Тема исследования — установить причины, способствующие прогрессированию врождённой и приобретенной миопии у учеников средних и старших классов школы.
Объект — ученики старших и средних классов.
Предмет исследования — анализ статистики заболевания миопии и причины её прогрессирования у учеников средней и старшей школы.
Актуальность — Близорукость (миопия) — наиболее частый дефект зрения. Аномалии рефракции, среди которых лидирующее место занимает близорукость, являются наиболее частыми причинами понижения зрения в детском и подростковом возрасте. Близорукость всегда вызывала пристальное внимание не только офтальмологов, но и общества в целом, поскольку она сопровождается психоэмоциональными нарушениями, снижением качества жизни и социально-адаптивных возможностей детей, ограничивая информацию об окружающем мире и ориентацию в нём, выбор наиболее интересующей профессии, любимого вида спорта. Актуальность проблемы связана с тем, что миопия по распространённости среди населения занимает в РФ второе место среди болезней глаз, имеющих наибольшее медико-социальное значение, что определяется высокой частотой встречаемости в популяции и склонностью к развитию осложнений. Прогрессирование миопии может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложнённая близорукость — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы увеличивается в связи с тем, что осложненная миопия развивается у лиц самого работоспособного возраста. В связи с этим борьба с миопией — это государственная задача, для решения которой необходимо проведение активных и широких мер по предупреждению близорукости и её осложнений. Прогрессирующая миопия, заболеваемость, которая выросла за последние 10 лет у подростков в 1,3 раза, до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем здоровья ученика (2).
Цель исследования — Обосновать причины развития близорукости у школьников 7–11 классов.
Для достижения заданной цели мы определили следующие задачи :
- Проведение социологического опроса среди учеников.
- Изучение статистических данных среди учеников лицея по проблемам близорукости.
- Измерение и изучение коэффициента освещенности в классах и в домашних условиях.
Гипотеза: Основная причина ухудшения зрения у подростков — неправильный режим зрительной нагрузки (в том числе влияние компьютера), неправильная посадка во время чтения и письма.
Методы исследования: Подсчёт количества учеников с плохим зрением в каждом классе лицея; вычисление коэффициента естественной освещённости в классах, комнатах общежития и в домашних условиях. В качестве объектов исследования в исследовательской работе использовались ученики ГАУ ОО КО ШИЛИ (7-х-11-х классов) с миопией слабой, средней и высокой степеней, состоящие на учёте в Калининградской детской областной поликлинике.
Социологический опрос
Данные получены среди учеников 7–11 классов ГАУ ОО КО ШИЛИ — опрошены 200 человек. (Диаграммы 1,2,3).
Бланк ответов, представленный учащимся:
Выберите ответ, который вам подходит |
1. Сколько времени вы проводите за компьютером в день? А)0,5–1,5 часа Б)1,5–3 часа В) Более 3 |
2. На каком расстоянии вы читаете книгу? А) до 30 см, Б) 30–35см, В) более 35 см, |
3. Следите ли вы за своей осанкой во время уроков и выполнения домашнего задания? А) да Б) нет |
Были получены следующие данные:
1. а) 68(34 %)
б) 104(52 %)
в) 28(14 %)
2. а) 102(51 %)
б) 82(41 %)
в) 16(8 %)
3. а) 36(18 %)
б) 164(82 %)
По результатам опроса видно, что 66 % учеников проводят за компьютером больше времени, чем предусмотрено нормами СанПИН, 59 % школьников не следят во время чтения за расстоянием до книги, 82 % детей не следят за своей осанкой во время учёбы.
Количественный анализ статистики миопии у детей средних и старших классов (2023–24 учебный год)
521 ученик учится в лицее, 89 человек — врождённая миопия (17,1 %), 78 человек — приобретённая (15 %), итого — 32,1 %.
Классы (параллель) |
Количество человек всего |
Количество человек с миопией |
% соотношение близоруких от общего числа |
7 А,Б,В,Г |
111 |
11 |
9,9 % |
8 А,Б,В,Г |
112 |
12 |
10,7 % |
9 А,Б,В,Г |
103 |
26 |
25,2 % |
10 А,Б,В,Г |
91 |
16 |
17,6 % |
11 А,Б,В,Г |
104 |
24 |
23,1 % |
Итого |
521 |
89 + 78=167 |
32,1 % |
Результат обработки медицинских карточек учащихся показал, что с каждым годом % школьников, страдающих близорукостью, возрастает. По таблице видно, что в 7 классе близоруких — 9,9 %, в 9 — уже 25,2 %, в 11–23,1 %. Несмотря на то, что это разные дети, по данным статистики видно, что 78 человек приобрели миопию во время обучения. В результате количество учеников с плохим зрением увеличилось почти в 2 раза.
Изучение естественной освещённости класса (1)
Основными причинами приобретённой близорукости являются длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Поэтому чтобы доказать нашу гипотезу, мы должны изучить освещение рабочего места.
Цель : рассчитать световой коэффициент и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Объект изучения: естественная освещённость классной комнаты.
Оборудование и материалы: рулетка.
Световой коэффициент, который рассчитан в данной работе, характеризует гигиенические условия помещения по естественному освещению. Данный показатель не даёт оснований говорить о достаточной освещённости каждого рабочего места, особенно в осенне-зимний период. Тем не менее естественный дневной свет является важным экологическим фактором, поддерживающим иммунитет человека и бактерицидную обстановку в помещении, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться. Расчёт светового коэффициента имеет определённый смысл лишь в том случае, если выполняются другие гигиенические нормы и требования. Например, на окнах отсутствуют тюлевые или капроновые занавески, которые не раздвигаются, а также комнатные растения; систематически поддерживается чистота стёкол; соответствует гигиеническим требованиям окраска пола, потолка, стен и мебели.
Световой коэффициент :
К(св.) = S: S 1,
где S — площадь застеклённой части окон;
S 1 — площадь пола.
Коэффициент заглубления — отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.
Характеристики естественной освещённости помещений
Помещение |
Световой коэффициент |
Коэффициент заглубления |
||
Результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
Результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
|
Комната в общежитии ученика 9 Г класса |
0,1 |
0, 25–0,17 |
0,5 |
0,5 |
Комната Матевосяна Левона в квартире |
0,25 |
0, 25–0,17 |
0,52 |
0,5 |
Кабинет биологии 211 |
0,21 |
0, 25–0,17 |
0,41 |
0,5 |
Результаты исследования показывают, что характеристики естественной освещённости помещений, в которых обучаются школьники, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и не могут оказывать значительного влияния на ухудшение зрения учеников.
Выводы:
- Социологический опрос показал, что большинство школьников не соблюдают нормы СанПИНа: длительное время пользуются компьютером, не следят за своей осанкой и расстоянием до книги во время учёбы.
- Количественный анализ статистики миопии у детей средних и старших классов выявил, что половина детей, страдающих близорукостью, приобретает её во время обучения.
- Характеристики естественной освещённости помещений, в которых обучаются школьники, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и не могут оказывать значительного влияния на ухудшение зрения учеников.
- Гипотеза нашла своё подтверждение, поэтому учителям на уроках и ученикам при выполнении домашнего задания рекомендуется уделять повышенное внимание гигиене зрения.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Литература:
- Алексеев С. В. и др. «Экологический практикум школьника». — Самара, изд-во «Учебная литература», 2005 г.
- Куделина Н. Ю. «Разработка методов оценки и рационального управления комбинированной терапией с учетом риска возникновения прогрессирующей миопии», Воронеж, 2007 г.