Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида.
Актуальность исследования. Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть. В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей.
Таким образом, актуальным является анализ структуры ценностных ориентаций молодых людей и девушек 14–15 лет в современных условиях развития общества. За последние годы в мире произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. В наше время подростки уже имеют вредные привычки, не думают о последствиях. Сейчас никто не думает, что, если не будет здоровья, то не будет полноценного здоровья. Здоровье — это наше будущее, его можно легко потерять, а вернуть будет трудно.
Объектом исследования стали учащиеся 10-го класса Харьковской гимназии № 14, и учащиеся 9-го класса немецкой школы.
Предмет исследования — система ценностных ориентаций подростков.
Цель — изучение ценностных ориентаций подростков.
Задачами исследования стали: 1) анализ теоретических представлений о ценности здоровья в современном обществе; 2) исследование структуры ценностных ориентаций на примере обучающихся 9-го и 10-го класса двух разных стран; 3) анализ полученных результатов.
Гипотеза — ценностные ориентации в подростковом возрасте зависят от условий воспитания и среды обитания.
Исследование структуры ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста.
В исследовании участвовали 40 человек: 30 украинцев и 10 немцев. В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Изучение ценностных ориентаций подростков.
Рейтинг ценностей проводился по методике М.Рокича, были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Результаты графически представлены на диаграмме 1.
В рейтинге ценностей в подростковой среде здоровье является значимой ценностью среди учащихся ХГ № 14. Здоровье в структуре ценностных ориентаций у подростков, обучающихся в гимназии, занимает 1 место, у подростков из Германии — 4 место.
Второе место по значимости среди учеников гимназии занимает наличие хороших и верных друзей. Третье место — свобода.
Свобода стоит на первом месте в структуре ценностей подростков из Германии. Вторая по значимости ценность — уверенность в себе, а на третьем месте — творчество.
Значимые различия в структуре ценностей среди подростков участников исследования, занимают такие ценности, как творчество и наличие друзей. Для подростков из Германии важно творчество, а в рейтинге наших учеников творчество занимает предпоследнее место. Одинаковые показатели в рейтинге ценностей занимает красота природы и искусства (последнее). Это свидетельствует о снижении культурного уровня развития у подростков.
Анализ рейтинга качеств показал, что первое место занимает такое качество, как воспитанность, среди учеников гимназии, второе место занимает образованность, а третье место — независимость.
На первом месте в структуре ценностей у подростков из Германии стоит независимость, вторая по значимости ценность — твердая воля, а на третьем месте — ответственность.
Таким образом, выделенные нами ценностные ориентации практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. Данные личностные типы также явно различаются между собой ориентацией на ценности адаптации, социализации и индивидуализации.
Выводы
- Представления подростков онаиболее значимых жизненных ценностях различаются в зависимости от их принадлежности к социокультурной группе.
- Отстаивание своего собственного пространства, своего Я, свободы значимо для учащихся Германии, тогда как ценность здоровья для них, в отличие от учащихся из Украины, отходит на второй план.
- Формирование здоровья как значимой ценности у подрастающего поколения в двух культурах совершенно различно. Социальная политика обеих стран ориентирована на поддержание здоровья в качестве одного из приоритетов. На законодательном уровне государства стремятся сохранять и поддерживать здоровье населения.
- От изученности мира ценностей подростков, их жизненных планов, установок зависит результативность работы, которая разрабатывается в области образования.
- От того, какие ценности у современных подростков, зависит будущее общества, поэтому нужно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.