Сравнительный анализ особенностей жизненной ёмкости легких у детей и взрослых | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 2243 раза

Библиографическое описание:

Антонов, К. Д. Сравнительный анализ особенностей жизненной ёмкости легких у детей и взрослых / К. Д. Антонов, Л. И. Фасхутдинов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3778/ (дата обращения: 27.12.2024).



Значение акта дыхания для человека невозможно переоценить. Человек начинает дышать сразу после рождения. Вся жизнь состоит из бесчисленного количества вдохов и выдохов, о которых мы не задумываемся, но без которых она невозможна. Дыхание представляет собой непрерывный биологический процесс, в результате которого происходит газообмен между организмом и внешней средой. [1] Полноценность функционального состояния дыхательной системы является одним из важных элементов системы адаптации организма к факторам окружающей среды, так как обеспечивает непрерывный обмен воздуха между лёгочными альвеолами и окружающей атмосферой и может служить маркером выявления функциональных резервов. [3]

Неравномерность роста и развития органов и систем, свойственны онтогенезу ребёнка в подростковом возрасте. Повышение активности желез внутренней секреции, связанные с половым созреванием организма, обусловливает большие гормональные перестройки, усиление обменных процессов, повышение энергетических затрат организма. Все это стимулирует дальнейшее развитие дыхательной функции лёгких [2].

В наше время много внимания уделяется здоровому образу жизни. Для того, чтобы обладать крепким здоровьем необходимо иметь полноценную дыхательную систему, знать свои возрастные особенности и учитывать их при занятиях спортом и ежедневных моментах жизнедеятельности.

Подростковый возраст имеет особое значение, так как именно в этом возрасте (15–16) лет заканчивается формирование дыхательной системы человека. В зависимости от сформированности функционального состояния органов дыхания будет определяться качество жизни подростка в будущем.

Цель исследования — изучить возрастные особенности жизненной ёмкости легких у подростков 15–16 лет (учащихся 9 классов), студентов (18–20 лет), сравнить результаты относительно этих возрастных категорий.

Основным методом исследования являлась спирометрия при помощи спирометра ССП. К аппарату прикреплялся одноразовый мундштук. Обследуемый плотно обхватывал губами и слегка прижимал зубами мундштук. Затем испытуемые делали максимальные спокойные вдох и выдох; спокойный вдох и максимально сильный выдох и т. д. Каждая проба выполнялась трижды. Отдых между дыхательными манёврами составляет 1–2 минуты.

Объектом исследования были юноши и девушки (учащиеся 9 класса) в возрасте 15–16 лет, студенты (юноши и девушки) в возрасте 19–20 лет.

При проведении спирометрии среди учеников 9 классов нами было исследовано 10 человек мужского и женского пола (табл.1).

Таблица 1

Показатели жизненной емкости легких учащихся 9-х классов

Показатель

Пол

мальчики

девочки

ЖЕЛ, мл

4500

4200

4100

5000

4400

4200

5000

4000

4800

5000

4100

3500

3800

3500

3600

3500

3500

3600

3500

3600

Итого средняя ЖЕЛ, мл

4520

3620

Сравнивая полученные нами данные со средним значением ЖЕЛ в таблице, можно сделать следующее заключение: объём выдыхаемого воздуха соответствует и даже превышает величину характерную для подростков 15–16 лет. Данные значения ЖЕЛ говорят о полноценности функционального состояния дыхательной системы у испытуемых.

При проведении спирометрии среди студентов в возрасте 19–20 лет нами так же было исследовано 10 человек мужского и женского пола (табл.2).

Таблица 2

Показатели жизненной емкости легких студентов

Показатель

Пол

юноши

девушки

ЖЕЛ, мл

4200

4800

4900

4100

4600

4400

4700

4800

5200

5300

3600

3800

4000

3700

3700

3800

4000

4100

4200

4400

Итого средняя ЖЕЛ, мл

4700

3930

По результатам полученных измерений можно сделать следующее заключение: у юношей и девушек возрастной категории 18–20 лет объем выдыхаемого воздуха соответствует величине характерной для взрослого человека.

Сравнивая изученные нами возрастные категории относительно друг друга, мы пришли к следующему заключению: показатели жизненной емкости легких у обеих возрастных групп колеблются в пределах, характерных для этих возрастов. Разница в результатах по половому признаку так же соответствует возрастным нормам (у юношей ЖЕЛ больше, у девушек ЖЕЛ меньше).

Возрастные особенности жизненной емкости легких

Рис. 1. Возрастные особенности жизненной емкости легких

При анализе данных пропорционально возрастной категории, мы можем видеть увеличение ЖЕЛ у более старшей возрастной группы примерно на 3,8 % (у юношей) и 7,6 % (у девушек). Эти данные позволяют говорить о изменении ЖЕЛ в зависимости от возраста и пола. Так же полученные измерения говорят о полноценном развитии функционального состояния дыхательной системы у исследуемых групп (рис. 1).

Выражаем благодарность кафедре охраны здоровья человека Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета за помощь в проведении исследования.

Литература:

  1. www.bsmu.by
  2. www.nsportal.ru
  3. www.pnzgu.ru
  4. Аникина Т. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Т. А. Аникина, Т. Л. Зефиров. — Казань.: КФУ, 2013. — 166 с.


Похожие статьи

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций

Конституциональный подход в изучении органов пищеварительной системы в норме и при различных заболеваниях

Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения

Сравнительный анализ методов оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП

Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Сравнительный анализ систем управления обучением

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей

Похожие статьи

Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций

Конституциональный подход в изучении органов пищеварительной системы в норме и при различных заболеваниях

Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения

Сравнительный анализ методов оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Творческий подход при формировании движений у детей с ДЦП

Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Сравнительный анализ систем управления обучением

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей

Задать вопрос