Мы живём в век компьютерных технологий, когда работе на компьютере уделяется всё больше и больше времени, а физической активности, прогулкам на свежем воздухе — всё меньше. Почти половину дня ученики проводят в школе в сидячем положении. Всё это пагубно сказывается на детском здоровье, и можно утверждать, что правильный уход за своим здоровьем, поддержание иммунитета и способы борьбы с утомлением — проблемы, острые как никогда.
Предмет исследования: ученики 9 Б, 9 Г и 10 В классов.
Объект исследования: физическое здоровье учеников ШИЛИ.
Цели:
- Изучить показатели здоровья учеников нашей школы.
- Воспитывать культуру здоровья учеников.
Задачи:
– Оценить состояние физического здоровья учеников;
– Выяснить состояние противоинфекционного иммунитета;
– Изучить развитие утомления учеников на уроке;
– Обобщить полученную информацию и дать рекомендации ученикам для повышения уровня здоровья.
Гипотеза:
Показатели физического здоровья подростков зависят от уровня их физической активности.
Методика:
Организация мини-исследования вместе с учениками 9-х и 10-х классов, вычисление результатов, на основе которых будет сделан вывод о здоровье учеников лицея, взаимовлиянии различных показателей.
1) Оценка физического состояния школьников
Необходимо научиться объективно оценивать состояние здоровья школьников, с помощью секундомера. Для этого необходимо: подсчитать количество ударов сердца в минуту в состоянии покоя; выполнить 20 приседаний за 30 сек; подсчитать пульс после физической нагрузки. Затем необходимо проанализировать изменение частоты сердцебиений и сравнить их со средними значениями для определенного физического состояния:
– Спортивного,
– Здорового, но не тренированного человека,
– Наличие нарушений в работе сердечно-сосудистой системы.
2) Оценка состояния противоинфекционного иммунитета
Необходимо научиться определять уровень иммунитета, воспитать культуру здоровья. Для этого нужно задать школьникам вопросы и, основываясь на их ответы, сделать вывод.
Вопросы:
a) Сколько раз в течение года вы болели простудными заболеваниями?
b) Долго ли продолжаются ОРЗ?
c) Переходили ли ОРЗ в бронхит или пневмонию?
d) Есть ли у вас аллергические заболевания?
3) Развитие утомления
Необходимо научиться вычислять процент утомления своего организма.
Для этого школьникам нужно решить примеры на карточках в начале урока и в конце, а после нужно будет проанализировать правильность решений и сделать вывод об утомляемости.
Литературный обзор
Физическое здоровье
Физическим здоровьем называют состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Здоровье человека наполовину зависит от образа его жизни. Образ жизни — способ жизнедеятельности человека. Регулярные физические упражнения приносят огромную пользу всему телу: повышают прочность костей, накачивают мышцы — а сильные мышцы укрепляют суставы, они улучшают работу сердца, легких и сосудов, что приводит к снижению уровня холестерина в крови, стимулирует иммунитет, снимают стресс и умственную усталость, помогают сбросить вес.
Таким образом, умеренные регулярные нагрузки — залог сохранения и увеличения силы, здоровья и выносливости организма.
На состояние физического здоровья влияет и режим дня. Необходимо придерживаться разумных правил, предусмотренных природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приёмов пищи и др.)
Иммунитет
Иммунитет — невосприимчивость, сопротивляемость организма к различным инфекциям и вирусам.1) Иммунитет подразделяется на врождённый (специфический) и приобретённый (специфический).
Роль хорошего иммунитета для сохранения здоровья чрезвычайно важна, потому что полностью изолироваться от вирусов невозможно, они окружают нас повсюду и беспрерывно атакуют. Люди с ослабленным иммунитетом чаще всего болеют простудными заболеваниями и гриппом, и именно по частоте этих заболеваний обычно судят о состоянии иммунной системы. Когда в организм попадает чужеродная инфекция организм не бездействует, он сразу же мобилизует все свои силы на борьбу. Для этого в крови начинают вырабатываться антитела к проникшему вирусу, к которым сразу же подключаются лимфоциты.
Вредные привычки — угроза иммунитету. К ним относится курение, наркомания, токсикомания, употребление алкоголя.
Алкоголь поражает все органы и системы организма, но
Наркомания — тяжёлая и опасная болезнь. Страдает сердце — появляются дистрофические изменения в миокарде. Токсические вещества ведут к помрачению сознания, возникновению галлюцинаций. Уберечься от зависимости можно только одним банальным способом: никогда ни единого раза не пробуйте наркотические или токсические вещества. Велик риск стать зависимым, и потом уже слишком трудно излечиться от этого убийственного пристрастия.
Утомляемость
Утомляемостью называется особое состояние организма, вызванное слишком сильным напряжением ума или мускулов и выражающееся в уменьшении работоспособности на некоторое время. Причины могут быть разными: несбалансированное меню, недостаточный отдых, слишком активный или длительный физический труд и тд. Признаки физического утомления: снижение точности, разбалансированность движения. Признаки умственного утомления: нервозность, нарушение аппетита, бессонница, ухудшение зрения, заторможенность, ухудшение мыслительной функции.
Быстрая утомляемость и слабость — признаки синдрома хронической усталости, а повышенная утомляемость — это нормальное состояние для подростков в пубертатный период.
Практическая часть (3)
Проведены исследования, в которых были задействованы учащиеся старших классов лицея-интерната, позволяющие объективно оценить состояние здоровья школьников.
Обсуждение результатов
Среди учеников 9 и 10 классов количество спортивных ребят почти одинаково, а вот число человек, не занимающихся спортом и человек с предположительными нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы в 10 классе выше.
По результатам исследования иммунной системы можно утверждать, что в целом уровень иммунитета у десятого класса выше, чем у девятого. У многих 10-тиклассников и некоторых учеников 9 «Б» класса высокой утомляемости не наблюдалось, и даже у группы школьников произошло увеличение работоспособности. То, что работоспособность некоторых учеников повысилась, показывает, что занятие было спланировано правильно и нормы здоровья соблюдались.
После урока все с интересом обсуждали результаты работы — а это говорит о том, что она была интересна ученикам и не прошла даром.
Также было замечено, что дети с невысоким, по результатам исследования, уровнем иммунитета утомляются, в большинстве случаев, быстрее, чем дети с сильным иммунитетом и, что примерно треть всех участников исследования подвержена аллергическим заболеваниям.
Исследование выполнило свои задачи — обратить повышенное внимание учеников на своё здоровье, адекватно оценить его состояние и сделать вывод о том, какие предположительные проблемы могут быть у каждого ученика
Выводы :
- Исследование физического здоровья учеников показывает, что большинство учеников 9-ых классов можно отнести к группе здоровых, нетренированных людей. В 10 классе преобладают ученики с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы.
- Большинство учащихся обладает средней и высокой сопротивляемостью организма к болезни, но в каждом классе есть группа детей с низким иммунитетом (от 11 до 27 % уч-ся)
- Состояние иммунной системы тесно связано с утомляемостью. В 9 «Б» классе есть группа учеников с повышенной утомляемостью (9 %). В этом же классе самый высокий показатель низкого иммунитета (27 % учеников).
- При правильной организации урока у учеников не возникает сильного утомления. У некоторых даже повышается работоспособность, что и показали результаты исследований в 9 «Б» (16 %) и 10 В (68 %). В 9 «Г» классе таких учеников не было.
- Обобщив результаты, можно сделать вывод, что ученики школы, недостаточно занимающиеся физкультурой, мало двигаются, поэтому с возрастом их физическое здоровье ухудшается. Гипотеза подтверждена.
Поскольку условия различных школ России типичны, этот вывод актуален для многих российских школьников.