Исследование кардиореспираторной системы у школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 06.06.2015

Статья просмотрена: 1830 раз

Библиографическое описание:

Исмаилзаде, Ш. Ф. Исследование кардиореспираторной системы у школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности / Ш. Ф. Исмаилзаде, Д. А. Кревсун, Н. В. Фарафонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 157-164. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/147/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Введение.

Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма. Оно характеризует возможность адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды и отражает влияние двигательной активности на физическое и психическое состояние ребенка. Одной из основных задач, стоящих перед школой, является охрана и укрепление здоровья школьников. Дефицит двигательной активности у школьников, вызывает расстройство функций различных систем организма, ухудшение здоровья, снижение резервов к адаптации и резистентности к болезням. [1]

Для определения состояния здоровья и реакции организма школьника на воздействие дозированных физических нагрузок важно проводить оценку его функционального состояния, в частности кардиореспираторной системы. У учащихся под влиянием регулярных дозированных физических нагрузок наблюдается рост функциональных возможностей органов и систем их организма, в частности и сердечно-сосудистой. При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных сокращений, что происходит в следствие экономизации работы миокарда. [5]

Учебный процесс характеризуется рядом негативных тенденций: ухудшением физического и психического развития, понижением двигательной активности ослаблением здоровья и т. д. Понижение двигательной активности, вызванное перегрузкой учащихся в учебных заведениях приводит к гипокинезии, отрицательно отражается на здоровье подрастающего поколения.

Гипокинезия особенно влияет на сердечно — сосудистую систему, которая одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Под влиянием физических нагрузок в значительных пределах меняются показатели ССС.

Именно поэтому широко изучается действие физических упражнений на деятельность ССС. Этому вопросу посвящено большое количество исследований, в результате которых получена обширная информация об изменении функций ССС под влиянием мышечной деятельности. Изучение влияния физических упражнений на ССС дает возможность лучше понять причины и условия возникновения сложных функциональных изменений в работе сердца. [3]

Это позволяет учителю физической культуры или тренеру рационально распределить физическую нагрузку и отдых на уроке физической культуры или на тренировочном занятии, предвидеть ближайшие или отдаленные результаты воздействия физической нагрузки, прогнозировать спортивные успехи. А нерационально распределенная нагрузка на уроке, в частности перенагрузка, может привести к серьезным нарушениям кардиореспираторной системы. Сегодня эта проблема также актуальна. [4]

Исходя из вышесказанного, мы поставили своей целью изучить состояние кардиореспираторной системы школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности.

Объект исследования: учащиеся 5,6,7классов.

Предмет исследования: уровень двигательной активности учащихся.

Цель: изучить состояние кардиореспираторной системы школьников 5–7 классов с различным уровнем двигательной активности.

Задачи:

  1. Изучить уровень двигательной активности школьников средних классов.
  2. Определить важнейшие показатели кардиореспираторной системы.
  3. Выявить влияние двигательной активности на возрастные показатели кардиореспираторной системы.

Гипотеза:

Дети с повышенной спонтанной двигательной активностью имеют гармоничное физическое развитие в течение всего подросткового периода.

Новизна исследования: Показаны различия в темпах роста и развития у детей, находящихся на различных двигательных режимах.

Методы исследования:

  1. 1.Изучение литературных источников, документов.
  2. Анкетирование
  3. 3.Анализ результатов деятельности.
  4. Формирующий эксперимент.
  5. Обобщение.

Исследование проводилось на базе МБУ средней школы № 41. В исследовании приняли участие учащиеся 5–7 классов, всего 125 человек, из них 58 девочек и 67 мальчиков.

Краткие сведения о влиянии физической активности на кардиореспираторную систему.

Возрастные особенности сердечно — сосудистой системы у подростков.

Основной задачей физического воспитания П. Ф. Лесгафт считал «в полной гармонии с умственным развитием приучать детей с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу и действовать изящно и энергично». П. Ф. Лесгафт был страстным поклонником укрепления здоровья населения средствами физического воспитания.

Таким образом, развитие двигательных качеств требует постоянных систематических занятий физическими упражнениями, которые влияют на все органы и системы организма человека.

У тренированных людей значительно улучшается сократительная способность миокарда, усиливается центральное и периферической кровообращение, повышается коэффициент полезного действия, уменьшается частота сердечных сокращений не только в состоянии покоя, но и при нагрузках, повышается систолический объем крови. Благодаря увеличению ударного объема крови, сердечно-сосудистая система тренированного человека гораздо легче, чем нетренированного, справляется с возрастающими физическими нагрузками, полностью обеспечивая кровью все мышцы тела, принимающие участие в нагрузке с большим напряжением. [3] Вес сердца тренированного человека больше, чем нетренированного. Объем сердца у людей, занимающихся физическим трудом, также значительно больше, чем объем сердца нетренированного человека. В результате увеличения ударного объема крови у тренированных людей относительно легко увеличивается и минутный объем крови, что возможно благодаря гипертрофии миокарда, вызванной систематической тренировкой.

Спортивная гипертрофия сердца является благоприятным фактором. И при этом увеличивается не только число мышечных волокон, но и поперечное сечение и масса каждого волокна, а также объем ядра клетки. При гипертрофии улучшается обмен веществ в миокарде. При систематической тренировке увеличивается абсолютное число капилляров на единицу поверхности скелетной мускулатуры и мышцы сердца. [6]

Гипертрофия-это универсальная биологическая реакция, благодаря которой обеспечивается адаптация сердечно — сосудистой системы к сложным условиям функционирования органов и тканей. В результате этого увеличивается синтез белка и нуклеиновых кислот и растет масса мышечного волокна благодаря чему и развивается гипертрофия миокарда. Однако после прекращения занятий спортом или физическими упражнениями сердце постепенно вновь уменьшается в объеме.

Систематические занятия приводят к снижению артериального давления человека в покое и при физических нагрузках. За счет чего же происходит снижение давления крови у тренированных людей?

Благодаря систематической тренировке изменяются условия прохождения крови по периферических сосудам: уменьшается сопротивление току крови, за счет этого снижается систолическое давление, направленное на преодоление сопротивления стенок периферических сосудов. В результате не только снижается давление, но и улучшается периферическое кровообращение. [7]

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути(полость носа, гортань, трахея, бронхи), легкие, косно-мышечную систему, которая обеспечивает дыхательные движения(ребра, межреберные мышцы, диафрагма). На данные структурные преобразования значительно влияют занятия физической культурой и спортом. Состояние внешнего дыхания оценивают на основании следующих показателей: жизненная емкость легких, частота дыхания, минутный объем дыхания и другие. Чаще всего состояние состояние внешнего дыхания оценивают по показателям жизненной емкости легких и мощности вдоха и выдоха, которые имеют большое практическое значение. [7]

С увеличением возраста возрастает и значение жизненной емкости легких. Обнаружено, что сила дыхательных мышц на выдохе больше, чем на вдохе. При этом у девочек сила заметно увеличивается лишь до 12–13 лет, а у мальчиков во все возрастные группы. С 8 до 17 лет увеличение силы дыхательных мышц на выдохе составляет 48 %, а на вдохе -25 %. Наиболее интенсивное увеличение имеет место с 8 до 11 лет, когда сила выдоха увеличивается на 15 %, а сила вдоха на 10 %. При сравнении данных силы дыхательных мышц мальчиков и девочек оказалось, что с возрастом увеличение силы дыхательных мышц на выдохе происходит более интенсивно, чем на вдохе. [8]

При этом сила дыхательных мышц у мальчиков больше, чем у девочек. Проведенные исследования показали, что укрепление дыхательной мускулатуры имеет существенное значение для повышения работоспособности организма учащихся. В результате этого становится ясным, что у школьников в процессе занятий физическими упражнениями можно довольно в широких пределах развивать дыхательную систему. Любая нагрузка на дыхательные мышцы вызывает изменение дыхания и отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Об этом говорят и данные, полученные в наших исследованиях.

Методы и организация исследования

Наше исследование было направлено на то, чтобы выявить влияние двигательной активности на показатели кардиореспираторной системы школьников 5,6,7 классов.

Исследование проводилось в соответствии с поставленными задачами на базе МБУ средней школы № 41.

Объект исследования — учащиеся 5,6,7 классов. Для проведения эксперимента были применены антропометрические измерения (определение длины и массы тела), определение основных показателей ССС (ЧСС, АД) и вычисление дополнительных показателей, позволяющих более полно судить о состоянии функций сердца и дыхания.

На первом этапе были исследованы показатели физического развития девочек 5 класса. Для оценки ДА проводилось путём вычисления учебной нагрузки по физическому воспитанию для общеобразовательных школ Российской Федерации.

Нашу работу мы начали с опроса, чтобы выяснить к какой из групп относятся дети.

1)     Занимаетесь ли вы каким -нибудь видом спорта?

 

2)     Занимаетесь ли вы в художественной школе?

 

3)     Занимаетесь ли вы в музыкальной школе или играете на каком-нибудь инструменте?

 

4)     Ни чем не занимаюсь, только учебная деятельность.

 

Таким образом, у нас получилось 4 группы по двигательной активности. Первая группа — это спортсмены, вторая группа дети занимающиеся рисованием, Третья группа — это музыка и танцы, и четвёртая группа — это дети, которые не занимаются дополнительно, а только учебной деятельностью.

Для нашей работы был использован антропометрический метод,который включал в себя определение массы тела, длины тела и окружности грудной клетки.

Длина тела измерялась с помощью ростомера с точностью до 0,5см.

Массу тела измеряли при помощи медицинских десятичных весов.

Жизненная емкость легких называется объем воздуха, который может выдохнуть человек, предварительно вдохнувший в легкие, как можно больше воздуха. Она измеряется спирометром. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха. Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр.

Проба Штанге. Задержка дыхания после вдоха.

Время засекается секундомером. Необходимо сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха. Затем сделать вдох, предварительно зажав нос; засечь время.

Проба Генчи. Задержка дыхания после выдоха. Необходимо сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха. Затем сделать выдох, предварительно зажав нос; засечь время

Состояние сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление измеряли по методу Короткова. Рассчитывали следующие показатели: пульсовое артериальное давление (АДп), среднее артериальное давление (АДср), минутный объем кровообращения (МОК), сердечный индекс (СИ).

Проведен расчет максимального потребления кислорода (МПК).

Статическая обработка материалов проводилась на ПК Pentium — II ММХ в среде WINDOWS XP с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office 2010 (Excel). Применялись методы вариационной статистики с вычислением средней арифметической (М), и ее ошибки (т), среднеквадратичного отклонения (б). Для оценки достоверности различий средних и относительных величин применялся критерий Стьюдента (t).

Достоверными считали результаты при р<0,05. При оценке результатов исследований использован метод корреляционного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты проведенного исследования показали, что ЧСС мальчиков всех классов колебалась в пределах от 84 до 90 уд/мин. Как видно из таблицы у мальчиков 5–6 классов, которые занимаются спортом, ЧСС составила 83 уд/мин и была реже, чем мальчиков других классов. ЧСС у девочек всех классов колебалась в пределах от 88 до 96 уд/мин. Из таблицы видно, что ЧСС у девочек спортивной группы реже только в 6 классе(91 уд/мин), а в 5–7 классах отмечено повышение ЧСС. Это связано с бурным развитием организма. Происходит выброс гормонов желез внутренней секреции в организм, что способствует увеличению ЧССи СД(3.1)

Урежение ЧСС у мальчиков спортивной группы объясняется тем что уровень двигательной активности выше по сравнению с другими группами. Норма ЧСС у девочек составляет 72–91 уд/мин.6 но практически во всех группах ЧСС несколько выше данных литературы, что на наш взгляд обусловлено климата-географическими особенностями нашего региона.

Средние показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 5–7 классов. Таблица 3.4.

классы

ЧСС

АД,СД

ДД

УО

МОК

ИК

ИПС

ВИК

м-5

88±6,7

87±3,4

48±2,4

70±2,0

6204±336

205±19

23±2,3

48±3,2

м-6

86±4,3

88±5,8

55±4,3

69±3,3

6010±460

187±18

26±30

39±5,5

м-7

84±4,3

94±4,9

53±3,8

73±3,4

6587±464

152±15

33±3,0

39±3,7

 

Средние показатели сердечно-сосудистой системы у девочек 5–7 классов(М±m)

Классы

ЧСС, уд/мин

АД, мм рт. Ст. СД

ДД, мм рт. Ст.

УО, мм

МОК, мл/мин

ИК, мл/кг/мин

ИПС6мл/кг/миг

ВИК

д-5

95±2,3

86±2,7

50±2,2

65±1,6

6000±271

230±14

22±2,1

53±1,9

д-6

91±3,4

94±2,6

55±1,2

70±1,9

6613±324

194±13

26±1,5

43±2,8

д-7

89±3,1

94±2,6

53±1,3

76±1,1

7000±328

167±9

31±2,4

43±2,4

 

Артериальное давление имело тенденцию к повышению с возрастом. У мальчиков спортивного класса, систолическое давление ниже чем у остальных.

Это соответствует норме подросткового периода. Также объясняется, тем что двигательная активность в обычном классе находится на среднем уровне, а в художественном классе двигательная активность ниже, в спортивном — самая высокая. Наблюдаемое понижение СД в условиях покоя свидетельствует о достаточной тренированности организма.

Максимальное кровяное давление(СД) составляет у девочек 84–96 мм рт ст., особых различий в этих показателях у девочек спортивного и обычного класса не наблюдается. Отсутствие большой разницы с СД, на наш взгляд, можно объяснить возрастными особенностями развития детей.

Нормальной реакцией на физические нагрузки считается некоторое снижение минимального давления. Исследования проведенные Н. Д. Граевской, показали, что в процессе систематических занятий физическими упражнениями отмечается снижение уровня минимального давления в состоянии покоя. Следовательно, пониженное ДД у школьников спортивного класса является оправданным.
Ударный объем(УО). У мальчиков колеблется от 66 до 73 мл в среднем. Из таблицы видно, что УО у мальчиков спортивного класса является высоким по сравнению с музыкальным. УО имеет тенденцию с возрастом увеличиваться.
У девочек колеблется от 64 до 75 мл. Причем у девочек спортивного класса данный показатель выше, чем у девочек обычного класса. УО с возрастом увеличивается, но под влиянием бурного развития организма имеет скачкообразное развитие.

Минутный объем крови(МОК) У мальчиков колеблется от 6204 до 6945 мл/мин. Самый низкий показатель у музыкального класса, у остальных соответствует норме. У девочек показатель МОК колеблется от 6000 до 7131 мл/мин. Чем выше уровень тренированности, тем больше показатель МОК.

Индекс кровоснабжения (ИК)У мальчиков показатель колеблется в пределах от 150 до 242 мл/кг/мин. Отмечается тенденция к понижению, показатели во всех классах имеют неравномерное развитие. Это обуславливается периодом полового созревания. У девочек показатель ИК колеблется от 153 до 222 мл/кг/мин., имеет также тенденцию к понижению с возрастом. В 5 классе у девочек спортивного класса он вышел, чем у девочек обычного класса. Т.К показатель ИК находится в прямой зависимости от показателя МОК, то при занятиях физическими упражнениями отмечается повышение ИК.

Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Исследования показали, что показатели увеличивались с возрастом. У мальчиков, которые занимаются спортом, ЖЕЛ составила 2000м±30 мл., у девочек ЖЕЛ составила 1700мл±60мл. Из таблицы видно, что ЖЕЛ у девочек 5–6 классов спортивной направленности невысокая, ниже, чем у мальчиков что соответствует возрастным нормам.

Однако с возрастом ЖЕЛ имела тенденцию к повышению, как у мальчиков, так и девочек и в среднем в 7 классе соответственно составила 2700±45мл у мальчиков и 2350±61мл у девочек. Следует отметить, что во все возрасты показатели ЖЕЛ у девочек были несколько ниже, чем у мальчиков. Это свидетельствует о более высоких функциональных возможностях аппарата внешнего дыхания у лиц мужского пола и о повышении этих возможностей с возрастом.

Проба Штанге.

Задержка дыхания на вдохе у мальчиков 5 класса колебалась в пределах от по 36–52 сек, причем самая высокая была отмечена у мальчиков спортивного класса составила 52±8,4 сек. по сравнению с обычным. Как видно из таблицы, задержка на вдохе имела тенденцию к увеличению, что говорит об укреплении дыхательных мышц у детей занимающихся спортом. У девочек спортивного класса задержка на вдохе не была выше чем у девочек других классов и составила в среднем 34±2,2 сек. Однако не колебалась в больших пределах 33±2,5 сек.

Проба Генчи. Задержка дыхания на выдохе у мальчиков 5 спортивного класса составила 36±4,0 сек.Это самый высокий показатель среди мальчиков 5 класса. В 6 классе показания уменьшились, но тем не менее у мальчиков спортивного класса по сравнению с контролем показатели были выше. Это можно рассматривать, как показатель улучшения функционального состояния аппарата внешнего дыхания.

Средние показатели дыхательной системы у учащихся 5–7 классов.

Таблица 3

У мальчиков. У девочек.

класс

ЖЕЛ

вдох

выдох

класс

ЖЕЛ

вдох

выдох

м-5

2105±28

44±5,2

26±4,0

д-5

1850±53

33±2,4

23±2,7

м-6

2385±30

43±4,7

26±2,4

д-6

2100±66

34±2,2

20±2,1

м-7

2666±45

42±4,3

27±4,5

д-7

2347±61

33±2,9

23±1,8

 

Хорошо известно, что у более тренированных детей повышаются функциональные возможности и способности аппарата внешнего дыхания.

Следовательно, занятия спортом приводят к укреплению дыхательной мускулатуры, повышению дыхательного объема, резервных возможностей организма.

Заключение

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1.                ЧСС характеризовалась урежением её с возрастом.
  2.                ЧСС у девочек достоверно превышает показания мальчиков, что соответствует возрастным нормам.
  3.                АД имело тенденцию к увеличению, одинаково выраженную в обеих половых группах.
  4.                УО и МОК увеличивались с возрастом.
  5.                Наиболее выраженные изменения отмечены в классе спортивного профиля.
  6.                Анализ приведенных результатов свидетельствует о выраженном влиянии ДА на ССС.
  7.                ЖЕЛ имела тенденцию повышения с возрастом
  8.                Система внешнего дыхания наиболее развита у учащихся, которые занимаются спортом и музыкой.

Приложение.

1. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 5 класса.

класс 5

ЧСС, уд/мин

АД,СД, мм рт. Ст.

ДД, мм рт ст

УО, мм

МОК, мл/мин

ИК, мл/кг/мин

ИПС, мл/кг/миг

ВИК

спортивный

85±3,6

88±1,6

46±2,2

73±2,2

6204±398

221±28

23±3,2

45±2,7

художественный

90±3,,0

93±4,2

48±1,6

71±1,1

6408±240

196±11

22,8±1,7

56±2,8

музыка(танцы)

87±1,9

83±4,9

49±3,2

66±3,0

5766±308

204±21

20±2,2

44±3,5

обычный

92±3,7

90±2,9

51±2,7

71±2,1

6582±396

198±19

25,4±2,1

47±4,0

 

2. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6 класса

класс 6

ЧСС, уд/мин

АД,СД,мм рт ст

ДД,мм рт ст

УО,мм

МОК,мл/мин

ИК,мл/кг/мин

ИПС,мл/кг/миг

ВИК

спортивный

84±4,0

90±4,0

57±5,0

70±4,7

5663±665

175±26

33±5,8

29±8,3

художественный

88±4,0

88±5,0

49±4,0

73±3,0

6353±452

242±14

18±1,6

51±5,0

музыкальный

89±4,6

87±9,5

55±6,7

59±3,8

5245±330

147±15

27±3,5

27±6,1

обычный

90±4,8

86±5,0

49±1,7

73±1,9

6779±395

184±18

26±1,1

48±2,7

 

3. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков 7 класса

класс 7

ЧСС, уд/мин

АД, СД, мм рт ст

ДД, мм рт ст

УО, мм

МОК, мл/мин

ИК, мл/кг/мин

ИПС, мл/кг/миг

ВИК

спортивный

83±5,1

90±5,8

51±2,9

73±3,4

6874±597

164±12

30±3,6

48±2,6

обычный

88±4,8

93±5,1

52±2,5

79±1,8

6945±420

161±18

33±5,9

40±4,1

музыка(танцы)

83±3,0

93±4,0

55±3,4

67±5,0

5343±374

135±12

35±5,6

32±4,6

 

4. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности. 5 класс у мальчиков у девочек

5 класс мальчики

ЖЕЛ

Вдох(Задержка)

Выдох(Задержка)

5 класс

девочки

ЖЕЛ

ВДОХ

ВЫДОХ

спортивный

2100±70

52±8,4

36±4,0

спортивный

1840±60

33±1,6

25±3,0

художественный

2100±100

36±3,2

23±4,5

художественный

2000±50

31±2,3

21±2,5

Музыка (Танцы)

1960±60

43±4,0

22±3,0

музыка

1960±60

42±4,2

31±4,2

обычный

2240±50

46±5,1

24±4,2

обычный

1700±45

28±1,4

17±1,0

 

5. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности у 6 класса. У мальчиков, у девочек

6 класс, мальчики

ЖЕЛ,мл

Вдох

Выдох

6 класс,

девочки

ЖЕЛ,мл

Вдох

Выдох

спортивный

2350±50

38±6,5

21±2,0

спортивный

1700±70

33±1,3

19±1,8

художественный

2200±77

29±3,7

19±3,0

художественный

1750±57

29±2,2

18±1,4

музыка(Танцы)

2000±40

46±5,1

16±2,0

музыка

1800±50

36±2,4

20±1,6

обычный

2000±125

35±3,4

17±2,7

обычный

1850±89

37±3,0

21±3,6

 

6. Показатели дыхательной системы в зависимости от уровня двигательной активности у 7 класса, у мальчиков у девочек

7 класс, мальчики

ЖЕЛ, мл

Вдох

Выдох

7 класс, девочки

ЖЕЛ, мл

Вдох

Выдох

спортивный

2600±75

48±4,8

37±8,5

спортивный

2290±570

35±3,0

20±1,8

обычный

2580±50

32±1,9

19±1,8

обычный

2260±735

30±2,1

20±1,4

музыка(танцы)

2820±30

45±6,1

24±3,4

музыка(танцы)

2490±540

35±3,5

22,4±2,1

 

Литература:

 

  1. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М.: Медицина, 2008. — 192с.
  2. Аксянова Е. А. особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у детей 11–14 лет / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. 2010. — № 4. — С. 13–14.
  3. Белоусов М. А. Некоторые показатели внешнего дыхания здоровых детей школьного возраста.// Вопросы охраны материнства и детства. 2009 № 4- с. 47–50.
  4. Данько Ю. И. О механизмах основные проблемы клинической физиологии и патологии органов дыхания в спортивной медицине.
  5. Зимкин М. В. Физиологические основы физической культуры и спорта. М.: ФИС, 2008
  6. Карпман В.Л; Парин В. В. Сердечный выброс. Физиологии кровообращения. Л.: Наука, 2007.
  7. Пешков А. П. Некоторые закономерности возрастного развития функции внешнего дыхания у детей и подростков.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 2009 — т.1. — с. 134–135.
  8. Ребров Н. Г. О развитии силы и выносливости дыхательных мышц у школьников в процессе занятий физическими упражнениями.
  9. Садова Н. А. К вопросу о физиологической характеристики внешнего дыхания подростков 14–16 лет. // Физиология. 2010 –с. 30–44.
  10. Соколов Е. В. Региональная вентиляция лёгких у детей 7–13 лет в покое и физической нагрузке.// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 2001 — № 2 — с. 50–56.
  11. Санькин В. Д. Дыхание при мышечных нагрузках у детей школьного возраста. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 2005 — т.1. — с. 159.
  12. Суточный ритм сердца у здоровых детей / О. О. Куприянова, И. Г. Нидеккер, Н. Р. Белова // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 4. — С. 27–41.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, класс, мальчик, показатель, девочка, спортивный класс, сердечно-сосудистая система, мина, внешнее дыхание, дыхательная система.


Похожие статьи

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей у школьников 7–8 лет

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Похожие статьи

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей у школьников 7–8 лет

Формирование грамматического строя речи у детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и лексических упражнений

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Моделирование антропометрических признаков с учетом факторов питания подростков 10-17 лет

Задать вопрос