Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 05.03.2014

Статья просмотрена: 9027 раз

Библиографическое описание:

Колбасина, Л. В. Качественное образование — будущее нации / Л. В. Колбасина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 448-454. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9243/ (дата обращения: 22.12.2024).

Эпоха «образования на всю жизнь» канула в прошлое. Чтобы быть в деле, нужно быть мобильным, готовым к качественному изменению, как самого себя, так и окружающей действительности. И во всем этом нужно научить жить новое поколение, ибо во все времена именно на него возлагались надежды — сделать страну преуспевающей. Для государства успех — рост качества жизни его граждан, для человека успех — в реализации его личных возможностей, признании их гражданами государства. Объединяет эти ресурсы — образование. Р. Киплинг писал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление. В условиях модернизации образования каждому руководителю средней школы для того, чтобы «НЕ ОТСТАТЬ ОТ ЖИЗНИ» следует иметь представления о современных концепциях управления и уметь применять их на практике [2. с.26]. По мнению великого немецкого философа И. Канта, лишь два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. Оба этих искусства должны быть гармонично соединены в работе школы. Деятельность по управлению школой кардинально отличается от работы других руководителей учреждений.

Цель: обеспечение образовательных учреждений современными управленческими кадрами, способными осознавать современные проблемы и перспективы реформирования системы образования, успешно решать профессиональные проблемы в интересах учреждения образования и своих воспитанников с учетом текущих и перспективных потребностей государства.

Объект исследования: управление образовательным процессом.

Предмет исследования: педагогические условия эффективного управления образовательным процессом на основе стандартов системы менеджмента качества.

Проблема: Если будет сформирована эффективная модель управления, то будут: достигнуто качественное образование;

-       обеспечены условия для развития индивидуальности учащегося и педагога;

-       сформирована общая и коммуникативная культура образовательного процесса.

Гипотеза: управление качеством образования учащихся современной школы будет эффективным, если: уточнена сущность и определены показатели качества образования учащихся как объекта управления; установлены и учтены факторы, влияющие на повышение эффективности управления качеством образования учащихся и позитивные изменения результатов образовательного процесса; реализован системный подход к управлению качеством образования учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

Задачи:

1.                  Сформировать эффективную модель управления.

2.                  Повысить конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

3.                  Воспитать в школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворить его потребности в получении образования.

4.                  Совершенствовать образовательный менеджмент, в том числе внедрение принципов корпоративного управления.

5.                  Совершенствовать систему мониторинга развития образования.

6.                  Создать условия для внедрения и проектирования информационной среды в учебно-воспитательный процесс.

7.                  Освоить новые управленческие технологии, обеспечивающие реализацию задач современного образования;

8.                  Создать школьный управляющий совет, реформировать органы ученического самоуправления.

Актуальность: жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента образования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Новизна: разработка методик в совершенствовании: образовательного менеджмента, внедрение принципов корпоративного управления и системы мониторинга развития в рамках государственной программы развития образования РК на 2011- 2020 годы.

Эффективность данного проекта является обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость: состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы администрацией и педагогами учреждений образования для организации эффективного управления образовательным процессом на основе системы менеджмента.

Менеджмент — от англ. management –управление, руководство.

Менеджмент — это управление, предполагающее создание условий для сотрудничества руководителя и подчиненных в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Педагогический менеджмент (менеджмент в образовании) — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом. направленный на повышение его эффективности

Менеджер учебно-познавательного процесса — учитель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учеников.

Менеджер учебно-воспитательного процесса — руководитель учебного учреждения (директор, зам. директора), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников [5. с.111].

В современных педагогических словарях под качеством образования понимается определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования, прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности учреждений образования, современной технологии управления ими. Мы недолжны, путать понятия управление и менеджмент.

Таблица 1

Сравнительный анализ

Управление

Менеджмент

Целенаправленное воздействие на систему или процесс

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, материально-технических ресурсов

Воздействие управляющей системы на управляемую с целью упорядочения и перевода в качественно новое состояние

Управление с помощью эффективной организации работы членов учреждения (организации)

Деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения

Специальный вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, его развитие, успех, создание условий достижения успеха всеми членами коллектива

Деятельность строится на подчинении руководству.

Создание условий для комфортного сотрудничества, совместной, творческой деятельности коллектива

Деятельность менеджера строится на уважении и доверии.

Система менеджмента.

Представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления.

Основные элементы системы менеджмента

-        сущность и характеристика основных системообразующих элементов менеджмента в образовании;

-        цели менеджмента;

-        основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса;

-        миссия и философия образовательного учреждения;

-        закономерности и принципы управления;

-        персонал управления;

-        информация управления;

-        техника и технология управления;

-        функции управления;

-        структура управления;

-        методы управления;

-        организация труда в управлении;

-        результаты управления (эффективность и качество управления);

-        развитие менеджмента.

Сущность современного менеджмента в образовании раскрыта американским ученым П. Друкером: «это специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления, как и от собственных усилий и отдачи людей» [7. с.15].

Задачи менеджмента:

1)      сплачивать людей вокруг общей цели, создание коллектива единомышленников;

2)      Развивать в каждом потребности и возможности их удовлетворения;

3)      Способствовать развитию людей;

Выстраивать деятельность на основе коммуникации на индивидуальной ответственности;

4) Разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования организации.

Под корпоративным управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. [12. с.51]Основная задача в этой области — сформировать понимание важности надлежащего корпоративного управления. Другая цель — способствовать экономическому развитию и образованию гражданского общества в Казахстане путем более конструктивного взаимодействия между основными группами участников образовательного процесса: корпоративного управления и менеджмента.

Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой — более низкий, где принимаются решения оперативно. На рисунке отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Рис. 1.

Операционный уровень управления. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений.

Функциональный уровень управления. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность.

Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Стратегическое планирование реализации целевых установок предусматривает развитие управления школы:

-        Модернизация управления качеством образования.

-        Создание системы государственно-общественного управления школой.

-        Управление воспитательной системой школы.

Запланированные направления позволят достичь следующих результатов:

-                Оптимизировать структуру управления школы на основе открытости образовательной системы.

-                Реализовать программно-целевой подход в управлении.

-                Внедрить информационно-коммуникационные технологии в процессы управления.

-                Повысить роль общественного соуправления развитием школы: создать школьный управляющий совет и реформировать органы ученического самоуправления.

Обеспечить положительную динамику качественных показателей успеваемости: повысить показатель качества успеваемости по школе

Классификация управленческих действий коллектива школы в соответствии с уровнями управления [1. с.104].

Рис. 2.

Директор является лидером в реализации настоящей политики качества и должен обеспечивать своих сотрудников поддержкой и соответствующими ресурсами, брать на себя обязательства и нести ответственность за создание условий, необходимых для достижения цели. [11. с. 98] Директор обеспечивает понимание, проведение и внедрение настоящей политики на всех уровнях управления. Заместители директора должны добиваться единства целей и направлений развития системы управления. Они должны создавать внутреннюю среду корпоративного менеджмента, который позволяет всем участникам образования быть в полной мере вовлеченными в процесс достижения стратегических целей. Что позволяет с максимально повысить качество образования.

Операционный уровень — это уровень оперативного управления, обеспечивающий реализацию различных направлений взаимодействия школы и семьи. Здесь в систему управления включены педагоги, классные руководители, психологи, социальные педагоги и др. На данном уровне целесообразно создание новых организационных структур в виде ассоциаций педагогов: научных лабораторий педагогов, школы педагога-исследователя, научно-методического центра координации взаимодействия с семьей. Целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют. Инструментами достижения стратегических целей являются комплексная программа развития школы и целевая программа менеджмента качества.

Основная задача управления образованием заключается в объединении ресурсов школ для решения проблемы качества образования, предоставления учащимся, родителям больших возможностей в выборе форм получения образования; обновлении содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. В этих условиях актуальным становится развитие способов управления образовательной системы. Учреждения образования — не закрытое учреждение, на образовательные результаты влияем не только мы учителя, но и, прежде всего родители [9. с.186].. Именно им принадлежит ведущая роль в социальной мотивации учащихся на необходимость получения качественного образования. Поэтому к управлению образованием необходимо привлекать общественность — не только работников школ, но учащихся их родителей и людей из внешнего окружения. Для этого необходимо создать в школе Школьный Управляющий Совет. Компетенции Управляющего совета отражают усиление демократизации в управлении школой. Его миссия — сбалансировать государственные и общественные интересы в организации образовательного процесса, достижении учащихся соответствующего уровня образования. Решения Управляющего совета обязательны для всех участников образовательного процесса. В совместной работе реализуются партнерские отношения, связанные с привлечением дополнительных средств на развитие школы. Образовательные связанные с совершенствованием здоровьесберегающей образовательной среды — получение учащимися образования должно происходить без ущерба для их здоровья. Воспитание должно строиться на формировании культуры здоровья, под которой понимается не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемая в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о сохранении своего здоровья и бережно относиться к здоровью других людей. Консультационно-информационные, направленные на расширение социального партнёрства за счет средств ИКТ [13. с.75].

Современное состояние информатизации среднего образования можно охарактеризовать как переход от этапа ликвидации компьютерной безграмотности к этапу интенсивного использования информационных технологий в учебном процессе и управлении школой. Процесс управления школой можно представить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это процесс анализа информации. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела чрезвычайно большое значение. В ней испытывают необходимость и учитель для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий и диагностики его возможностей. Мониторинга за развитием учащихся, сравнения результатов образовательной деятельности с учебными и воспитательными возможностями школьника, и руководитель, и его заместители для определения стратегии развития, оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений. В этих условиях именно внедрение новых информационных технологий обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. С внедрением новых информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемого не только как управление школой, но и управление процессом обучения каждого учащегося. Особенность нашего времени — это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Готовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-технического прогресса — главная задача педагога. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Поэтому на уроках необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.

Мудрость жителей пустынь гласит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний («Authentic learning», конструктивистская дидактика). Обучение понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся включаясь в разнообразные виды деятельности, используя доступные источники познания, формирует собственное мировоззрение (понятия, способы, техники и т. д.) а не просто усваивает готовые «знания», факты из различных областей, подчас не связанных между собой. Активная самостоятельная работа учащихся должна стать приоритетной в учебно-воспитательном процессе. Учащиеся и педагоги должны активно экспериментировать, открывать и создавать. Характерной чертой такого подхода, в центре которого стоит учащийся, является гибкость и адаптивность обучающей системы. Контроль качества знаний — ключевая позиция, которая имеет принципиальное значение для достижения качества образования [3. с.105]. Компьютерные и сетевые технологии предоставляют широкие возможности для осуществления автоматизированной проверки знаний. Наиболее эргономичной формой является тестирование в сетевом режиме. Может осуществляться текущий, промежуточный и итоговый контроль. Результаты могут быть использованы для стандартной и рейтинговой оценки освоения дисциплины. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты — очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Система контроля за реализацией программы основана на мониторинге качества образования школы, количественные показатели которого позволят отследить ожидаемые результаты. Оценка качества образования — определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [4. с.18].. Внутришкольная система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений [6. с.35]. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Качество управления образовательной системой основывается на объективных знаниях. Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой. Динамизм общеобразовательной системы требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга Мониторинг учебного процесса Важным фактором в управлении образовательным процессов в школе остается контроль, призванный выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях малоэффективны. Традиционные статистические данные системы образования не дают целостного представления. Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей. Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в учреждении должна работать школьная модель мониторинга. Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива в школе создано положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качества образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения, принятию превентивных мер в совершенствовании учебной деятельности каждой школы. Результаты ЕНТ 2004 год — 2 место по району; 2005 год — 1 место; 2009–1 место; 2011–1 место. Сравнительный анализ результатов обучения свидетельствует о том, что уровень знаний учащихся школы имеет положительную динамику по предметам образовательных областей В школе созданы методическая копилка, методические рекомендации управления качеством образования, управление познавательной деятельностью учащихся, управление самостоятельностью учащихся на уроке, управление образовательным процессом при помощи ИКТ.

Полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей разработки проблемы совершенствования управления современным общеобразовательным учреждением по результатам, а также для выявления и теоретического обоснования других показателей его эффективности.

Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:

1.                  Повышение качества образования за счет совершенствования эффективности образовательного менеджмента;

2.                  Включение в проект всех участников образовательного процесса;

3.                  Расширение возможностей проекта за счет использования корпоративного управления;

4.                  Разработка более совершенной системы мониторинга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированная модель эффективного управления образовательным процессом на основе стандартов системы менеджмента качества. объективно способствует общественно-демократическому развитию школы, повышению управленческой компетентности руководителей, достижению максимальной эффективности развития учреждения образования не только за счет ее внутренних резервов, но и внешних взаимодействий, делает возможной совместную подготовку нормативных и законодательных актов в области среднего образования.

Литература:

1.         Александрова М. В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: Монография. — Великий Новгород, 2004.-104с.

2.         Бенис У., Томас Р. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. — М.: Вильямс, 2006.

3.         Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. — М.: Логос, 2007.

4.         Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

5.         Булынский Н. Н. Менеджер профессионального образовательного учреждения / Н. Н. Булынский; Юж. -Урал. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования, Челяб. гос. агроиженер. ун-т. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. — 111 с.

6.         Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 1991.

7.         Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании. — М.: Кнорус, 2006.

8.         ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.-М.: Госстандарт России, 2001.

9.         Гурова В. Я. Управление развитием образовательной среды в социокультурном территориальном пространстве: автореф. дис.... канд. пед. наук: (13.00.01) / В. Я. Гурова. — М., 2003.

10.     Джей Рос, Темплар Ричард Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

11.     Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. — М., 1997.

12.     Иванова Е. А., Шишкина Л. В. Корпоративное управление.- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

13.     Каркаускас С.М, Н. В. Курмышев, Г. Ю. Соколова Интернет технологии для работников образования. Ч. Основы работы с персональным компьютером: Метод. Рекомендации. Великий Новгород, 2004. -75с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, уровень управления, качество образования, корпоративное управление, управление, учебно-воспитательный процесс, эффективное управление, качественное образование, управление школой, управленческая деятельность.


Задать вопрос