потенциал и выражать свою индивидуальность.
Литература:
- Богачкина, Н. А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. — М.: Омега-Л, 2017. — 233 c.
- Нетрадиционные уроки // Studfiles: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/4268586/page:62/ (Дата обращения: 03.10.2024)
- Мартишина, Н. В. Традиционные и новые технологии обучения: учебно — методическое пособие / Н. В. Мартишина, О. В. Еремкина. — Москва: РУСАЙНС, 2023. — 150 с.
- Афонин, И. Д. Психология и педагогика высшей школы / И. Д. Афонин, А. И. Афонин. — М.: Русайнс, 2018. — 256 c.
- Кроль В. М. Педагогика: учебное пособие / В. М. Кроль. — Москва: РИОР: ИНФРА — М,2023. -303 с.
- Бурняшева, Л.А Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе: методическое пособие / Л.А Бурняшева, Л.Х Газгиреева. — Москва: КНОРУС, 2023. — 192 с.