Патриотизм — национальная идея России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 3559 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. К. Патриотизм — национальная идея России / Е. К. Иванова, А. С. Николова, Л. В. Маюрова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 5-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/719/ (дата обращения: 16.12.2024).



У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. А для того чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях».

Президент России Владимир Путин

Одна из самых актуальных современных проблем России — воспитание молодёжи. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «От того, как будет воспитываться молодёжь, будет напрямую зависеть не только благополучие, но и само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит их счастье и счастье их семей».

Важным аспектом развития общества является гражданская культура молодого поколения страны. Без этого невозможно нормальное функционирование российского общества.

Сравнивая наше время с советским периодом со всевозможными молодёжными организациями комсомолом, пионерией, пионерскими лагерями, демонстрациями, и т. п., где формирование патриотизма ставилось на первое место, мы (говоря от лица молодежи) сегодня остались «без царя в голове». Сейчас необходимость воспитания патриотизма у россиян, а именно молодежи вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях страна должна стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время [11].

Поколение ХХI века. На каких ценностях оно воспитывается? На каких ценностях воспитывается сегодня молодежь? Многие политики Западных стран пытаются принизить роль СССР в разгроме фашизма. Их цель — сделать все, чтобы для молодых людей — россиян Великая Отечественная война превратилась в «неизвестную войну», чтобы они утратили духовную связь с историей своего народа — это, по словам президента РФ Путина В. В.: «сфера жёсткой конкуренции, порой хорошо срежиссированной пропагандистской атаки» [10]. Новое поколение должно знать, что именно советские солдаты принесли народам мир. А День 9 мая всегда должен быть значимым праздником в их жизни, как дань духовной памяти своим дедам, прадедам.

Актуальность темы работы заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более-менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране.

Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающего поколения, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма [11].

Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого состояния патриотизма. Статистика неумолима, и она говорит о том, что причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе (52,42 %), второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников (41,42 %), третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье [11].

Ещё один статистический пример. Молодым петербуржцам открыто был задан вопрос о герое нашего времени. Оказалось, что 82 % респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 37 % считают, что таковых нет вообще, 36 % просто не знают их, 9 % думают, что герои есть, но не ведают кто они). Таковы плоды дегероизации в последние 15–20 лет. А когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора [11]. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико, как никогда и это не может не огорчать.

Хотелось бы затронуть еще один аспект жизни современного общества и привести немного статистики. Студентам был задан вопрос: «Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?». Большинство опрошенных ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65 %). Ответ «навсегда» занимает второе место (14,51 %). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95 %. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно — многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя непатриотично [11].

Цель исследования: выявить отношение молодых людей к своей малой и большой Родине.

Задачи исследования:

‒ выявить отношение молодежи к роли патриотизма в нашей стране;

‒ обобщить материал по многолетней практике, сложившейся в Северо-Енисейском районе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

‒ выявить отношение молодых людей к практике патриотического воспитания подрастающего поколения в районе;

‒ выявить соотношение патриотов и непатриотично настроенных людей среди молодежи и чего не хватает для поднятия духа патриотизма в стране.

Предмет исследования: соотношение патриотов и непатриотично настроенных людей среди молодого поколения, исходя из сложившейся практики патриотического воспитания в Северо-Енисейском районе

Методы исследования: изучение литературы, документов, социологический опрос, анкетирование, анализ, обобщение.

Патриотизм — это понятие не материальное. В процессе выявления результатов возникает сложность, так как критерии патриотического воспитания видны только по истечении времени.

Исследуемая проблема разработана, исходя из известных представлений о патриотическом воспитании в работах Уткина В. Е., Лутовинова В..А., Ильина И. А. и др., а также Интернет-ресурсов, анализа материалов проведённых встреч с организаторами мероприятий по патриотическому воспитанию в районе, очевидцами событий.

Гипотеза: многолетняя практика, сложившаяся в Северо-Енисейском районе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, обеспечивает формирование патриотов малой и большой Родины, создает условия для пропаганды данного направления деятельности. Число патриотов превышает число непатриотично настроенных людей среди молодежи в районе.

Изучение понятий «родина», «патриот», «патриотизм».

Значение патриотического воспитания

Одним из этапов исследования является изучение основополагающих понятий таких, как «Родина», «патриот», «патриотизм» и другие. С. И. Ожегов считает, что «Родина — это Отечество, родная страна. Место рождения» [3]. В энциклопедии дано следующее определение понятия «Родина» — это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос [1]. Можно сделать вывод: лексическое значение и значимость понятий «родина» и «отечество» для всех народов и во все времена не меняется. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова дает следующее определение понятию «патриотизм» — это любовь к Отчизне» [5]. В словаре В. Даля есть существенное уточнение понятия «патриот» — «ревнитель о благе», т. е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества [4]. Воспитание патриота невозможно без воспитания человека, имеющего гражданскую позицию и болеющего душой за все, что ему дорого. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «патриот» — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [3].

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриот — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Пропага́нда — в современном политическом дискурсе понимается как распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений...

Космополити́зм (от др. греч. Κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира) — идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.

Эмигра́ция (от лат. Emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Иногда расценивается как «измена родине».

Президент России Путин В. В. считает, что «патриотизм — это национальная идея России. Мы должны строить будущее на прочном фундаменте — патриотизме. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей культуре» [10].

Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма, опирающиеся на общественную инициативу, на деятельность молодёжных, исторических клубов [6]. Для современных условий, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, особенно актуально, делать все возможное для ее возрождения, построения экономически, политически и духовно развитой стабильной державы [2].

Что значит быть патриотом? Какой смысл мы вкладываем в понятие «патриотическое воспитание»? Каким станет будущее нашего Отечества? Такие вопросы волнуют не только представителей старшего поколения. Знакомясь с государственными документами по патриотическому воспитанию, можно прийти к выводу, что оно становится приоритетным для всех структур власти, имеющих отношение к образованию подрастающего поколения. В 2008 году в нашем крае была разработана краевая целевая программа «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края на 2008–2018 годы». В рамках данной программы проводится много разных мероприятий, конкурсных в том числе. Предназначение таких мероприятий — включение молодёжи в деятельность, направленную на воспитание гражданина — патриота [11]. Такой подход является очень важным, так как патриотизм — это тот краеугольный камень, который способствует самосознанию нации и развитию любого государства.

За перестроечно-реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что патриотизм — это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет. В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности — это патриотизм. Никак не могу согласиться с теми, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является, чуть ли не бранным. Каждый количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, поселка, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов. Человек, лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и — если сможет — богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [1]. Воспитание гражданина — патриота — процесс, длящийся десятилетия, века. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела.

Предположим, что роль патриотизма, по мнению нашей молодёжи, велика.

Предположим, что отношение молодого поколения к политике не безразличное.

Предположим, что отношение молодых людей к военной службе в армии положительное.

Предположим, что для поднятия чувства патриотизма в нашей стране не хватает должного вмешательства в жизнь молодежи государства и ответственных за это структур.

С целью определения результатов выдвинутых предположений проведено анкетирование. Количество респондентов: 30.

Анкета

Уважаемые друзья!

Заполните, пожалуйста, предложенную анкету (ручкой). Напротив Вашего варианта ответа поставьте галочку. Если в списке предложенных вариантов ответов Вы не нашли своего, впишите его. Ответить надо на всё вопросы. Заполнение анкеты займёт у вас 5–10 минут. Ваше мнение очень важно для нас. Опрос проводится анонимно.

Благодарим за понимание!

Результаты анкетирования:

  1. Ваш пол:

‒ мужской — 13;

‒ женский — 17.

2. Ваш возраст: 16–25 лет.

  1. Как Вы считаете, человек живет благодаря государству или государство существует благодаря человеку?

‒ человек живет благодаря государству — 12;

‒ государство существует благодаря человеку — 18.

  1. Участвуете ли Вы в парадах, митингах, шествиях, демонстрациях?

‒ да — 27;

‒ нет — 3.

  1. Состоите ли Вы в какой-либо общественной политической молодёжной организации, политическом движении и т. д.?

‒ да — 18;

‒ нет — 10.

  1. Хотели бы Вы жить в другой стране?

‒ да — 4;

‒ нет — 26

Если Ваш ответ «нет», то переходите к вопросу № 7, если «да», выберите причину «да»:

‒ получить более качественное образование — 1;

‒ получать более высокую зарплату — 2;

‒ обеспечить моей семье безоблачное будущее — 1;

‒ я не могу находиться в российском обществе — 0;

‒ я всегда мечтал жить в другой стране, она близка мне по духу — 0;

‒ у меня родственники в другой стране, которые ждут меня — 0;

‒ другое: _________________________________________

  1. Что для Вас 9 мая?

‒ выходной день;

‒ повод расслабиться, сходить на праздничный концерт или просто посидеть в приятной компании — 6;

‒ исторический праздник, день памяти воинам-освободителям, хождение на торжественное возложение венков, военный парад на Красной площади, праздничный салют — 30;

‒ обычный, ничем не примечательный день.

  1. Хотели бы Вы пройти воинскую службу по призыву?

‒ да — 7;

‒ я уже проходил воинскую службу — 2;

‒ нет (по причине) — 4:

‒ пустой траты времени и лучших лет жизни;

‒ низкого качества воинской службы и невозможность применения полученных знаний в области военного дела в дальнейшей гражданской жизни — 1;

‒ нежелания связывать свою дальнейшую судьбу с военным делом — 1;

‒ учебы и желания получать знания в дальнейшем, расти как специалист — 1;

‒ дедовщины, плохого питания — 1.

другое: ______________________________________________

  1. Чего, по Вашему мнению, не хватает для поддержания патриотизма в нашей стране?

‒ вводить больше уроков по поддержанию патриотизма в учебных учреждениях — 5;

‒ создать больший уклон в сторону знаний русского языка, истории России и русской отечественной литературы — 12;

‒ вводить специальные массовые мероприятия по поддержанию патриотического духа — 15;

‒ зарождать патриотизм от семьи —16;

‒ поднимать патриотизм посредством СМИ — 18;

‒ повысить степень доверия населения у правительства — 2;

‒ организовывать военные игры для подрастающего поколения — 11;

‒ в нашей стране с патриотизмом все хорошо, всего хватает — 0;

‒ не хватает ровным счетом ничего для поддержания патриотизма — 0.

  1. Для поднятия чувства патриотизма в нашей стране не хватает должного вмешательства в жизнь молодежи государства и ответственных за это структур:

‒ да — 27

‒ нет -3

Проводимое в работе исследование направлено на выявление: насколько сложившаяся практика патриотического воспитания молодёжи в районе, способствует воспитанию гражданина — патриота малой и большой Родины.

Традиционные практики патриотического воспитания молодёжи вСеверо-Енисейском районе

Невелика Североенисейская земля, но в годы Великой Отечественной войны она породила пять Героев Советского Союза. Вот их имена: Иван Павлович Гореликов, Петр Иванович Марьясов, Ефим Семенович Белинский, Федор Петрович Тюменцев, Георгий Иосифович Туруханов.

Во время военных действий на территории Чечни, при наведении конституционного порядка, погибли Тибекин Олег Анатольевич, (посмертно представлен к званию Героя России) и Полищук Дмитрий Дмитриевич, (посмертно награжден орденом Мужества), выпускники школы № 1, воспитанные на примере выпускника школы 1942г., Ефима Белинского и других героев [7]. В районе сильны патриотические традиции. 9 мая североенисейцы собираются на площади Победы. День Победы — наш национальный праздник, в котором сконцентрировано все: величие нашего народа, мужество победителей, горечь потерь и утрат.

Празднование Дня Победы в районе проходит в соответствии с укрепившимися традициями:

‒ парад открывает колонна знаменосцев из учеников 7–8 классов, подготовленных Домом культуры, Молодежным центром.;

‒ выпускники ежегодных учебных военных сборов, чеканя шаг, дружным строем проходят по площади в военной форме, затем идут колонны пионеров;

‒ возле памятника Защитникам Отечества стоит почетный караул старшеклассников в форме советских воинов-освободителей 1945 г.;

-с 2015 года в параде принимает участие «Бессмертный полк», где дети и взрослые несут фотографии с фамилиями земляков, родных, участников Великой Отечественной войны.

В празднование дня Победы вовлечены практически все школьники и молодежь района. В подготовке парада принимают участие военно-патриотические клубы «Амаки», «Росомаха», работники военкомата, Музея Боевой Славы ССШ № 1.

Старт районной акции «Североенисейцы- фронтовикам — 2010»

В 2009 году члены клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории), Районное управление образования и военный комиссариат Северо-Енисейского района выступили инициаторами создания проекта, цель которого:

‒ восстановить и передать атмосферу и дух исторического прошлого Северо-Енисейского района и Красноярского края в период с 1941 по 1945 годы;

‒ повысить интерес детей и молодежи к нуждам, заботам и проблемам пожилых людей;

‒ развивать чувство гордости и ценностного отношения у молодого поколения к истории района и края.

В рамках этого проекта велась и ведётся научно-исследовательскую деятельность по сбору данных о жизни и деятельности участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, истории ВОВ.

Ветеранов становиться всё меньше. К 2010 году в районе фактически не осталось участников Великой Отечественной войны. Было решено поддерживать связь молодого поколения с ветеранами-фронтовиками, проживающимив других регионах. По программе переселения наш район покинул не один десяток земляков. Сегодня они проживают в краевом центре. В числе покинувших район, — ветеран Великой Отечественной войны, участник первого парада Победы, участник Курской битвы Григорий Бояркин.

Автором проекта «Североенисейцы — фронтовикам» является Наталья Феофанова (руководитель Управления культуры молодёжной политики и спорта администрации С-Енисейского района), который на краевом конкурсе профессионального мастерства работников сферы молодежной политики получил 1 место [7].

Первая выездная акция проекта стартовала в 2010 г. Суть ее: агитбригада из района выезжает с поздравлениями и подарками для участников Великой Отечественной войны и ветеранов тыла в г.Красноярск, Лесосибирск, Енисейск [8]. На приглашение принять участие в акции откликнулись более тридцати бывших североенисейцев. На встречу с земляками собрались и сотни студентов североенисейцев.

Первой акции предшествовали этапы ее подготовки и проведения:

‒ члены клуба «ЛиЗИ», Молодежного центра, администрация района организовали в районе изготовление подарков для ветеранов на спонсорские средства организаций и частных предпринимателей района;

‒ в «Детско- юношеском центре», Доме культуры, дети своими рукамивместе с педагогами делали поделки для ветеранов;

‒ ученики писали письма ветеранам, находящимся в военном краевом госпитале, а так же сверстникам в кадетский корпус г. Красноярска;

‒ концертная бригада, состоящая из вокалистов группы «Вальди», чтецов, группы сопровождения из учащихся, на специально оформленном автобусе, отправились по маршруту Северо-Енисейский- Красноярск- Лесосибирск- Северо-Енисейский.

Творческая группа выступала перед ветеранами Красноярского военного госпиталя, посетила кладбище «Бадалык» (возложила цветы к памятникам:Ефима Белинского, Александра Тибекина — героев-североенисейцев). Посетили Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя, школу им. Е. Белинского в городе Лесосибирске. Подарком для защитников Отечества стала бытовая техника, переданная частными предпринимателями района.

Акция имела положительные отклики. Проект стал площадкой для встречи ветеранов, наших земляков. Репортажи о ней напечатали в районных и краевых средствах массовой информации. В этот же период в районе торжественно чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов тыла и детей войны [7].

Всем следующие акции также старательно готовились.

Вторая акция: «Североенисейцы — фронтовикам. Небо» — 2011 год

В учреждениях образования, культуры Северо-Енисейского района дети изучали материалы о летчиках, создавались тканые полотна — «картины Победы,посвященные им». Педагог Н. А. Култышев вместе с воспитанниками объединения «Резьба по дереву» Детского юношеского центра, изготовили макет истребителя ЛА-5 высотой 1.7 метров для проекта. Данные элементы использовались в организации выставок в культурно — историческом центре г Красноярска, в Доме культуры «Металлург» р.п. Северо-Енисейский. В рамках акции в парке им. М.Горького г. Красноярск выступали: вокальная группа «Вальди», ансамбль «Сторонушка» п. Тея [8]

CM_1-2286

Третья акция «Североенисейцы — фронтовикам. Письмо из прошлого в будущее» — 2012

В 2012 году воспитанниками творческого объединения Детского юношеского центра, под руководством Натальи Фатериной, была изготовлена большая сумка почтальона. Члены клуба «ЛиЗИ» написали письма кадетам. [8] Концертная бригада выступила посредником в передаче писем, поздравлений, подарков ветеранов и жителей района ветеранам города Красноярска, привезя ответные поздравительные письма жителям района. Перекинутые «мостики сердец» объединили сотни людей.

Четвёртая акция «Североенисейцы — фронтовикам. Дети войны» — 2013 г.

http://sibvestnik.ru/images/news/IMG_5183.jpg

Подготовка к акции стартовала за два месяца до выезда в краевую столицу [9].В поселках района были организованы встречи с детьми военной поры, ребята Детско-юношеского центра из объединения «Керамист» изготовили глиняные свистульки образца 40-х годов. Николай Култышев, педагог ДЮЦ, совместно со школьниками изготовил деревянные игрушечные машинки военных годов. В рамках акции был проведен районный конкурс «Кукла моей прабабушки», в нем приняли участие 200 юных творцов. Изготовлены были ребятами и полотна на тему «Дети войны», школьники писали сочинения о ребятах военной поры. Члены Молодежного центра изготовили карамель по рецепту сороковых годов. Много работ было представлено на конкурс ретро фотографии 30–50-ых годов. Выставка была оформлена работниками Музея истории золотодобычи совместно с красноярскими художниками [11]. Песни военных лет исполнили девушки из групп «Вальди», «Юла», хор ветеранов Красноярска «Вдохновение». Нельзя не отметить тейский танцевальный коллектив «Сторонушка». Особо были отмечены организаторы аниматоров, которые в образе работников советского общепита создали атмосферу послевоенной Москвы. Проект 2014 года был высоко оценен Правительством Красноярского края, поддержан Министерством культуры.

Пятая акция «Североенисейцы- фронтовикам. Мы помним» — 2014

На выставках и концертах в г. Красноярске и п. Северо-Енисейском были представлены лучшие экспонаты и художественные номера, рассказывающие о пятилетнем периоде реализации акции. О масштабной акции рассказали краевые телеканалы.

С февраля по апрель в Северо-Енисейском районе проводился конкурс творческих работ учащихся школ о жизни Красноярского края и района в годы Великой Отечественной войны. В нем участвовало 59 работ. В номинации «Труженики тыла» I место заняла работа Головановой Евгении, в номинации «На фронтах войны» лучшим было названо научное исследование Чуваковой Ксении об участии нашей землячки, Роговой Л. Е., в разгроме фашизма. Отрывки из этих работ были напечатаны в местной газете и рекомендованы для напечатания в сборник.

Шестая акция «Североенисейцы — фронтовикам. Вальс Победы» — 2015 г.

9 мая состоялся массовый танец «Вальс Победы» во всех поселках района [8].13 мая в военном госпитале г Красноярска творческая бригада из Северо-Енисейского района представила концертную программу «Вальс Победы», вручила подарки от жителей Северо-Енисейского района. 14 мая состоялось масштабное мероприятие «Вальс Победы» в краевом Доме офицеров. Составляющая часть мероприятия складывалась из разных блоков:

  1. Тематическая выставка, рассказывающая о жизни «Советского рудника» в годы Великой Отечественной войны, о героях североенисейцах, о настоящем дне и патриотическом отношении земляков к наследию Победы;
  2. Торжественная часть, на которой присутствовал Губернатор Красноярского края Виктор Александров ич Толоконский;
  3. Показ спектакля «Дорогами войны» представленный народным театром «Самородок» РДК «Металлург».

Седьмая акция «Североенисейцы — фронтовика». Наследники Победы!» — 2016г.

В рамках акции прошли мероприятия:

рассказывающие о подвигах и героях Великой Отечественной войны, о жизни и героических примерах североенисейцев на фронте и в тылу;

состоялись встречи и беседы с очевидцами военного времени, мероприятия цикла «Школа молодого бойца», включающие соревнования, эстафеты, конкурсы, смотры, сборы, зарницы;

акции добрых дел помощи ветеранам, облагораживание памятников, обелисков, мест захоронения ветеранов ВОВ;

во всех местах установки мемориальных знаков были проведены митинги и «Вахты памяти»,

организованы кинопоказы (кинонедели) патриотических отечественных кинофильмов;

фестивали патриотической песни и стихов;

была организована районная мастерская по подготовке рукотворных подарков для ветеранов Краевого военного госпиталя и очевидцев военного времени, североенисейцев, проживающих на территории района, и городе Красноярске;

проведена районная тематическая выставка детского рисунка и изделий ДПИ в РДК «Металлург» в гп Северо-Енисейский;

выступления сводного творческого коллектива Северо-Енисейского района в Краевом Доме офицеров и Краевом военном госпитале;

организовано показательное выступление военно-патриотических клубов «Амаки» и «Росомаха» и фото- и видеопрезентация Северо-Енисейского района «Наследники Победы», а также историческая музейная выставка в КГБУК «Дом офицеров» г. Красноярска [9].

В рамках проекта велась среди учащихся научно-исследовательская деятельность по сбору данных о жизни и деятельности участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. На Международном конкурсе «Надежды России» за работу «Судьба солдата» — имя с мемориальной плиты» Ирина Подсадняя, ученица СШ № 1 получила 1 место. Ей удалось:

‒ восстановить биографию в более полном объеме Е. П. Безруких — одного из имён, увековеченных на мемориальной доске памятника воинам Великой Отечественной войны в п. Пит-Городок с публикацией 12 ранее неизвестных фотографий из ее жизни;

‒ установить причину неполучения Е. П. Безруких звания Героя Советского Союза, к которому она была представлена (наша землячка не получила этой награды, так как числилась долгое время без вести пропавшей);

‒ воссоздать историю создания памятника в посёлке Пит-Городок Северо-Енисейского района.

Значимость проекта «Северо-енисейцы фронтовикам» вделе патриотического воспитания молодежи

«Народный проект» — так назвал его Юрий Захаринский, полномочный представитель Губернатора Красноярского края в Приенисейском федеральном округе. Губернатор Красноярского края Толоконский В. А. считает, что неформальный подход администрации Северо-Енисейского района к чествованию ветеранов должен являться примером работы по патриотическому воспитанию молодежи, укреплением связи между поколениями. Этот проект — важный вклад в сохранение исторической памяти, он позитивно влияет на воспитание новых поколений. Выступая на одном из концертов выездной агитбригады из п. Северо-Енисейского он отметил: «Я увидел молодежь района, которая помнит свою историю, чувствует ответственность за будущее, готова защищать нашу Родину и трудиться на её благо» [9].

Чтобы узнать мнение молодежи и ветеранов войны о значении этих мероприятий, проведено интервью с участниками акций разных лет.

Ковешникова Анна Андреевна (1922–2012),труженица тыла: «Хочу сказать об этой акции на районном уровне, большое внимание было уделено чествованию ветеранов тыла и детей войны.Поздравление делается с особой теплотой и вниманием.Спасибо всем».

Бояркин Григорий Васильевич,ветеран Великой Отечественной войны: «Акция воспитывает молодежь в патриотическом духе, объединяет поколения, большое спасибо всем».

Шевченко Ульяна,ученица 11 «А» класса школы № 1, участница акции «Дети войны»: «Участвуя в этой акции, я отдавала дань памяти Тане Савичевой. Я создала полотно, на котором были написаны слова из её дневника, который она вела на протяжении всей блокады Ленинграда. Я не только почтила память всех детей войны, но и рассказала другим эту историю,показала все ужасы войны».

Кошарная Валерия,ученица 11 «А» класса школы № 1, участница акции 2011 года «Небо». «С мамой мы решили сделать своими руками модель самолета военных времен. В эту поделку были вложены чуства переживания в предверии празника победы»..

Ефимова Екатерина,ученица 10 «Б» класса школы № 1, участница акции «Дети войны»: «Я принимала участие в акции, посвященной детям войны. Ужас от кадров и стихотворений, звучавших со сцены не могли не оказать влияние на моё представление о военных годах, я прочувствовала весь ужас войны. Я смотрела в глаза ветеранов, котрые были полны слёз, это не передать словами».

Яркаева Камилла,ученица 11 «А» класса школы № 2, участница акции «Дети войны»: «Эта акция многое для меня значила, мы смогли порадовать ветеранов, хотя это и сравниться не может с той благодарностью, которую они заслуживают. Для меня важно, что мы смогли пообщаться с ветеранами войны вживую, увидеть настоящих героев».

Иванова Елизавета,ученица школы № 1, участница акции «Дети войны» и «Мы помним»: «Я принимала участие в акции два года подряд. Я видела начальные этапы, когда предприятия, образовательные учереждения района готовились к маштабному событию: шла закупка товаров, изготовление поделок, подготовка концертных номеров, конечным этапом были концерты и выставки в городе Красноярске. Наши выступления — выражение нашей признательности ветеранам. Встречи с ними меняют всю твою жизнь и всё твоё понимание о жизненных ценностях».

С целью выявления значимости проводимых акций, был проведён социологический опрос среди учащихся гп Северо-Енисейского и студентов — выпускников школы: «Что дало вам участие в акции «Североенисейцы — фронтовикам?»

(20 респондентов — участников акций разных лет, разных уровней)

  1. «Что дало вам участие в акции?

‒ Для меня ближе стала история моей страны — 86 %

‒ Я познакомился(ась) с ветеранами войны и тыла, больше узнал(а) о ней — 72 %

‒ Для меня более значимым стал праздник 9 мая, День Победы — 70 %

‒ Больше узнал(а) о Великой Отечественной войне — 54 %

‒ Я стал(а) лучше относиться к пожилым людям — 60 %

‒ Понимание, что именно от тебя сегодня зависит защита Родины — 67 %

‒ Гордость, что именно моя страна спасла мир от фашизма — 86 %

‒ Захотелось больше узнать об участии моих родных в Великой Отечественной войне — 52 %

  1. Хочешь ли ты участвовать в данной акции в следующем году?

Да — 92 %

Не могу — 8 % (подготовка к ЕГЭ, др. причины)

Нет — 0 %

Проанализировав высказывания участников акций, устные благодарности ветеранов войны,оценки проекта администрацией края, мы пришли к мнению, что акция «Североенисейцы- фронтовикам» играет огромную роль в патриотическом воспитании, способствует упрочению и развитию духовной связи у молодого поколения с историей своего народа. Она объединяет общим делом, укрепляет связь между поколениями разных лет. День Победы 9 мая стал более значимым праздником в жизни молодого поколения. Акция, имеет огромное значение не только для ветеранов, но и для всех её участников, в первую очередь для молодежи, она стала площадкой для встречи участников агитбригады, ветеранов Великой Отечественной войны, труженников тыла, студентов и ветеранов-земляков.

Подведём итоги о роли патриотизма, его значимости для молодого поколения.

Анализ анкет показал, что у молодёжи в районе:

  1. А) Роль патриотизма велика — 87 %

В) Роль патриотизма незначительна — 13 %

  1. А) Хотел бы покинуть страну — 10 %

‒ получить более качественное образование — 6,6 %

‒ получать более высокую зарплату — 3,4 %

В) Не хотел бы покинуть страну — 90 %

  1. А) Участвуют в парадах, митингах, шествиях, демонстрациях — 100 %

В) Не участвуют

  1. А) Состоят в какой-либо общественной политической молодёжной организации, политическом движении — 33 %

В) Не состоят — 67 %

  1. А) Хотели бы служить в армии — 92 %

В) Не хотели бы служить в армии -7 %

  1. А) Считают, что для поднятия чувства патриотизма в нашей стране должное вмешательство государства необходимо — 93 %

В) Не считают, что вмешательство государства необходимо — 6 %.

Выводы: По мнению молодёжи роль патриотизма в стране велика. По результатам опроса видно, что большинство респондентов (90 %) не хотят покидать свою страну. Число каким-либо образом участвующих в политической жизни страны составляет большинство. Хотят служить в армии — 92 %, не хотят по причине желания получать знания в дальнейшем и расти как специалист. Большинство респондентов считают, что для поднятия духа патриотизма в нашей стране явно не хватает вмешательства государства.

17 % респондентов считают, что необходимо обязательно вводить больше уроков по поддержанию патриотизма в учебных учреждениях (в школах, техникумах, колледжах, вузах и т. д.).

83 % считают, что надо обязательно проводить специальные массовые мероприятия по великому прошлому родной страны, по поддержанию патриотического духа, по отучению от вредных привычек, зарождать патриотизм в семье — 87 %. Организовывать военные игры для подрастающего поколения — 60 % респондентов.

Приятно отметить, что для 100 % респондентов День 9 мая — исторический праздник. Это дань памяти воинам-освободителям, парад на Красной площади, парад в посёлке, народное гуляние, салют. Это означает, что память о прошлом нашей страны живет в сердцах людей.

Итак, патриотов в нашем районе гораздо больше, их большинство, а это значит, что район, а значит и страна, будут жить и развиваться. Но надо помнить, что для поддерживания патриотического духа у населения, народ нуждается в инициативе от государства.

Заключение

Эффективность проведения демократических преобразований в России становится реальной с появлением поколения молодежи, патриотически ориентированного, способного воспринять и реализовать стратегические цели и ценности нового общества.

«Россия всегда была богата своими людьми. И наша задача — сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, бездуховность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды, развив нравственность и патриотизм…»

Патриотизмэто не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек.

И, так, что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому понятию дается такое определение: Патриот— любитель отечества, ревнитель облаге его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник — педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «…любовь котечеству, кродной земле, ксвоей культурной среде. Сэтими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности идобродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению котечеству иверное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела ирелигиозное значение...».

Патриотизм— это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм— это когда ты любишь свой народ, а национализм — это когда ты ненавидишь другие народы. И каждый из нас должен осознать разницу в этих понятиях.

Выводы:

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких-либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Обобщивмноголетнюю практику, сложившуюся в Северо-Енисейском районе по патриотическому воспитанию молодёжи на традициях празднования Дня Победы, проведения районных и краевых акций «Североенисейцы — фронтовикам, можно констатировать — в районе действительно сложилась позитивная практика патриотического воспитания детей и молодежи, которая даёт положительный результат. Социологический опрос и анкетирование показывают, преобладающая часть молодых людей (90 %) являются патриотами малой и большой Родины.

Чествование ветеранов ВОВ в районе является примером неформального подхода в деле патриотического воспитания молодежи, укрепления связи между поколениями. «Народный проект» — так назвал акцию «Североенисейцы — фронтовикам» Юрий Захаринский, полномочный представитель Губернатора Красноярского края в Приенисейском федеральном округе. Инициативу жителей «золотого сердца Сибири» подхватили активисты территорий Красноярского края. Сегодня акция «Североенисейцы — фронтовикам»:

‒ объединяет всех общим делом, укрепляет связь между поколениями;

‒ 9 мая — День Победы стал более значимым праздником в жизни подрастающего поколения, как дань духовной памяти, отстоявшим мир в далеком 1945 году;

‒ способствует укреплению и развитию духовной связи детей и молодежи с историей своего народа;

‒ стала площадкой для встречи участников агитбригады, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, ветеранов-земляков, школьников и студентов.

Школьники — участники акции стали более активно принимать участие в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» на школьном, муниципальном и региональном и более высоких уровнях, и показывают успешный результат.

Появились множественные публикации школьников во Всероссийских журналах «Юный учёный», «Патриот Отечества», краевом журнале «НОУ», сборниках тезисов.

Интервьюирование СЕМИС (Северо-Енисейская муниципальная информационная служба) и участие в его программах стало нормой (в том числе и по теме работы «Патриотизм — национальная идея», февраль 2016г.).

Собранный материал предоставлен в «Муниципальный музей истории золотодобычи» (направление «История района»), используется на классных часах.

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что хотя патриотизм у современной молодежи России переживает не самые легкие времена, патриотично настроенных людей гораздо больше. Включение патриотизма в систему социальных и личностных ценностей молодежи связано с развитием у них чувства долга, ответственности перед той социальной группой, с которой они себя идентифицируют (этнос, нация, государство), верности традициям, социальной зрелости и осуществляется посредством личной причастности в процессе прохождения личностью всех уровней самоидентификации: Я — этнонациональное -- Я — гражданско-государственное -- Я — планетарное и только тогда Я — Личность.

Философ-энциклопедист А. Ф. Лосев писал: «Родина... не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь. Родина есть Родина. Я знаю, что это нечто большое, великое, нечеловеческое; я знаю, что это что-то прекрасное, желанное и возвышающее» [12].

В заключение хочется сказать словами Ивана Александровича Ильина, которые были для него гражданской молитвой: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста,— я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не «маммоне» ине начальству, не личной похоти, ине партии, не карьере ине просто работодателю,— но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед лицом Божиим».

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его».

А. С. Пушкин

Литература:

  1. Лутовинов В., Современное понимание патриотизма.// Патриот отечества, № 9–2015, 31–33с.
  2. Микрюков В., Патриотизм: к определению понятия// Воспитание школьников, № 5- 2015, 2–8с.
  3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. М.: Наука, 2014. — 418с.
  4. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. М.: Наука, 2012. — 395с.
  5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: Наука, 2013. — 328с.
  6. Уткин В. Е., Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных условиях//Патриот отечества № 7–2014, 27–32с.
  7. Феофанова Н. А., Проект «Североенисейцы — фронтовикам»//газета «Северо-Енисейский вестник» № 26, 11 мая 2012
  8. Феофанова Н. А., Проект «Североенисейцы — фронтовикам» в действии//газета «Северо-Енисейский вестник» № 31, 21 мая 2015.\
  9. Феофанова Н. А., Проект «Североенисейцы — фронтовикам» в действии//газета «Северо-Енисейский вестник» № 33, 24 мая 2016.\
  10. Путин В. В. / О патриотизме / 4.02.2016 / http://www.yotube.com
  11. Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/; http://www.bestreferat.ru; http://www.studfiles.ru; http://ru.wikipedia.org/wiki — свободная энциклопедия; http://www.socium.info/dict.html- социологический словарь
  12. Лосев А. Ф. Родина //Патриотизм: общероссийский и национальный. — М., 1996. С. 150.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Северо-Енисейский район, патриотическое воспитание, Красноярский край, акция, молодое поколение, Красноярск, Россия, подрастающее поколение, патриотизм.


Задать вопрос