Инновационная модель менеджера в школьном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 2022 раза

Библиографическое описание:

Зияханов, А. А. Инновационная модель менеджера в школьном образовании / А. А. Зияханов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9819/ (дата обращения: 15.11.2024).



Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Д. Карнеги

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Поиск новых форм управления в наше время- явление объективной исторической закономерности. Появляются новые сферы деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. [1]. Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы становится руководитель учреждения. Ему принадлежит роль менеджера как профессиональному управляющему. Цель менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к эффективному совместному действию. Для этого менеджеру необходимо придать упорядоченность усилиям людей, сбалансировать их сильные и слабые стороны, сгладить существующие между ними противоречия. Задачами менеджмента, по П. Драккеру, являются: сплочение людей вокруг общих целей управляемой организации, развитие в сотрудниках индивидуальной ответственности, а также индивидуальных потребностей и способностей к их удовлетворению, поощрение саморазвития сотрудников, выстраивание коммуникаций между ними [2]. Главные идеи педагогического менеджмента, отличающие его от традиционного управления школой: взаимодействие, взаимопроникновение субъектов образовательного процесса, рефлексивное управление, управление на основе взаимного доверия и уважения, создание руководителем для подчиненных ситуаций успеха, возможностей для профессионального роста. Изучение различных аспектов управления школой позволяет структурировать семантику понятия «педагогический менеджмент», которое включает следующие взаимосвязанные значения: управление, осуществляемое в социально-педагогической среде; управление не только процессами, но и людьми, непосредственно осуществляющими процессы или иным образом влияющими на процессы; управление, при котором осуществляется педагогическое воздействие на людей.

Менеджмент в практике возник с появлением общества и организаций. Зарождение менеджмента как науки произошло в конце 19 века. Ф. Тейлор обобщил практику управления предприятиями и опубликовал книгу «Принципы научного управления». С того времени практика и теория менеджмента развивалась под воздействием изменений, происходящих в мировой экономической системе. Менеджер образования — это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность. Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства. Это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе — сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения. Менеджер выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования четыре блока: административный, педагогический, коммуникативный, исследовательский. Большое значение в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Идея педагогического характера деятельности директора выражена у. А. Сухомлинского: «...хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». [3] Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей. На этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом». Управлять — значит приводить к успеху других. Управлять — значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений — работа единой командой. Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников». Хорошее управление — это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий. Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. [4]

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Как говорилось ранее, в школе много организационных проблем. Основные проблемы — недостаток финансирования и недостаток воспитательной работы. Школа не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому финансирование в школе 100 % бюджетное, а оно не достаточно для нормального функционирования школы. Привлечение дополнительных средств практически невозможно. Необходима инновационная система управления, инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент — это «менеджмент изменений» [5], позволяющий управлять развитием определенной системы, осуществляемом на основе инноваций.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Литература:

  1. Основы менеджмента» Мескан, Альберт, Хедоури.
  2. Управление в системе образования» Панферова Н. Н.
  3. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. / Пер. с англ.- М.: Технолог. школа бизнеса, 1992.
  4. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным?. — М.: Педагогический поиск, 2004.практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 2: в 3-х ч. Ч. 2. — С. 176–179.
  5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов: 5-е издание. –
  6. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.
  7. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д. В. Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, задача, инновационный менеджмент, менеджмент, отношение, развитие, система образования, управление, школа, школьный инновационный менеджмент.