В статье говорится о связи между физическим развитием и развитием умственных способностей младшего школьника.
Ключевые слова: упражняемость, физические нагрузки, мозговая деятельность.
Известно, что здоровье и самочувствие детей школьного возраста зависит от питания, режима дня и занятий спортом. Но есть ли связь между учебой в школе и физической нагрузкой на организм ученика?
Образ жизни современных школьников не предполагает большой физической активности: мы учимся сидя, в школу большинство детей привозят родители на транспорте. Уроки дома дети тоже делают сидя. В свободное от учебы время дети заняты играми в телефоне. В итоге дети большую часть времени проводят без движения, что истощает организм. Истощение организма школьника может быть связано не только с частой физической усталостью, но и с трудностями при усваивании учебного материала, плохой концентрацией. Часто детям сложно сосредоточиться, чтобы запомнить новую информацию.Если посчитать, сколько времени современный школьник проводит в движении, то нас ждет печальная картина.
В данной статье мы рассмотрим вопрос, влияют ли занятия в спортивных секциях на успешную учебу школьника. Объектом исследования является наличие физической активности в жизни успешных учеников. Предмет исследования—влияние занятий спортом на успеваемость школьника. Предположим, что успешные ученики регулярно занимаются спортом или танцами, а, значит, имеют регулярные физические нагрузки. Практическая значимость данного исследования заключается в передаче школьникам с низкой физической активностью информации о пользе спорта и рекомендаций по внедрению физической активности в их жизнь.
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Физические упражнения возникли еще в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой деятельности происходило развитие и совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.
Постепенно люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия были более выносливыми и работоспособными. Это привело к пониманию, что упражняемость (или повторение действий) помогает человеку выжить.
Когда человек заметил эффект упражняемости, он стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Это и стало основой физических упражнений. Далее выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности предварительной подготовки человека к жизни стали началом появления физического воспитания.
Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать». Древние греки знали о необходимости занятий спортом и физическими упражнениями. Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».
Физическое воспитание было в Спарте, Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего.
Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.
Регулярные тренировки невероятно полезны для всего организма и мозга в том числе. Они помогают нормализовать сон (во время которого образуются новые нейронные связи), притупляют реакцию на стресс, улучшают память.
Обучение — основной вид деятельности у школьников. Чтобы хорошо учиться и успевать, ребенку необходимо уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Ученые Университета Ноттингем Трент провели эксперимент с 104 учениками в возрасте с 9 до 11 лет. Школьники выполняли несколько тестов и задач после физической активности. Стоит отметить, что после упражнений им давалось 45 минут отдыха. Результат показал, что после физической активности память, гибкое мышление и самоконтроль учеников улучшились. Помимо этого, ученые выяснили, что дети, которые регулярно занимались спортивной деятельностью, могли на 5–10 процентов быстрее справляться с математическими задачами. Чем те, кто редко занимался физической активностью. Таким образом, физическая подготовка и хорошая память идут рука об руку: если у ребёнка развиты мышцы, то и тесты на память он будет выполнять хорошо и демонстрировать успехи в учёбе.
По данным исследований специалистов из Вюрцбургского университета в Германии подвижность оказывает положительное влияние на креативность. Опытным путём учёные доказали, что наибольшие креативность и оригинальность в решениях наблюдались у людей, которые по правилам эксперимента не имели ограничений в движениях.
Объясняется это тем, что во время физических упражнений к мозгу приливает дополнительное количество крови, кислорода и питательных веществ. Даже обычная ходьба может стимулировать работу мозга. Исследование, проведённое в 2014 году в Стэндфордском университете, показало, что мы на 60 % креативнее, когда ходим.
Но как именно спорт помогает мозгу? С одной стороны, есть простое объяснение: физическая активность усиливает кровообращение во всём теле, и в мозге в том числе. Мозг получает больше кислорода и питательных веществ, и поэтому лучше работает. Чем чаще и глубже человек дышит, тем больше кислорода поступает в кровоток. Это способствует образованию нервных клеток в головном мозге, которые как раз и отвечают за нашу память и мышление. Но главное — благодаря активным занятиям спортом мозг увеличивается в объеме.
Я очень люблю движение. Я занимался спортивной гимнастикой и плаванием. Последние три года я занимаюсь в секции дзюдо в школе боевых искусств «Олимпия». В занятиях спортом очень важны регулярные тренировки, поэтому я их пропускаю только по причине болезни. Я хожу на занятия трижды в неделю. Как и любой спорт, дзюдо вырабатывает выносливость и самодисциплину, что, конечно, придает мне энергию и чувство радости.
Как мои занятия спортом влияют на подготовку домашнего задания? Поскольку в дни тренировок я ограничен по времени выполнения домашнего задания, я должен делать их строго за определенный отрезок времени. Поэтому спортивные тренировки организуют мой домашний режим дня. В день, когда тренировок нет, я стараюсь гулять.
Таким образом, спорт и активные подвижные игры делают мою жизнь более красочной, увлекательной, радостной и помогают достигать желаемого.
Цель моего исследования — подтвердить гипотезу о том, что все дети, которые хорошо учатся, регулярно занимаются спортом или ходят в танцевальные кружки.
В качестве метода исследования мною было выбрано анкетирование. Также исследование проводилось по вторичным источникам: был проведен обзор и изучение литературы и статей в интернете.
Опрос проводился среди учеников третьего и пятого классов. Все респонденты — ученики, которые успешно учатся в школе (ударники или отличники).
Школьникам раздали анкеты с вопросами, приведенными ниже (Таблица 1).
Таблица 1
Вопросы анкеты
В какую спортивную секцию ходишь? |
|
В какой кружок ходишь? |
|
Любишь ли активные виды спорта? |
|
Как меняется твое настроение после активных игр? |
ухудшается |
улучшается |
|
не меняется |
|
не знаю |
Основные показатели опроса представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели опроса
Показатель опроса |
Значение |
Общее количество респондентов, чел. |
44 |
Дети, занимающиеся спортом/танцами, чел |
34 |
Дети, не занимающиеся спортом, чел. |
10 |
Доля детей, занимающихся спортом/танцами, % |
77 % |
Доля детей, не занимающихся спортом/танцами, % |
23 % |
После анализа полученных ответов, представим следующие сводные показатели:
— Количество респондентов 44 человека.
— Респонденты, занимающиеся в спортивных секциях или танцах: 34 чел. или 77 %.
— Респонденты, которые не посещают спортивные занятия или танцы: 10 чел. или 23 %.
Статистика опроса показала, что 77 % опрошенных учеников регулярно посещают спортивные секции и танцевальные кружки. То есть несколько часов в неделю их организм подвергается систематической физической нагрузке, что поддерживает и укрепляет их здоровье и положительно влияет на мыслительные процессы.
Таким образом, гипотеза о том, что большинство успешных учеников предпочитают спортивные занятия, подтвердилась.
Литература:
- Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 4S0 с. ISBN 5–7695- 0853–1
- Евсеев Ю. И. Е 25 Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
- Карл Котман 1, Николь С Берхтольд Упражнения: поведенческое вмешательство для улучшения здоровья и пластичности мозга
- Статья с сайта https://www.nur.kz/
- Статья с сайта Наука и жизнь. https://www.nkj.ru