Есть такое правило. Встал поутру,
умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету…
Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»
Все чаще люди на земле осознают ценность своего здоровья. Здоровый образ жизни – это большой комплекс мероприятий, как правильное питание, физическая нагрузка, позитивное мышление и т.п. Но мы забываем о самом главном, то чем мы дышим! Свежий воздух-не является ли основой нашего здоровья? Научные исследования подтверждают, что ощущения «свежего воздуха» нас не обманывают, именно он и является максимально полезным для здоровья, полноценным.
Воздух – это смесь газов, необходимая для поддержания жизни на Земле. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут.
Помимо газов, воздух содержит пыль, клещи, бактерии, вредные газы, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим.
Школьные годы – это большой отрезок жизни человека.
Каков же воздух наших школ, и как пыль влияет на здоровье школьников?
Проблема: нас заинтересовал вопрос: чист ли воздух в школе, и что нужно сделать для того, чтобы он стал чище?
Гипотеза: Если соблюдать дополнительные требования к чистоте кабинета, где проходит обучение школьников, а именно:
- находиться в кабинете во второй сменной обуви;
- обязательно проветривать кабинет каждый день;
- ежедневно проводить влажную уборку в помещении;
- стирать мел с доски только влажной чистой губкой, тряпочкой,
то степень загрязнения кабинета снизиться.
Цель работы: определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
- узнать, как образуется пыль в помещениях;
- провести исследовательскую работу;
- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;
- познакомиться со способами борьбы с пылью;
- разработать рекомендации образовательным учреждениям по улучшению санитарно-гигиенических норм.
Пыль — это обязательный компонент нашего воздуха. Где бы не находился человек, в самых разных количествах, пыль сопровождает его местонахождение. незаметно устанавливая свои порядки.
Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.
У пыли есть удивительная способность накапливаться. Пыль живуча и вечна. Самая тщательная уборка не способна поменять состав воздуха в наших помещениях. Мы убрались, закрыли за собой дверь, а пыль так и будет оседать. Осевшая пыль, конечно очистит наш воздух, но зато мебель, полы — все покроется вездесущими тысячами и тысячами частиц. Помимо этого, новой пыли не составит никакого труда проникнуть сквозь даже плотно закрытые окна и двери. Была бы щелочка, а пыль, будьте уверены, ее найдет!
Итак, исследуя образование пыли в помещениях, мы столкнулась с фактом, что 29 учащихся одного класса производит пыли около 8-9 кг в месяц. Это много или мало? Конечно же, много. Перед нами встал вопрос: откуда берётся пыль?
Помня о том, что основной состав пыли – это частички омертвевшей человеческой кожи и каждый из нас сбрасывает до 450 г омертвевшей кожной ткани в год, то можно подсчитать, сколько омертвевшей кожной ткани сбрасывает один класс. Это будет 9 кг 800 г за весь учебный год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, на мебели, на одежде и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
Интересно, а в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и как быстро пыль появляется в нашем классе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена исследовательская работа.
Для этого мы определили уровень загрязнённости воздуха помещений школы, используя намазанные вазелином полоски белой картонной бумаги, которые прикрепили в классе, кабинете директора, в медицинском кабинете, коридоре, чтобы понаблюдать какое более запылённое. При проведении данного эксперимента, школьная жизнь шла своим чередом. Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра. Мы рассматривали полоски невооружённым взглядом и в электронный микроскоп. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределили места по степени загрязнённости:
1) классная комната
2) коридор
3) кабинет директора
4) медицинский кабинет.
Чтобы выявить причину загрязненности, мы опросили путем анкетирования тех людей, которые проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 4 класса, директор, медсестра, технический персонал. Вопросы, которые мы задали выглядели так:
1) Сколько раз в день в кабинете проводиться влажная уборка?
2) Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?
3) Переобуваетесь ли Вы?
4) Какие материалы присутствуют в вашем кабинете?
В связи с чем была составлена таблица.
|
Посещают в день (чел.) |
Уборка помещения |
Сменная обувь |
Степень загрязнения |
Кабинет директора |
20-25чел. |
1раз в сутки |
Больше половины в сменной обуви |
2балла |
Медицинский кабинет |
30-40чел. |
2 раза в сутки |
Все в сменной обуви |
1балл |
Кабинет 4 С класса |
60-65чел. |
2 раза в сутки |
Все в сменной обуви, |
3-4 балла |
Коридор 2 этажа |
180-200чел. |
4 раза в сутки |
Все в сменной обуви (кроме родителей) |
2-3 балла |
Из таблицы мы видим, что самым чистым помещением оказался медицинский кабинет, т.к. влажная уборка в нём проводится 2 раза в сутки и все заходят в сменной обуви. А самым загрязнённым – классная комната. На втором месте-коридор. На нашем этаже обучается 180 учеников, в нескольких кабинетах дети занимаются в 2 смены, каждый день приходят родители, ученики из старших классов, а влажную уборку делают 2 раз в сутки. Это приводит к сильному загрязнению помещения, несмотря на то, что все в сменной обуви, кроме родителей.
В заключение мы провели анкетирование среди учеников нашего класса, попросив их ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснили: большинство ребят не сомневаются, что пыль очень сильно влияет на наш организм, многие вспомнили про болезни, которые вызывает пыль (например, аллергия). И все уверены в необходимости постоянно следить за чистотой окружающего воздуха.
Исходя из предыдущих двух этапов, мы решили проверить, что будет если соблюдать дополнительные необходимые санитарные правила. Эксперимент проводился один месяц в двух кабинетах. Были прикреплены полоски бумаги с вазелином в этих двух кабинетах. Спустя месяц, полоски были собраны для тщательного осмотра. В кабинете №26, в котором обучается мой класс, мы строго соблюдали предложенные нами санитарные правила. В кабинете №25 эти дополнительные меры не соблюдались, а если и соблюдались, то частично и не регулярно.
По истечению месяца, когда мы изучили наши полоски сначала невооруженным глазом, а потом с помощью электронного микроскопа. Степень загрязненности была очевидна. Полоски с кабинета №26 были намного чище, чем полоски с кабинета №25.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы, наша заявленная гипотеза подтвердилась:
при соблюдении дополнительных требований к чистоте кабинета, где проходит обучение школьников, а именно:
- находиться в кабинете во второй сменной обуви;
-обязательно проветривать кабинет каждый день;
- ежедневно проводить влажную уборку в помещении;
- стирать мел с доски только влажной чистой губкой, тряпочкой,
степень загрязнения кабинета снизилась. В кабинете №26 воздух был чище, лучше дышалось, работоспособность и настроение было лучше. Весь месяц школьники занимались без последствий, связанных со здоровьем.
Чтобы сохранить свой капитал, а именно здоровье, которое дано нам от рождения природой, мы должны сохранять и те условия, в которых же и живем.
Наша нехитрая помощь в сохранении необходимых условий заключается: в уборке своего класса, в поддержании чистоты во всей школе, уделяя особой борьбе с пылью.
Напоследок, хотелось бы пожелать вам и вашим близким здоровья, соблюдая те нехитрые дополнительные правила.