Патриотическое воспитание как основа формирования личности
Автор: Абдулаева Мадина Алиасхабовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 30.09.2014
Статья просмотрена: 3007 раз
Библиографическое описание:
Абдулаева, М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М. А. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197/ (дата обращения: 21.12.2024).
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В современных условиях глубоких перемен признаниявзаимозависимости и взаимосвязанности народов мира, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей понятие «интернационализм» меняется, все больше утрачивая классовое содержание и смыкаясь с гуманистическими ценностями. Ныне интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств, наций или их отдельных частей — классов, социальных слоев или групп. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Буржуазный интернационализм ограничен конкуренцией, особенно между буржуазией разных стран. Однако он сыграл существенную роль в борьбе против докапиталистических укладов и остается опорой сотрудничества организаций и союзов, правительств и партий, ориентированных на интересы буржуазии.
В отечественной литературе ставится вопрос о недопустимости противопоставления патриотизма общечеловеческим ценностям, что ведет по существу к пропаганде эгоизма, аморализма, ненависти к своей стране и народу
Общечеловеческая сущность патриотизма заключается в том, что патриотическое сознание граждан является необходимым условием сколько-нибудь стабильного существования любой страны, и в том, что именно патриотизм служит основой осознания единства не только данного народа, но и всего человечества». Безусловно обоснованными являются мысли о взаимосвязи и взаимозависимости общечеловеческого и патриотически-гражданского, о необходимости воспитания любви к своей стране и народу. Вместе с этим вызывает серьезную озабоченность то обстоятельство, что в общественных науках все еще не получило своего раскрытия содержание таких фундаментальных понятий, как «российский патриотизм», «российское самосознание», являющихся фактором сплочения народов страны, граждан разных наций и конфессий в единое российское общество.
Патриотизм — это любовь граждан к своей родине, выражающаяся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к государственному и общественному строю, общественные отношениям, природным богатствам и территории, народам страны, их культурам, традициям, соотечественникам. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, горечи ее неудач, уважении к историческому прошлому и настоящему, бережном отношении к традициям и культуре.
Патриотизм — это глубокие чувства любви к родной земле, языку, традициям, к своему народу, родному краю, республике, области, провинции. В различные эпохи патриотизм выражает различное содержание, определяясь изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями — развития отечества. Особое значение патриотизм приобрел в период становления нации в борьбе с феодальной раздробленностью и иноземными захватами. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания. Ни один народ не одарен какой-либо способностью, обеспечивающей ему преимущество перед другими. Поэтому к патриотизму граждан разных стран следует относиться одинаково и с большим уважением. Любовь к Родине и любовь к свободе взаимопроникают. Нацисты и шовинисты превозносят одни нации в ущерб другим. Патриотизм предполагает равенство народов, свободу и справедливость, равенство граждан независимо от их национальной, расовой или религиозной принадлежности. Он также подразумевает стремление сделать что-то для Родины, изменить ее к лучшему. Любой народ заинтересован в развитии своей родины, ее социальной, политической и культурной среды, в защите отечества, родной культуры, традиций, родного языка. Понятие «защита отечества» выросло на почве национально-освободительных движений как справедливая борьба за свободу и независимость своей страны. Защита отечества угнетенных народов в их борьбе против колониального господства заслуживает решительной поддержки [2].
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [5].
Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр.
Родина (отечество, отчизна, страна) — это исторически сложившаяся политическая, социальная и культурная среда, в которой живет человек, народ. Родина — это общество, развивающееся в границах определенной территории, с определенным составом населения. Родина — это государственное образование, имеющее определенный этнический состав населения, национально-территориальные и территориальные образования (республика, область, край, штат, провинция). Отечество также подразумевает родной народ, нацию, родную природу. Федеративное многонациональное государство представляет собой межнациональную, межконфессиональную среду, реальные межэтнические условия, способствующие сплочению граждан разных национальностей и конфессий.
Российский патриотизм — это отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам. Дружба народов — это отношения между нациями, народностями, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных действий людей разных национальностей, направленных на достижение единых целей. Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет в единую федерацию. Исторически сложившаяся совместная жизнь народов России в рамках единого государства, взаимовлияние их культур, психологического склада, морально-религиозных норм поведения способствуют формированию у граждан страны (независимо от их национальной или религиозной принадлежности) российского патриотизма, в котором находят сочетание национальное (русское, татарское, осетинское и т. д.) и социально-психологическое (общероссийское, общенационально-гражданское). Для крупных федеративных государств такая двойная идентичность в принципе является вполне нормальным явлением.
Гражданство — это правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные права и обязанности. Гражданские права и свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Основные права и свободы гражданина находятся и под контролем мировой общественности и международных организаций. Становление гражданского общества происходит как процесс, в котором участвуют и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности. Функция коллективности, формирующей человека в обществе, получает дальнейшее развитие. Коллективность, складывающаяся в гражданском обществе, во многом формируется сознанием принадлежности к общей культуре, единства национального и гражданского.
Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л. Р. Болотина, О. И. Павелко, Л.ф. Спирин, П. В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В. В. Белорусова, Н. И. Болдырев, Н. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина, Л. И. Мищенко и др.) — как часть нравственного воспитания, третьи (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М. А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота- человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины» [1, 3, 6].
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях является актуальной и значимой проблемой. Ее решение во многом определяет успех развития нашей страны в будущем. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования.
Литература:
1. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. — 2002.
2. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999.-390с.
3. Попова А. И. Воспитание патриота России // Начальная школа. — 2007.
4. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» — М, 2005.
5. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. — М.: Учпедгиз, 1959. — 148 с.
6. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев: Стипница, 1978. — 276 с.