Образование XXI века: нестандартные подходы к обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Фетисова, Д. Г. Образование XXI века: нестандартные подходы к обучению / Д. Г. Фетисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 444-445. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119531/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: писатели, реальность, дети.

В современном мире каждый педагог сталкивается с проблемой, как заинтересовать и поддержать учащихся в изучении школьных предметов.

Педагоги стараются решить проблему активизации познавательной деятельности используя нетрадиционные формы обучения.

Нетрадиционные формы обучения — это разнообразные методы и подходы, используемые в обучении, которые не подразумевают традиционную передачу и усвоение материала из учебного пособия на уроке. Данные формы обучения полезны для разнообразия и повышения интереса учащихся к теме, расширения кругозора, поддержки и ускорения усвоения материала.

С развитием педагогики появляется доступ к множеству инструментов и ресурсов, которые могут помочь педагогам создавать увлекательные и эффективные уроки. Уроки могут быть интересными и занимательными, если проводить их в нетрадиционной форме.

Цель использования нетрадиционных форм обучения на уроках заключается в разработке и реализации новых подходов к обучению, разнообразии методик обучения, а также в создании и использовании инновационных материалов.

Кроме того, использование нетрадиционных форм обучения дает возможность учителям развивать свой профессиональный уровень, улучшать методические умения и осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Основные задачи нетрадиционных уроков заключаются в том, чтобы приблизить учеников к практическому применению изучаемых знаний, увеличить их мотивацию и интерес к учебному процессу и в итоге улучшить их результаты обучения. Кроме того, существуют другие задачи нетрадиционных уроков, такие как [1, с. 195]:

  1. Совершенствование навыков общения и формирование социальных компетенций. Нетрадиционные уроки помогают учащимся развивать навыки коммуникации, обучают их общению и взаимодействию в группе, помогают стимулировать дискуссии и развивать социальные навыки.
  2. Развитие креативных и критических мыслительных способностей. Нетрадиционные методы обучения способствуют развитию креативности и способности к критическому мышлению, помогая учащимся по-новому рассматривать проблемы и находить нестандартные подходы к их решению.
  3. Создание положительного эмоционального опыта. Нетрадиционные уроки зачастую веселые и интересные, они помогают учащимся выйти из зоны комфорта и создать положительное эмоциональное опыт, что ведет к улучшению их настроения и мотивации.

Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных тем, что используются более нестандартные методы преподавания, которые выходят за рамки традиционных лекций и занятий. Выделяют следующие признаки нетрадиционной формы урока [2]:

  1. Используются различные формы и методы обучения, в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов учащихся.
  2. Учащиеся активно принимают участие в процессе обучения, общаются друг с другом, делятся мнениями и знаниями.
  3. Учащиеся получают точную и подробную обратную связь от учителя, что помогает им оценить уровень своего развития и получить рекомендации по улучшению и дальнейшему развитию.
  4. На уроке учащиеся обучаются отстаивать свою позицию, аргументировать свое мнение.

Эти признаки определяют, что обучение может быть эффективным и полезным, не только с точки зрения приобретения новых знаний и навыков, но и с точки зрения формирования полезного мышления.

Нетрадиционные уроки выполняют множество функций для учащихся, обеспечивая более полное и эффективное образование [3, с. 107]. Выделяют шесть основных функций нетрадиционных уроков, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Функции нетрадиционных уроков

Название функции

Описание функции

Обучающая функция

Способность нетрадиционных уроков развить внимание, память, навыки восприятия и обработки информации, а также умение принимать всевозможные решения

Воспитательная функция

Нетрадиционные уроки способны развить умение общаться, работать в группе, гуманно и внимательно относиться к тому, с кем приходится работать

Развлекательная функция

В ходе нетрадиционных уроков создается атмосфера, которая способна ненавязчиво расположить ребенка к обучению, возбудить в нем положительные эмоции и превратить урок в необычное событие

Коммуникативная функция

На нетрадиционных уроках происходит обучение навыкам общения, а также умение правильно выражать свои мысли

Релаксационная функция

На нетрадиционных уроках происходит расслабление, снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой от длительного ежедневного обучения в школе

Развивающая функция

Нетрадиционные уроки способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальных качеств и социальных навыков учащихся. Они стимулируют учащихся научиться новым навыкам и знаниям, что может повысить их уверенность в своих способностях

Существует несколько принципов, которые помогают проводить нетрадиционные уроки и достигать лучшего педагогического результата.

Они ориентированы на мотивацию учащихся, использование разнообразных форм, активное участие учащихся в уроке, создание и восприятие положительной атмосферы на уроке, и другие аспекты, которые играют важную роль в повышении качества образования [4, с. 172].

Перечислим основные принципы нетрадиционных уроков [5, с. 213]:

  1. Ориентация на учащихся, то есть фокус внимания направлен на потребности и интересы учащихся.
  2. Интерактивность, то есть участие всех учащихся в общении, обмене мнениями через дискуссии, в совместных играх, проектах.
  3. Активное обучение, то есть учащиеся активно занимаются обучением, отвечают на вопросы и проявляют инициативу в дискуссиях.
  4. Мотивация, то есть создание условий, которые мотивируют учащихся и поддерживают их интерес к обучению.
  5. Творческий подход, то есть использование различных техник и методов обучения, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.
  6. Развитие критического мышления, то есть привитие навыков критического мышления, которые помогают учащимся рассматривать проблемы с разных точек зрения и находить нестандартные решения.
  7. Применение в реальной жизни, то есть обучение соответствующим навыкам и умениям, которые в дальнейшем можно будет применить в реальной жизни.

Эти принципы помогают создать эффективный учебный процесс. Они учитывают особенности всех учащихся и помогают учителям создать интересный, полезный и разнообразный учебный опыт, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося [6, с. 105].

Таким образом, подчеркнем, что нетрадиционные уроки помогают учащимся лучше уяснить материал и привлекают их для обучения новым навыкам и знаниям. Их превосходство заключается в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, что дает им возможность проявить свой потенциал и выражать свою индивидуальность.

Литература:

  1. Богачкина, Н. А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. — М.: Омега-Л, 2017. — 233 c.
  2. Нетрадиционные уроки // Studfiles: сайт. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/4268586/page:62/ (Дата обращения: 03.10.2024)
  3. Мартишина, Н. В. Традиционные и новые технологии обучения: учебно — методическое пособие / Н. В. Мартишина, О. В. Еремкина. — Москва: РУСАЙНС, 2023. — 150 с.
  4. Афонин, И. Д. Психология и педагогика высшей школы / И. Д. Афонин, А. И. Афонин. — М.: Русайнс, 2018. — 256 c.
  5. Кроль В. М. Педагогика: учебное пособие / В. М. Кроль. — Москва: РИОР: ИНФРА — М,2023. -303 с.
  6. Бурняшева, Л.А Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе: методическое пособие / Л.А Бурняшева, Л.Х Газгиреева. — Москва: КНОРУС, 2023. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учащийся, нетрадиционная форма обучения, критическое мышление, обучение, интерес учащихся, метод обучения, навык, развитие, реальная жизнь.


Похожие статьи

Задать вопрос