В статье автор исследует проблемы сохранения историческое памяти о Великой Отечественное войне у современного подрастающего поколения, а также факторы, влияющие на актуализацию памяти.
Ключевые слова: история, память, дети.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне имеет большое значение для формирования исторической идентичности молодежи, поскольку служит напоминанием о героизме русских солдат и жертвах, понесенных в ходе войны.
Изучение Великой Отечественной войны способствует воспитанию у детей и подростков чувства патриотизма и ответственности перед будущими поколениями.
Целью данного исследования является анализ проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков и поиск решений данной проблемы
Проблемы сохранения и актуализации памяти. Современное общество сталкивается с угрозой утраты исторической памяти о Великой Отечественной войне. Опрос, проведенный мною среди учеников 4,6, 8 и 10 классов, показывает, что только 22,1 % подростков способны ответить верно на вопросы, связанные с ключевыми событиями войны. 8,1 % школьников интересуются тематикой Великой Отечественной войны (читают различные статьи и книги, ищут информацию о родственниках, которые принимали участие в войне). Это свидетельствует о том, что дети, рождённые в начале XXI века, воспринимая Великую Отечественную войну как далёкую историю, зачастую не интересуются данным событием. Сведем данные нашего исследования в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Оценка знаний школьников о Великой Отечественной войне
Класс |
Кол-во респондентов |
Верно ответивших на вопрос о Великой Отечественной войне (вопросы разной сложности в зависимости от класса респондента) |
|||||||||||||||||
Начальный период ВОВ |
Блокада Ленинграда |
Битва за Москву |
Сталинградская битва |
Курская битва |
10 Сталинских ударов |
Взятие Берлина |
Персоналии |
Медиана |
|||||||||||
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
||
4 |
60 |
21 |
35 |
46 |
76,67 |
6 |
10 |
13 |
21,67 |
11 |
18,33 |
8 |
13,33 |
8 |
13,33 |
7 |
11,67 |
11 |
20 |
6 |
60 |
15 |
25 |
34 |
56,67 |
4 |
6,67 |
17 |
28,33 |
15 |
25 |
6 |
10 |
15 |
25 |
9 |
15 |
15 |
25 |
8 |
60 |
16 |
26,67 |
37 |
61,67 |
8 |
13,33 |
14 |
23,33 |
15 |
25 |
4 |
6,67 |
13 |
21,67 |
11 |
18,33 |
15 |
25 |
10 |
60 |
12 |
20 |
43 |
71,67 |
11 |
18,33 |
16 |
26,67 |
12 |
20 |
12 |
20 |
15 |
25 |
15 |
25 |
12 |
20 |
Всего |
240 |
64 |
26,67 |
160 |
66,67 |
29 |
12,08 |
60 |
25 |
53 |
22,08 |
30 |
12,5 |
51 |
21,25 |
42 |
17,5 |
53 |
22,08 |
Таблица 2
Анализ интереса школьников к тематике великой отечественной войне
Класс |
Количество респондентов |
Читают научно-популярную литературу о ВОВ один раз в месяц или чаще |
Смотрят документальные фильмы о ВОВ один раз в месяц или чаще |
Читают статьи о ВОВ один раз в месяц или чаще |
Смотрят ролики в социальных сетях/ видеохостингах о ВОВ один раз в месяц или чаще |
Занимались поиском информации о родственниках, участвовавших в ВОВ |
Медиана |
||||||
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
Кол-во, чел |
Соотношение, % |
||
4 |
60 |
1 |
1,67 |
2 |
3,33 |
1 |
1,67 |
3 |
5 |
29 |
48,33 |
2 |
3,33 |
6 |
60 |
0 |
0 |
2 |
3,33 |
1 |
1,67 |
4 |
6,67 |
47 |
78,33 |
2,5 |
4,17 |
8 |
60 |
2 |
3,33 |
4 |
6,67 |
4 |
6,67 |
7 |
11,67 |
45 |
75 |
5,5 |
9,17 |
10 |
60 |
5 |
8,33 |
6 |
10 |
5 |
8,33 |
14 |
23,33 |
54 |
90 |
9,5 |
15,83 |
Всего |
240 |
8 |
3,33 |
14 |
5,83 |
11 |
4,58 |
28 |
11,67 |
175 |
72,92 |
19,5 |
8,13 |
Факторы, которые влияют на сохранение и актуализацию памяти
Школьное образование
Школа играет ключевую роль в передаче знаний и памяти о Великой Отечественной войне. Однако изучение данного периода по школьной программе происходит лишь в 10 классе, когда школьники уже достигают возраста 16–17 лет. К тому же, нехватка времени на изучение и дефицит профессионально подготовленных преподавателей приводят к недостаточной вовлеченности учеников. В то же время проекты, экскурсии и встречи с ветеранами, способствуют лучшему усвоению информации.
Это приводит к тому, что школьники не знают ключевых событий и личностей Великой Отечественной войны.
Медийное представление войны
СМИ, социальные сети, форумы и т. д. оказывают как положительное, так и негативное влияние на сохранение и актуализацию памяти детей и подростков о Великой Отечественной войне. Например, благодаря сети Интернет подросток может с легкостью найти нужную ему информацию о сражениях, героях или родственниках, участвовавших в войне. При этом, распространяются недостоверные данных о войне, при поиске необходимой информации часто встречается пропаганда, намеренно искажающая реальные события и факты.
Таким образом, школьники могут самостоятельно изучить информацию о Великой Отечественной войне, которая их интересует, но присутствует высокий риск «натолкнуться» на недостоверную информацию
Семейные традиции
Семья является первым источником информации для ребенка, в том числе и исторической. Однако в XXI веке часто наблюдается снижение количества разговоров в семьях о Великой Отечественной войне, в результате чего забываются родственники, принимавшие участие в войне.
Это приводит к тому, что для детей и подростков Великая Отечественная война становится «далёкой» историей, и они теряют интерес к её изучению.
Современные подходы к сохранению и актуализации памяти
Главная задача, которая стоит перед родителями, воспитателями детских садов и учителями общеобразовательных учреждений — заинтересовать детей и подростков тема Великой Отечественной войны. Для этого я рекомендую использовать следующие методы:
Игра-путешествие по страницам истории
Создайте игру, где воспитанники детских садов и ученики начальной школы становятся участниками исторического путешествия. Каждая остановка будет посвящена важным событиям Великой Отечественной войны. Используйте кроссворды, загадки и задания, которые требуют исследований и командной работы.
«Письма с фронта»
Дайте возможность ученикам начальных и средних классов написать письма своим сверстникам, которые могли бы жить во время войны. Учеников 5–7 классов можно ознакомить с историей и письмами Тани Савичевой.
Виртуальные экскурсии на исторические места
Организуйте виртуальные экскурсии на мемориалы и памятники войны с использованием технологий дополненной реальности. Посредством данного «путешествия» ученики могут более подробно узнать о событии Великой Отечественной войны, с которым связан данный мемориал или памятник. Преимущество данного метода заключается в том, что оно может заинтересовать как воспитанников детских садов, так и учеников 10–11 классов.
Для самостоятельного изучения школьниками истории Великой Отечественной войны и поиска архивных материалов о родственниках, участвовавших в войне, можно порекомендовать использовать следующие Интернет-ресурсы:
Информационная система «Память народа»
Создана Департаментом Министерства обороны РФ в 2015 году. Она объединяет общедоступные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В системе можно найти сведения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, найти информацию о награждениях и ознакомиться с подлинными архивными документами
Проект «Победители»
Проект условно можно разделить на две части: поимённый список ветеранов с системой поиска и мультимедийная карта войны (на ней наглядно (с фото-, видео- и аудиоматериалами) показан ход войны: от наступления до разгрома вермахта)
Международный патриотический интернет-проект «Герои страны»
Некоммерческий веб-сайт, созданный группой активистов и энтузиастов в марте 2000 года.
На сайте публикуются биографии Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы. Акцент на сайте сделан на героях Великой Отечественной войны
Обобщая вышеизложенные данные, можно утверждать, что:
Современное поколение детей и подростков недостаточно осведомлено о Великой Отечественной войне и незаинтересованно в её изучении, что приводит к риску утраты исторической памяти и интереса к этому значимому событию;
Сохранение и актуализация памяти о Великой Отечественной войне существенно зависит от школьного образования, медийного представления и семейных традиций, которые не способствуют глубокому пониманию данного исторического периода;
Для успешного сохранения памяти о Великой Отечественной войне необходимо применять современные методы, такие как игровые путешествия, письма с фронта, виртуальные экскурсии и Интернет-ресурсы, чтобы заинтересовать детей и подростков в изучении истории.
В условиях глобализации и изменения общественных ценностей проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков становятся особенно актуальными. Необходимы новые подходы для воспитания патриотизма у детей и подростков, включающие современные образовательные технологии и нетривиальные методы, которые поспособствуют повышению уровня заинтересованности молодежи в изучении этого события. Решение данной проблемы требует совместных усилий, как образовательных учреждений, так и общества в целом. Актуализация и сохранение памяти о Великой Отечественной войне у детей и подростков повлияет не только на развитие чувства патриотизма у нынешнего поколения, но и обеспечит преемственность исторической памяти, позволяя будущим поколениям помнить о героизме предков.
Литература:
- Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России: монография / К. А. Антропов, Н. Н. Баранов, И. В. Грибан, О. Н. Грибан, В. В. Зданович, А. А. Ибатуллин, Л. В. Коробицына, И. А. Попп, Т. П. Савчук, А. А. Сердюков; под общей редакцией И. В. Грибан; Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский государственный педагогический университет, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. — Екатеринбург: Университетское издательство; Издательство Уральского университета, 2022. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — 208 с. — Текст: непосредственный.
- Немирова, Н. В. Историческая память о Великой Отечественной войне: опыт качественного социологического исследования [Текст] / Н. В. Немирова // Учёные записки ЗабГУ. — 2015. — № 4. — С. 157–165.
- Проказина, Н. В. Коммуникативная память о Великой Отечественной войне: теоретические подходы и социальная практика [Текст] / Н. В. Проказина // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 5. — С. 35–43.