В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся.Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результате исследования было выявлено, что учащиеся, занимающиеся физической активностью, имеют более высокие показатели успеваемости в школе по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Влияние физической активности на образование и успеваемость объясняется улучшением когнитивных функций, включая концентрацию, память и мышление, которые могут быть улучшены благодаря регулярной физической активности.
Ключевые слова : физическая активность, успеваемость, образование, социальная адаптация, учащиеся, физическая культура.
In this article, the author explores the relationship between physical activity and academic performance and social adaptation of students. This article is based on a review of existing scientific research and empirical data to justify this connection. The research revealed that students who engage in physical activity have higher academic performance in school compared to those who do not participate in sports. The influence of physical activity on education and academic performance is explained by the improvement of cognitive functions, including concentration, memory, and thinking, which can be enhanced through regular physical activity.
Keywords: physical activity, academic performance, education, social adaptation, students, physical education.
Почти век назад В. А. Сухомлинский сказал: «Отставание в учебе лишь результат плохого здоровья». Следовательно, сильное здоровье несет в себе пользу для всех сторон жизнедеятельности, в том числе и учеба.
В эпоху цифровизации и введении всяческих сервисов, которые позволяют не двигаться дальше своего жилища, физическая активность среди подростков значительно снижается. Многие подростки проводят большую часть своего времени перед экранами, играя в компьютерные игры, смотря фильмы и сериалы, общаясь в социальных сетях или занимаясь онлайн-обучением.
Из-за этого уровень физической активности среди детей и подростков снижается, что может привести к различным негативным последствиям. Недостаток движения может привести к ослаблению мышц и костей, проблемам с общим физическим развитием, повышенному риску развития ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.
Помимо этого, отсутствие физической активности может отрицательно сказываться на успеваемости учащихся. Исследования показывают, что физическая активность и занятия спортом благотворно влияют на когнитивные функции, такие как память, внимание и концентрация. Поэтому ученики, которые не занимаются физической активностью, могут испытывать трудности с усвоением учебного материала и улучшением своих академических результатов.
Основным периодом, который так сильно шокирует студентов является сессия. Во время нее студенты сталкиваются с большим количеством учебных нагрузок, стрессом и сжатым графиком. Вместе с тем, подготовка к сессии требует от студентов самоорганизации, концентрации и усиленной работы.
Во время сессии студенты проводят много времени в библиотеке или за компьютером, изучая учебные материалы, выполняя домашние задания и подготавливаясь к экзаменам. Они могут сидеть долгие часы, сосредоточиваясь на учебных заданиях, что может приводить к физической и эмоциональной усталости.
71 % студентов испытывают во время сессии высокий уровень стресса (от 7 до 10 баллов), 22,4 % испытывают средний уровень стресса (от 4 до 6) и 6,6 % испытывают низкий уровень стресса или не испытывают стресса вообще (от 1 до 3). Физическая активность может не только побороть стресс, но и предотвратить его [1, С. 67]
Среди самых популярных методов повышения концентрации на 1 месте отмечают планирование — 65,4 % и соблюдение режима дня 44,9 %. К физическим упражнениям прибегают 29,9 %, к медитации — 29 %. Среди менее популярных методов можно выделить использование психоактивных веществ, при этом 15,4 % опрошенных не предпринимают действий для повышения концентрации. В процессе опроса также задавали вопросы касательно стимуляторов, повышающих концентрацию внимания лидирующими оказались кофеин — 31,3 % и никотин -22,4 %. Студенты используют их ежедневно. При этом в отличие от никотина, кофеин употребляют несколько раз в неделю 28,9 %, раз в неделю и реже 11,2 % и раз в месяц и реже 11,7 %. К ноотропам — наиболее безопасному из предложенных стимуляторов — прибегали всего 7,5 % респондентов [2, С. 320].
Исходя из представленных исследований можно сделать вывод, что большинство студентов прибегают к кофеину и никотину, как к средствам, стимулирующим мозговую активность.
Если рассматривать физическую активность как одно из средств стимулирования мозговой деятельности, то мы увидим, что она может иметь несколько положительных влияний на процесс учебы и сессию.
Во-первых, физическая активность способствует улучшению кровообращения и снабжению мозга кислородом. Это может улучшить работу мозга, повысить концентрацию и внимание, а также способствовать лучшему усвоению учебного материала.
Во-вторых, физическая активность помогает снять стресс и улучшить эмоциональное состояние. Упражнения могут помочь расслабиться после долгих часов сидения за учебниками и снять напряжение. Физическая активность также способствует выделению эндорфинов — гормонов счастья, которые могут повысить настроение и снизить тревожность.
В-третьих, регулярная физическая активность может способствовать улучшению сна, который является важным фактором для обучения и усвоения материала. Физическая нагрузка помогает регулировать циркадный ритм организма и способствует более качественному и глубокому сну.
Таким образом, включение физической активности в режим студента во время сессии может повысить его продуктивность, умственную ясность и эмоциональное благополучие. Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом или даже короткие физические упражнения во время перерывов могут значительно помочь улучшить учебный процесс и справиться с сессией успешно.
Литература:
- Перевозникова Н. И. Физкультурно-спортивная деятельность как средство преодоление стресса во время учебного процесса // Липецк: ГОБУ ИАЦР ФКиС ЛО. — М.: Изд-во Перо, 2016. — C. 64–67
- Перевозникова Н. И. Влияние занятий физической культурой на концентрацию внимания и когнитивные функции студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–2. — С. 318–321.
- Кравцов, А. В. Перспективы развития физкультуры в высших учебных заведениях / А. В. Кравцов, Л. П. Федосова, Г. В. Федотова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–2. — С. 15–16. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–53. — EDN OOIYJB.
- Багдасарова П. А., Кузнецова З. В. Повышение уровня функционального состояния организма у студентов при помощи физической культуры //Тенденции развития науки и образования. 2023. No 93–7. С. 105–108.
- Печерский С. А., Кузнецова З. В., Уманский М. И. Физические упражнения при неправильной осанке //В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях. Материалы Международной научно- практической конференции. Отв. редактор И. И. Бородин. Уссурийск, 2022. C. 46–48.
- Маркарян, Э. Р. Воздействие физических упражнений на умственную деятельность студентов / Э. Р. Маркарян, Л. П. Федосова, А. И. Мельников // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: Материалы 2 Международной Научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму, Красноярск, 15–16 сентября 2023 года / Отв. за выпуск М. А. Ермакова. — Красноярск: Сибирский Федеральный университет 2023. — С. 68–72. — EDN HAJSWY.
- Апенина, С. С. Физическая культура в жизни студентов / С. С. Апенина, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–7. — С. 102–105. — DOI 10.18411/ trnio-01–2–23–362. — EDN EGDOAC.
- Фудосова, Л. П. Плавание как средство закалтвания для студентов / Л. П. Федосова, К. С. Курганов, Д. А. Синегубов // Тенденции развития и образования. — 2022. — № 86–6. — С. 115–118. — DOI 10/18411/trnio-06–2–22–279. — EDN OBKWXH.