В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить здоровье .
Ключевые слова: физическая активность, аэробные упражнения, умственная активность, когнитивные способности, насыщаемость кислородом, работоспособность .
Здоровье нации — основа процветания России, залог успешного развития страны и благополучия граждан. Сохранение здоровья населения и снижение уровня смертности является актуальной задачей Министерства здравоохранения РФ. Регулярная грамотная физическая активность — один из важнейших факторов, влияющих на качество и продолжительность жизни человека.
Помимо укрепления организма человека на биологическом уровне, хорошая физическая подготовка определяет и его устойчивое психофизическое состояние. Для студентов — это особо важный критерий, позволяющий справиться с высокими умственными нагрузками и стрессами. Правильно подобранные упражнения или комплекс тренировок увеличивает работоспособность, мотивацию, позволяет быстрее и качественнее усваивать учебные дисциплины, информацию о сложных технических процессах на производствах. Таким образом, успешность будущего специалиста зависит не только от уровня профессиональной подготовки, но и тесно связана с систематической физической активностью. Успешность в будущем зависит от выносливости и устойчивости к трудовым нагрузкам, которые с развитием прогресса становятся более ответственными и напряженными по своему содержанию.
Тенденция перераспределения физического труда в пользу интеллектуального в современном мире ставит вопрос о поиске решений каким образом мы можем повысить продуктивность мозга, улучшить память и концентрацию внимания.
Регулярные занятия физической культурой вызывают положительные биохимические изменения в организме и играют важную роль в процессе умственного труда с точки зрения нейрофизиологии. Переключение с умственной работы на физическую активность и наоборот меняет вовлеченность разных нервных центров головного мозга, что совершенствует координационные механизмы и функционирование человеческого организма в целом. Уровень работоспособности и общий уровень подготовленности организма к нагрузкам оценивается через явление утомляемости. Чем выше скорость, с которой появляется усталость, тем ниже скорость восстановительных процессов организма, связанных с уровнем физической подготовки [1].
Из огромного разнообразия видов физических упражнения именно аэробные нагрузки имеют особую ценность для обучающихся, в отличии от более интенсивных нагрузок.
Аэробные упражнения — это физические упражнения, направленные на повышение усвоения организмом кислорода. При активной интеллектуальной работе потребление кислорода головным мозгом увеличивается до 4 раз в сравнении со значением в состоянии покоя, и в дальнейшем недостаток кислорода может вызывать головокружение, головную боль, снижение концентрации, качества запоминания, сонливость и т. д., что крайне негативно сказывается на процессе обучения.
Оздоровительный эффект анаэробных нагрузок достигается различными циклическими упражнениями невысокой и средней интенсивности, но в течении продолжительного времени. При выполнении упражнений происходит увеличение частоты дыхания и активное насыщение мозга кислородом, что положительно воздействуют на умственную активность и эффективность обучения студентов. Помимо огромной пользы для мозга такой тип физических нагрузок улучшает сон, обменные процессы, укрепляет мышцы, ускоряет обменные процессы. Аэробные нагрузки также называют кардио-тренировками. При их выполнении улучшается кровообращение, повышается эластичность сосудов, снижается давление, жесткость мышц сердца и частота сердечных сокращений в состоянии покоя, уменьшается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Специалисты выделяют три основных метода аэробных нагрузок в зависимости от частоты сердечных сокращений [2]:
- Экстенсивная аэробная тренировка.
- Промежуточная аэробная тренировка.
- Интенсивная аэробная тренировка (попеременно сочетает в себе 1 и 2 тип).
Базовыми и самыми распространенными аэробными упражнениями являются бег, аэробика, езда на велосипеде, спринтерский бег (до 30 секунд), прыжки со скакалкой, преодоление подъемов, тяжёлая атлетика то есть физическая активность, характеризующаяся быстрыми тяжелыми физическими нагрузками, либо менее интенсивными физическим нагрузкам направленных на большую длительность, например, 15 минут бега без остановки принесет больший аэробный эффект, чем две пробежки по 10 минут [3].
Доступной для всех и не имеющей медицинских противопоказаний аэробной тренировкой также является энергичная ходьба с увеличением длительности от 15–20 мин в начале и до 40–50 мин и более [4].
Важными условиями оздоровительного эффекта являются следующие правила:
- Тренировки следует повторять через день, не меньше 2 раз в неделю.
- Длительность тренировок минимум 20 минут с последующим увеличением времени.
- Выбирать места для тренировок вдали от автомагистралей и мест с загрязненным воздухом.
- Необходимо следить за правильным дыханием (носовое размеренное дыхание).
- Избегать переутомления.
- При ходьбе или беге на улице стоит выбирать мягкие покрытия дорог, чтобы уменьшить нагрузку на суставы.
- Для подготовки мышц и сердечно сосудистой системы к тренировке выполняйте разминку не менее 5 минут.
При увеличении интенсивности нагрузки происходит прохождение анаэробного порога, и тренировка становится анаэробной. При анаэробной нагрузке происходит недостаток поступления кислорода к мышцам, мышечный гликоген расщепляется и накапливается лактат (молочная кислота) в мышцах, что приводит к их затвердеванию. По желанию можно комбинировать упражнения аэробной и анаэробной направленности, либо при необходимости не переходить порог только аэробной нагрузки для насыщения мозга кислородом и улучшения кровообращения.
Таким образом физические нагрузки при грамотном подборе могут улучшить здоровье и качество жизни человека практически во всех сферах. Упражнения на насыщение мозга кислородом крайне важны для устойчивого психоэмоционального состояния и здоровья студентов, чтобы избежать гиподинамии во время занятий и эффективно усваивать большие объемы информации.
Литература:
- А. А. Горелов, О. Г. Румба Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2010.
- Завьялов Б. С. Аэробные и анаэробные упражнения // Мировая наука № 7(16). 2018.
- Лазарева Е. А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов: учебное пособие // Издательство МИСИ-МГСУ. 2017.
- Янсен П. ЧСС, лактат и тренировка на выносливость: Пер. с англ. Мурманск: Издательство «Тулома». 2006.