Здоровье как ценность в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Кривич, Б. В. Здоровье как ценность в подростковом возрасте / Б. В. Кривич, Н. А. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/325/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида.

Актуальность исследования. Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть. В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей.

Таким образом, актуальным является анализ структуры ценностных ориентаций молодых людей и девушек 14–15 лет в современных условиях развития общества. За последние годы в мире произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. В наше время подростки уже имеют вредные привычки, не думают о последствиях. Сейчас никто не думает, что, если не будет здоровья, то не будет полноценного здоровья. Здоровье — это наше будущее, его можно легко потерять, а вернуть будет трудно.

Объектом исследования стали учащиеся 10-го класса Харьковской гимназии № 14, и учащиеся 9-го класса немецкой школы.

Предмет исследования — система ценностных ориентаций подростков.

Цель — изучение ценностных ориентаций подростков.

Задачами исследования стали: 1) анализ теоретических представлений о ценности здоровья в современном обществе; 2) исследование структуры ценностных ориентаций на примере обучающихся 9-го и 10-го класса двух разных стран; 3) анализ полученных результатов.

Гипотеза — ценностные ориентации в подростковом возрасте зависят от условий воспитания и среды обитания.

Исследование структуры ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста.

В исследовании участвовали 40 человек: 30 украинцев и 10 немцев. В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Изучение ценностных ориентаций подростков.

Рейтинг ценностей проводился по методике М.Рокича, были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Результаты графически представлены на диаграмме 1.

 

В рейтинге ценностей в подростковой среде здоровье является значимой ценностью среди учащихся ХГ № 14. Здоровье в структуре ценностных ориентаций у подростков, обучающихся в гимназии, занимает 1 место, у подростков из Германии — 4 место.

Второе место по значимости среди учеников гимназии занимает наличие хороших и верных друзей. Третье место — свобода.

Свобода стоит на первом месте в структуре ценностей подростков из Германии. Вторая по значимости ценность — уверенность в себе, а на третьем месте — творчество.

Значимые различия в структуре ценностей среди подростков участников исследования, занимают такие ценности, как творчество и наличие друзей. Для подростков из Германии важно творчество, а в рейтинге наших учеников творчество занимает предпоследнее место. Одинаковые показатели в рейтинге ценностей занимает красота природы и искусства (последнее). Это свидетельствует о снижении культурного уровня развития у подростков.

 

Анализ рейтинга качеств показал, что первое место занимает такое качество, как воспитанность, среди учеников гимназии, второе место занимает образованность, а третье место — независимость.

На первом месте в структуре ценностей у подростков из Германии стоит независимость, вторая по значимости ценность — твердая воля, а на третьем месте — ответственность.

Таким образом, выделенные нами ценностные ориентации практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. Данные личностные типы также явно различаются между собой ориентацией на ценности адаптации, социализации и индивидуализации.

Выводы

  1.                Представления подростков онаиболее значимых жизненных ценностях различаются в зависимости от их принадлежности к социокультурной группе.
  2.                Отстаивание своего собственного пространства, своего Я, свободы значимо для учащихся Германии, тогда как ценность здоровья для них, в отличие от учащихся из Украины, отходит на второй план.
  3.                Формирование здоровья как значимой ценности у подрастающего поколения в двух культурах совершенно различно. Социальная политика обеих стран ориентирована на поддержание здоровья в качестве одного из приоритетов. На законодательном уровне государства стремятся сохранять и поддерживать здоровье населения.
  4.                От изученности мира ценностей подростков, их жизненных планов, установок зависит результативность работы, которая разрабатывается в области образования.
  5.                От того, какие ценности у современных подростков, зависит будущее общества, поэтому нужно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.
Основные термины (генерируются автоматически): место, подростковый возраст, ценностная ориентация подростков, рейтинг ценностей, ориентация, подросток, структура ценностей, ученик гимназии, ценность здоровья, значимая ценность.


Задать вопрос