Особенности сохранения психического здоровья пятиклассников в адаптационный период | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Рымарева, Д. С. Особенности сохранения психического здоровья пятиклассников в адаптационный период / Д. С. Рымарева, Н. А. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/326/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Сохранение психологического здоровья ребенка на этапе начальной стадии пубертатного возраста во многом определяется успешностью прохождения процесса социально-психологической адаптации при переходе из начального в среднее звено обучения. В нашей гимназии пятиклассники обучаются по двум программам: «Интеллект Украины» и программе, рекомендованной Министерством образования Украины. Основными задачами данных программ обучения являются интеллектуальное, физическое и морально-нравственное развитие личности ребенка, а также воспитание чувства патриотизма и готовности к служению Родине. Обе образовательные программы предполагают приобщение учащихся к национальной культуре, усвоению правил и норм поведения, традиций и ценностей, а также успешное овладение учащимися учебной деятельностью. В связи с вышеизложенным актуально изучение влияния программы обучения на предупреждение и преодоление трудностей учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия учащихся в данный период.

В качестве объекта исследования выступили учащиеся 5-А класса Харьковской гимназии № 14, обучающиеся по программе «Интеллект Украины», и учащиеся 5-Б класса, обучающиеся по программе, рекомендованной Министерством образования Украины.

  Предметом исследования стали — факторы, влияющие на процесс адаптации к обучению в среднем звене.   В контексте темы работы мы поставили цель — выявить и эмпирически обосновать влияние рекомендованной программы обучения на процесс успешной адаптации пятиклассников, а также определить наиболее значимые факторы сохранения психического здоровья.  

Мы выдвинули следующую гипотезу: учебная программа оказывает влияние на процесс адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучение понятия и особенностей психологической адаптации учеников к обучению в среднем звене школы и факторов, влияющих на нее. 2. Подбор методик для изучения факторов, влияющих на процесс успешной адаптации к обучению в среднем звене. 3. Проведение исследования. 4. Обработка и анализ полученных данных. 5. Описание и наглядное представление результатов исследования.

На основе диагностического комплекса сформулированы критерии психического здоровья пятиклассников, которые необходимо изучить:

  1.                Степень развития интеллектуальной сферы — тест Равена;
  2.                Анализ функционального состояния — опросник САН;
  3.                Удовлетворенность учащихся школьной жизнью — анкета А. А. Андреева;
  4.                Уровень тревожности — «Тест школьной тревожности» Б. Н. Филлипса.

Результаты исследования.  

1.1              Результаты исследования оперативной оценки самочувствия, активности и настроения

Результаты исследования по опроснику САН показали, что хорошее и отличное настроение на время исследования имели 95,00 % пятиклассников в обоих классах. В целом же стоит отметить, что опросник САН выявил преимущественно положительное психоэмоциональное состояние исследуемой выборки.

1.2                Результаты изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Для определения удовлетворенности учащихся школьной жизнью была использована анкета «Выявление степени удовлетворенности (неудовлетворенности) учащимися школьной жизнью» А. А. Андреевой.

Интерпретация и анализ полученных данных свидетельствуют о том, что 96 % учащихся 5-А класса имеют высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью, и у 4 % учащихся показатель в пределах нормы. В 5-Б классе 73 % учащихся имеют высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью, и 27 % — в пределах нормы. Ситуация в классе «Интеллект Украины» более благоприятная за счет большего количества детей, имеющих высокий показатель. В этом классе более восторженное и эмоциональное отношение к учителям, классному руководителю, предметам, одноклассникам. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в «Интеллекте Украины» более привычная ситуация обучения: методы, приемы используемые на уроках учителями, они находятся в знакомой для них обучающееся среде. Для учащихся 5-Б все новое и незнакомое, но не менее интересное.

1.3                Результаты исследования уровня тревожности

Результаты Тестовой методики Филипса показали среднюю тревожность (40 баллов) в классе «Интеллект Украины» и среднюю ситуативную тревожность с тенденцией к высокой (44 балла) у обычного класса. Состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях. Следует обратить внимание на следующие компоненты: страх самовыражения в классе «Интеллект Украины» (60 %) и страх в отношениях с учителями в 5-Б классе. По данным показателям в группах испытуемых обнаруживается значительное отличие. Показатели этих компонентов находятся на уровне повышенной тревожности. Так при оптимальном уровне социального стресса, сопротивляемости стрессу, обнаруживаются проблемы в отношениях с учителями.

По шкале «Страх в отношениях с учителями» в 5-Б классе выявлен повышенный уровень тревожности. В связи с этим учащиеся могут испытывать некоторые трудности в отношениях с учителями. В классе «Интеллект Украины» данный показатель находится в пределах нормы. Данный факт мы объясняем тем, что в классе «Интеллект Украины» учителя проходили обучение овладением данной программы и строго соответствуют всем предписанным рекомендациям, все учителя-предметники работают в единой системе. Для учеников знакомы методы и средства преподнесения учебного (мультимедиа, презентации), знаком раздаточный демонстрационный материал (тетради, схемы, таблицы). Для 5-Б класса больше всего незнакомого, отсюда и страх по отношению к учителям.

1.4              Результаты интеллектуального развития пятиклассников

Проводя обследование по тесту Равена, правильное решение каждой задачи мы оценивали в один балл, а затем подсчитывали общее количество баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривался как индекс интеллектуальной силы и умственной производительности респондента. Суммарный показатель по специальной таблице переводился в проценты.

Значимых различий по результатам интеллектуального развития не было выявлено среди учащихся «Интеллект Украины» и учащимися 5-Б класса.

Выводы

  1.                В работе приведены результаты исследования психологических факторов сохранения психического здоровья пятиклассников с учетом разных программ обучения и сопровождения.
  2.                Определены наиболее значимые факторы психического здоровья пятиклассников, такие как удовлетворенность школьной жизнью и уровень тревожности связанный со страхами в отношениях с учителями.
  3.                Успешность адаптации взаимосвязана с удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.
  4.                Результаты диагностики уровня и характера тревожности показали, что у учащихся общеобразовательного класса тревожность, связанная с Проблемами и страхами в отношениях с учителями выше, чем у учащихся «Интеллекта Украины», что подтверждает гипотезу о различиях особенностей адаптации общеобразовательного и «Интеллект Украины» классов.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная жизнь, класс, учащийся, психическое здоровье пятиклассников, предел нормы, удовлетворенность учащихся, уровень тревожности, учитель, высокий уровень удовлетворенности, Министерство образования Украины.


Похожие статьи

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос