Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Самые интересные примеры

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (88) март 2025 г.

Дата публикации: 02.03.2025

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, У. А. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков / У. А. Тарасова, В. Д. Бастрыкина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 3 (88). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/young/archive/88/4854/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье автор исследует проблемы сохранения историческое памяти о Великой Отечественное войне у современного подрастающего поколения, а также факторы, влияющие на актуализацию памяти.

Ключевые слова: история, память, дети.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне имеет большое значение для формирования исторической идентичности молодежи, поскольку служит напоминанием о героизме русских солдат и жертвах, понесенных в ходе войны.

Изучение Великой Отечественной войны способствует воспитанию у детей и подростков чувства патриотизма и ответственности перед будущими поколениями.

Целью данного исследования является анализ проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков и поиск решений данной проблемы

Проблемы сохранения и актуализации памяти. Современное общество сталкивается с угрозой утраты исторической памяти о Великой Отечественной войне. Опрос, проведенный мною среди учеников 4,6, 8 и 10 классов, показывает, что только 22,1 % подростков способны ответить верно на вопросы, связанные с ключевыми событиями войны. 8,1 % школьников интересуются тематикой Великой Отечественной войны (читают различные статьи и книги, ищут информацию о родственниках, которые принимали участие в войне). Это свидетельствует о том, что дети, рождённые в начале XXI века, воспринимая Великую Отечественную войну как далёкую историю, зачастую не интересуются данным событием. Сведем данные нашего исследования в таблице 1 и таблице 2.


Таблица 1

Оценка знаний школьников о Великой Отечественной войне

Класс

Кол-во респондентов

Верно ответивших на вопрос о Великой Отечественной войне

(вопросы разной сложности в зависимости от класса респондента)

Начальный период ВОВ

Блокада Ленинграда

Битва за Москву

Сталинградская битва

Курская битва

10 Сталинских ударов

Взятие Берлина

Персоналии

Медиана

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

4

60

21

35

46

76,67

6

10

13

21,67

11

18,33

8

13,33

8

13,33

7

11,67

11

20

6

60

15

25

34

56,67

4

6,67

17

28,33

15

25

6

10

15

25

9

15

15

25

8

60

16

26,67

37

61,67

8

13,33

14

23,33

15

25

4

6,67

13

21,67

11

18,33

15

25

10

60

12

20

43

71,67

11

18,33

16

26,67

12

20

12

20

15

25

15

25

12

20

Всего

240

64

26,67

160

66,67

29

12,08

60

25

53

22,08

30

12,5

51

21,25

42

17,5

53

22,08

Таблица 2

Анализ интереса школьников к тематике великой отечественной войне

Класс

Количество респондентов

Читают научно-популярную литературу о ВОВ один раз в месяц или чаще

Смотрят документальные фильмы о ВОВ один раз в месяц или чаще

Читают статьи о ВОВ один раз в месяц или чаще

Смотрят ролики в социальных сетях/ видеохостингах о ВОВ один раз в месяц или чаще

Занимались поиском информации о родственниках, участвовавших в ВОВ

Медиана

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

Кол-во, чел

Соотношение, %

4

60

1

1,67

2

3,33

1

1,67

3

5

29

48,33

2

3,33

6

60

0

0

2

3,33

1

1,67

4

6,67

47

78,33

2,5

4,17

8

60

2

3,33

4

6,67

4

6,67

7

11,67

45

75

5,5

9,17

10

60

5

8,33

6

10

5

8,33

14

23,33

54

90

9,5

15,83

Всего

240

8

3,33

14

5,83

11

4,58

28

11,67

175

72,92

19,5

8,13


Факторы, которые влияют на сохранение и актуализацию памяти

Школьное образование

Школа играет ключевую роль в передаче знаний и памяти о Великой Отечественной войне. Однако изучение данного периода по школьной программе происходит лишь в 10 классе, когда школьники уже достигают возраста 16–17 лет. К тому же, нехватка времени на изучение и дефицит профессионально подготовленных преподавателей приводят к недостаточной вовлеченности учеников. В то же время проекты, экскурсии и встречи с ветеранами, способствуют лучшему усвоению информации.

Это приводит к тому, что школьники не знают ключевых событий и личностей Великой Отечественной войны.

Медийное представление войны

СМИ, социальные сети, форумы и т. д. оказывают как положительное, так и негативное влияние на сохранение и актуализацию памяти детей и подростков о Великой Отечественной войне. Например, благодаря сети Интернет подросток может с легкостью найти нужную ему информацию о сражениях, героях или родственниках, участвовавших в войне. При этом, распространяются недостоверные данных о войне, при поиске необходимой информации часто встречается пропаганда, намеренно искажающая реальные события и факты.

Таким образом, школьники могут самостоятельно изучить информацию о Великой Отечественной войне, которая их интересует, но присутствует высокий риск «натолкнуться» на недостоверную информацию

Семейные традиции

Семья является первым источником информации для ребенка, в том числе и исторической. Однако в XXI веке часто наблюдается снижение количества разговоров в семьях о Великой Отечественной войне, в результате чего забываются родственники, принимавшие участие в войне.

Это приводит к тому, что для детей и подростков Великая Отечественная война становится «далёкой» историей, и они теряют интерес к её изучению.

Современные подходы к сохранению и актуализации памяти

Главная задача, которая стоит перед родителями, воспитателями детских садов и учителями общеобразовательных учреждений — заинтересовать детей и подростков тема Великой Отечественной войны. Для этого я рекомендую использовать следующие методы:

Игра-путешествие по страницам истории

Создайте игру, где воспитанники детских садов и ученики начальной школы становятся участниками исторического путешествия. Каждая остановка будет посвящена важным событиям Великой Отечественной войны. Используйте кроссворды, загадки и задания, которые требуют исследований и командной работы.

«Письма с фронта»

Дайте возможность ученикам начальных и средних классов написать письма своим сверстникам, которые могли бы жить во время войны. Учеников 5–7 классов можно ознакомить с историей и письмами Тани Савичевой.

Виртуальные экскурсии на исторические места

Организуйте виртуальные экскурсии на мемориалы и памятники войны с использованием технологий дополненной реальности. Посредством данного «путешествия» ученики могут более подробно узнать о событии Великой Отечественной войны, с которым связан данный мемориал или памятник. Преимущество данного метода заключается в том, что оно может заинтересовать как воспитанников детских садов, так и учеников 10–11 классов.

Для самостоятельного изучения школьниками истории Великой Отечественной войны и поиска архивных материалов о родственниках, участвовавших в войне, можно порекомендовать использовать следующие Интернет-ресурсы:

Информационная система «Память народа»

Создана Департаментом Министерства обороны РФ в 2015 году. Она объединяет общедоступные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В системе можно найти сведения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, найти информацию о награждениях и ознакомиться с подлинными архивными документами

Проект «Победители»

Проект условно можно разделить на две части: поимённый список ветеранов с системой поиска и мультимедийная карта войны (на ней наглядно (с фото-, видео- и аудиоматериалами) показан ход войны: от наступления до разгрома вермахта)

Международный патриотический интернет-проект «Герои страны»

Некоммерческий веб-сайт, созданный группой активистов и энтузиастов в марте 2000 года.

На сайте публикуются биографии Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы. Акцент на сайте сделан на героях Великой Отечественной войны

Обобщая вышеизложенные данные, можно утверждать, что:

Современное поколение детей и подростков недостаточно осведомлено о Великой Отечественной войне и незаинтересованно в её изучении, что приводит к риску утраты исторической памяти и интереса к этому значимому событию;

Сохранение и актуализация памяти о Великой Отечественной войне существенно зависит от школьного образования, медийного представления и семейных традиций, которые не способствуют глубокому пониманию данного исторического периода;

Для успешного сохранения памяти о Великой Отечественной войне необходимо применять современные методы, такие как игровые путешествия, письма с фронта, виртуальные экскурсии и Интернет-ресурсы, чтобы заинтересовать детей и подростков в изучении истории.

В условиях глобализации и изменения общественных ценностей проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков становятся особенно актуальными. Необходимы новые подходы для воспитания патриотизма у детей и подростков, включающие современные образовательные технологии и нетривиальные методы, которые поспособствуют повышению уровня заинтересованности молодежи в изучении этого события. Решение данной проблемы требует совместных усилий, как образовательных учреждений, так и общества в целом. Актуализация и сохранение памяти о Великой Отечественной войне у детей и подростков повлияет не только на развитие чувства патриотизма у нынешнего поколения, но и обеспечит преемственность исторической памяти, позволяя будущим поколениям помнить о героизме предков.

Литература:

  1. Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России: монография / К. А. Антропов, Н. Н. Баранов, И. В. Грибан, О. Н. Грибан, В. В. Зданович, А. А. Ибатуллин, Л. В. Коробицына, И. А. Попп, Т. П. Савчук, А. А. Сердюков; под общей редакцией И. В. Грибан; Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский государственный педагогический университет, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. — Екатеринбург: Университетское издательство; Издательство Уральского университета, 2022. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — 208 с. — Текст: непосредственный.
  2. Немирова, Н. В. Историческая память о Великой Отечественной войне: опыт качественного социологического исследования [Текст] / Н. В. Немирова // Учёные записки ЗабГУ. — 2015. — № 4. — С. 157–165.
  3. Проказина, Н. В. Коммуникативная память о Великой Отечественной войне: теоретические подходы и социальная практика [Текст] / Н. В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 5. — С. 35–43.


Ключевые слова

дети, история, память
Задать вопрос