Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.03.2023

Статья просмотрена: 4858 раз

Библиографическое описание:

Валиев, Р. Ф. Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения / Р. Ф. Валиев, Д. В. Золотько. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3574/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: патриотическое воспитание, Юнармия, движение, Родина, юнармеец.

Одной из главных задач любого государства является воспитание подрастающего поколения. Исторической ценностью Российского государства выступает чувство любви к своему Отечеству, готовности выполнять гражданский долг и защищать интересы страны. В современном мире тема патриотического воспитания в России стала особенно актуальна. Президент Российской Федерации В. В. Путин не раз отмечал особую важность патриотизма в стране: «Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но, прежде всего, органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность ее судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее» [1].

Главным средством формирования патриотических ценностей в среде детей и подростков является создание детских организаций. В 2016 году по инициативе Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Какова роль «Юнармии» в военно-патриотическом воспитании? Является ли «Юнармия» примером служения Отечеству?

С 2016 года было создано детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия». Вступить в движение может любой желающий с 8 до 18 лет. «Юнармия» имеет собственный Устав, положение о Юнармейском отряде, а также кодекс участника движения.

Задачи «Юнармии» можно разделить на две категории. Первая категория связана с подготовкой участников движения к службе в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации [2]. Данный комплекс задач предполагает занятия спортом, получение практических знаний по оказанию первой помощи, строевая подготовка и т. д. Данные установки помогают сформировать у обучающихся основные знания и умения, которые необходимы при дальнейшем служении Родине. Задачи позволяют сформировать уважительное отношение к армейской службе и военным в целом.

Вторая категория задач связана с развитием разносторонней личности. В первую очередь предполагается более глубокое изучение своей Родины, в том числе её истории, краеведения.

Для достижения задач «Юнармия» организует множество различных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, социальное, физическое и спортивное, а также интеллектуальное развитие. Юнармейцы активно участвуют в спортивных состязаниях, например, «Зарница» и «Орленок». Проектная деятельность, выступление на научно-просветительских конференциях позволяет обеспечить интеллектуальное и социальное развитие. Участие представителей детского патриотического движения в акциях по уборке и уходу памятников и захоронений российских воинов, помощь ветеранам, а также поддержка участников СВО обеспечивает духовно-нравственное развитие детей.

Юнармейцы имеют определенную форму одежды, которая прописана в правилах ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» [3]. Единая форма одежды позволяет юнармейцам чувствовать себя единым коллективом. Также уход за своим внешним видом с раннего детства прививает дисциплину и ответственность.

Положение о юнармейском отряде определяет структуру организации. Юнармейцы имеют право избираться на пост командира и заместителя командира. Подобная структура и организация движения способствует формированию самостоятельности, позволяет использовать элементы самоуправления.

Также Положение указывает на возможность исключения юнармейца из числа отряда. Данная возможность используется только в крайнем случае и позволяет привить участникам движения ответственное отношение к учебе и собственному поведению.

В «Юнармии» есть кодекс для участников движения. Кодекс предписывает основные принципы и правила поведения юнармейца, а также устанавливает ответственность за его нарушение. Кодекс направлен на поддержание высокой мотивации детей к обучению и занятию спортом. Правила устанавливают недопустимость оскорблений и неуважения своего Отечества.

Патриотическое воспитание на современном этапе предусматривает формирование и развитие гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, формирование и развитие ребенка как гражданина-патриота и высоконравственной личности. Исходя из целей, задач, основных документов и проводимых мероприятий «Юнармии», можно проследить, что перед организацией стоит главная цель — воспитание разносторонней личности, любящей свое Отечество и готовой защищать её интересы, знающей историю и географию своей страны и родного края. «Юнармия» создает все условия для воспитания настоящего патриота своей Родины. В настоящее время «Юнармия» объединяет более 1,25 миллиона детей и подростков по всей стране, региональные штабы движения представлены в 89 регионах России [4]. Каждому участнику движения открывается доступ к сотням увлекательных событий. Акции и мероприятия способствуют ранней профориентации и подготавливает к успешному поступлению в высшие и средне-специальные образовательные организации Министерства обороны, МЧС, МВД и Росгвардии [5].

В рамках анкетирования был проведен опрос юнармейцев 5–6 классов МБОУ СОШ № 3. Всего опрошено 34 человека.

Результаты позволяют сделать несколько выводов. Высокий уровень патриотизма юнармейцев выражен в оценке участниками своих главных целей. Таковыми по мнению опрошенных являются: вклад в развитие России (32,4 %), помощь и польза людям (23,5 %). Также ребята высказали следующие цели: получение хорошего образования (20,6 %), желание стать полицейским или военнослужащим (14,7 %) и необходимость поддерживать здоровый образ жизни (8,8 %).

Абсолютное большинство юнармейцев (91 %) гордятся своим участием в движении. Также ребята удовлетворены качеством юнармейской формы (79 %) и своими руководителями юнармейских классов (100 %).

Больше всего юнармейцам 5–6 классов нравятся мероприятия, связанные с военно-спортивными играми (44,1 %), также множество ребят высказались за акции помощи ветеранам (26,5 %) и просветительские мероприятия (20,6 %).

Юнармейцы хотят проведения большего количества спортивных (35,3 %) и туристических (32,4) слётов. Также ребята хотят принимать активное участие в парадах и патриотических мероприятиях (23,5 %).

Схожие ответы можно проследить на вопрос о том, какие акции в большей степени позволяют проникнуться чувством патриотизма. Самым популярным ответом стали военно-спортивные мероприятия (35,3 %), а также помощь ветеранам и участникам военных действий (29,4 %). Чуть меньшей популярностью пользуются ответы, связанные с участием в парадах и патриотических мероприятиях (20,6 %), а также просветительские акции (14,7 %).

Исходя из анализа результатов можно говорить о том, что уровень патриотического сознания «Юнармии» в 5–6 классе находится на удовлетворительном уровне. Ребята понимают необходимость служению Отечеству и гражданам России. В свою очередь повысить уровень патриотического воспитания возможно через проведение большего количества военно-спортивных игр и мероприятий, связанных с парадами Победы. Также можно организовывать акции помощи ветеранам, уборку и уход за памятниками российских воинов.

Данное исследование позволило проследить историю становления детских движений в России. Деятельность первых объединений основной целью ставило развитие личности ребенка, при этом в работу скаутов активно включались мероприятия патриотической направленности. Пионерские организации же свое первой целью ставили воспитать человека, готового служить государству и новому обществу. Пионерия отличается строгой системой воспитания и обучения детей. В свою очередь опыт пионеров не был забыт после распада Советского Союза. Сегодня Россия стремится создать единую систему воспитания, сформировать разностороннюю развитую личность. Подводя итог историческому анализу детских организаций, можно сказать, что опыт прошлых лет сегодня ложится в основу дальнейшего развития детских объединений.

Примером организации новых детских движений является и создание детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Исходя из анализа основных документов, можно прийти к выводу, что патриотическая организация направлена на формирование разносторонней личности, в основе которой лежит любовь и готовность служить своему Отечеству. Для достижения результата «Юнармия» проводит множество различных мероприятий на разных уровнях, активно привлекает ребят к военно-спортивным играм, участию в научных конференциях и социально значимых акциях.

Проведение и анализ анкетирования позволят говорить о том, что юнармейцы 5–6 классов понимают необходимость служить Родине. Сильнее развить чувство патриотизма в свою очередь помогут военно-спортивные игры и организация акций, связанных с помощью ветеранам.

Литература:

  1. Путин: Патриотическое воспитание должно быть органичной частью жизни общества. Электронный ресурс. URL: https://er.ru/activity/news/putin-patrioticheskoe-vospitanie-dolzhno-byt-organichnoj-chastyu-zhizni-obshestva_140980 (дата обращения 15.01.2023).
  2. Семёнов Н. Г. Юнармия как тренд, проект и пример служения Отечеству. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yunarmiya-kak-trend-proekt-i-primer-sluzheniya-otechestvu (дата обращения: 21.01.2023).
  3. Правила ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Электронный ресурс. URL: https://yunarmy.ru/headquarters/documents/polozheniya/ (дата обращения: 21.01.2023).
  4. Сайт Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Электронный ресурс. URL: https://yunarmy.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
  5. Колода М. А. Основные методы воспитания личности ребенка через юнармейское движение. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-vospitaniya-lichnosti-rebenka-cherez-yunarmeyskoe-dvizhenie (дата обращения 21.01.2023)


Похожие статьи

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов

В статье идет речь о патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов

В статье идет речь о патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Задать вопрос