В статье автор пытается охарактеризовать молодёжь как социальную группу и выявить её особенности через анализ факторов, влияющих на формирование ценностей молодёжи.
Ключевые слова: ценности, молодёжь, будущее России.
Понятие «молодёжь» как определение социально-демографической группы берёт своё начало с конца XVIII — начала XIX в. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX века проблемы молодёжи рассматривали через проблемы развития личности, воспитания гражданина, что нашло научное выражение в педагогике, философии, психологии эпохи Возрождения и Нового времени. Актуальность теоретических исследований молодёжи, создание самостоятельных концепций возраста пришлось уже на начало XX века.
Итак, молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Возрастные рамки молодежи в России, согласно новому закону, определены промежутком с 14 лет до 35 лет.
В период молодости человека происходит его формирование как личности, поиск себя и собственного пути достижения успеха и благополучия. Следует сказать, что молодой человек не застрахован от ошибок, так как он ещё не получил достаточного опыта для принятия истинно правильных решений, хотя именно анализ и осмысление этих ошибок и формируют его личный жизненный опыт.
Как и любая социально-демографическая группа, молодёжь имеет свои цели и ценности, сформированные под влиянием некоторых факторов, о которых я расскажу позже. Соотнеся негативные и позитивные особенности молодежи, мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, наличие умственного потенциала и ленность, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели. Реализацией молодого человека в жизни и проблемами социализации молодёжи долгое время занимались выдающиеся российские социологи Боряз В. Н. [1], Вишневский Ю. Р. [2], Горшков М. К [3]. В результате исследований выделяют основные ценности современной молодёжи:
— Материальный достаток и успешная, интересная карьера
— Любовь, брак и семья
— Личная свобода, свобода выбора и толерантность
— Дружба
— Мир и отрицание насилия
— Здоровье и культ тела
— Самообразование и саморазвитие
— Уважение к родителям, родным, близким
— Лидерство, авторитет в молодежной среде
— Возможность творчества, самовыражения
На формирование современного подростка и молодого человека также оказывают сильное влияние многие аспекты. Сознание человека находится в процессе изменения. Оно постоянно испытывает влияние воздействия на него внешних и внутренних процессов. В зависимости от характера этого влияния появляются особенности в создании миропонимания молодежи:
— конкретная природная и социальная среда, в которой оказывается человек;
— общественные отношения (экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и множества других), которые его окружают в повседневной жизни;
— процесс социализации и индивидуализации;
— межличностные отношения;
— обучение и образовательная система. Под этим следует иметь в виду не только — образовательные учреждения, но и, в общем, воздействие на человека воспитательных процессов, самообразование и саморазвитие;
— государственная идеология и политика;
— средства массовой информации. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне. СМИ способны оказывать массированное единовременное воздействие на общественное мнение и опосредованно — на мировоззрение людей. Они побуждают людей к определенным социальным действиям, в ходе которых происходит быстрое закрепление в сознании необходимых мировоззренческих установок;
— культура, то есть пласт, сосредотачивающий выражение духовных потребностей человека, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Для того, чтобы подтвердить теорию, представленную ранее, было решено провести социально-психологическое исследовании при помощи теста-исследования ценностных ориентаций Милтона Рокича [4]. Профессор социальной психологии Университета штата Мичиган, а затем Университета штата Вашингтон, где преподавал психологию и социологию. Разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности, понимая под ценностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими. Согласно Рокичу, ценностная ориентация так или иначе воздействует на любые общественные явления.
Подробные результаты исследования представлены на диаграммах.
Мы смело можем сделать вывод, что представители молодёжи, опрошенные мной, имеют исключительно высокие нравственные ценности. Преобладают «конкретные» ценности профессиональной самореализации и личной жизни среди терминальных ценностных ориентиров. Среди инструментальных ценностей в равной степени проявляются этические ценности, ценности общения, ценности дела, а также ценности самоутверждения.
Таким образом, изменение ценностной структуры современной российской молодежи свидетельствует не только о социальном прогрессе, но также и о том, что в процессе эволюции российского общества гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие ценности сохраняются в сознании молодежи в качестве базовых.
Преобразования, происходящие в стране: перестройка экономики, смена политического режима и гражданского поведения, правовой регуляции и ориентиров общественного развития, вызваны изменениями современного российского общества и сопровождаются дифференциацией ценностных структур массового сознания относительно социальных целей и предпочтительных средств их достижения. Выделяются различия в ценностях разных социально-демографических групп населения, в том числе их политико-идеологических установок. Терминальные социальные ценности, содержащие универсальные (общения, семьи, нравственности) и социальные (законности, свободы, стабильности, порядка, работы) ценности, сохраняются в качестве центра молодого и старших поколений. Инструментальные ценности все активнее начинают играть разделяющую роль, формируя социальную оппозицию между носителями традиционных и современных социальных ценностей.
В ценностных ориентациях молодого поколения россиян четко прослеживается преемственность с прошлым и открытость социальным инновациям в будущем. Система социальных ценностей современной российской молодежи включает семью, здоровье, общение, законность, материальное благополучие; формируется устойчивый структурный резерв демократических ценностей.
Литература:
- Боряз В. Н. «Молодежь. Методологические проблемы исследования». 1973.
- Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. «Социология молодежи». Екатеринбург, 2006.
- Горшков М. К, Шереги Ф. Э. «Молодежь России: социологический портрет». Москва, 2010.
- Милтон Рокич «Ценностные ориентации», 1973.
- Иконникова С. Н. «Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ». 1974.
- Омельченко Е. Л. «Молодежь: открытый вопрос». Ульяновск, 2004.
- https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN616.pdf
- http://nocleep.ru/vsyo-ob-ekonomike/rol-deneg-v-zhizni-molodezhi.html