Особенности эмоционального состояния учащихся 5–9-х классов Школы-интерната МИД России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №9 (72) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Окладникова, К. А. Особенности эмоционального состояния учащихся 5–9-х классов Школы-интерната МИД России / К. А. Окладникова, Т. Ж. Чубарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 9 (72). — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/young/archive/72/3911/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ежедневно каждый из нас испытывает различные эмоции. Эмоции составляют часть нашей жизни, они делают ее красочной и разнообразной. Мир эмоций очень разный, они бывают как положительными, так и отрицательными и также по-разному влияют на людей. Положительные эмоции такие как: надежда, радость, счастье, любовь — улучшают сон, повышают работоспособность нервной системы. Положительные эмоции помогают человеку легче справляться со стрессом. А негативные эмоции, такие как: зависть, гнев, страх, горе — пагубно влияют на здоровье человека.

Негативные эмоции могут вызвать огромное количество психологических расстройств, которые значительно усложняют жизни многих людей. С негативными эмоциями появляются различные проблемы со здоровьем, например: болезни желудочно-кишечного тракта, депрессия, есть риск возникновения диабета, артрита.

Сейчас многие подростки пытаются приглушить душевную боль, причиняя себе вред: курение, алкоголь, наркотические вещества. Это то, что может помочь человеку забыться на некоторое время и не думать о проблеме, но это не решает саму проблему, а лишь откладывает ее на потом. Именно поэтому, когда эффект проходит, а проблема остается, то подростки идут за новой порцией так называемого «решения проблемы». Они разрушают свое здоровье своими же руками. Сейчас таких подростков колоссальное количество.

Эмоции эта та вещь, с которой достаточно сложно совладать. Кто-то совсем не может справиться с эмоциями, они захлестывают его и человек перестает себя контролировать, а кто-то, наоборот, пытается подавить эмоции, что может привести к их потере или максимальному приглушению. Сейчас с этим сталкиваются многие подростки, и это вызывает у них определенные проблемы. Поэтому тема влияния эмоций на здоровье человека будет актуальна всегда. Мы решили выяснить, какие эмоции испытывают школьники и знают ли как влияют они на психологическое и физическое здоровье.

Целью исследования стало изучение особенностей эмоционального состояния подростков ФГБОУ «Средней школы-интерната МИД России».

Для достижения цели исследования нам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить влияние эмоций на человека.
  2. Провести анкетирование учащихся 5 — 9 классов.
  3. Проанализировать полученные результаты.

Эмоции представляют собой психологические состояния, которые проявляются через чувства, настроение, энергию и поведение. Они отражаются в изменениях как психического, так и в физического состояния человека, таких как чувственные переживания, мышечное напряжение, выделение гормонов и другие физиологические проявления. Эмоции играют важную роль в человеческой жизни, помогая нам взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Они могут быть положительными или отрицательными, а их интенсивность и длительность могут различаться.

Начало истории изучения эмоций не имеет точной даты. Слово «эмоции» происходит от латинского «emotio», что означает «движение». Ученые разных эпох и культур занимались изучением этого явления. Например, Аристотель в своих работах выделял несколько основных эмоций, а арабский ученый Аль-Газали создал свою собственную классификацию эмоций.

Чарльз Дарвин также проводил исследования в области эмоций. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованной в 1872 году, он представил эволюционную теорию развития эмоций. Согласно этой теории, эмоции либо были полезными, либо представляют собой остатки реакций, которые развились в процессе эволюции, помогая выживанию. Например, он объяснял физиологические проявления эмоций, такие как покраснение или потоотделение, через их эволюционную целесообразность.

Американский биолог Уильям Джэмс и психолог Карл Ланге разработали в конце XIX века теорию, в которой утверждали, что не эмоции вызывают физиологические реакции, а наоборот — физиологические реакции приводят к возникновению конкретных эмоций. Они выделили 6 базовых эмоций: радость, грусть, страх, гнев, отвращение и удивление, которые послужили основой для современных исследований в области эмоций.

Каждая эмоция способна оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на организм. На силу воздействия влияют её интенсивность и продолжительность.

Длительный стресс и негативные эмоции могут негативно повлиять на здоровье, включая увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии, нарушений иммунной системы и других физических и психологических проблем.

С другой стороны, позитивные эмоции способствуют нормализации работы нервной системы, улучшению сна, стабилизации эмоционального состояния и стимулируют выработку «гормонов радости» (эндорфинов), оказывая положительное воздействие на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций человек переживает, тем меньше подвержен стрессу и риску различных заболеваний.

Исследования также выявили потенциальные последствия для организма при продолжительном воздействии разных эмоций:

Стрессовые эмоции, такие как беспокойство, страх или раздражение, могут привести к повышению уровня гормона кортизола, что ведет к усилению сердцебиения, повышению артериального давления и возможному развитию хронических заболеваний, таких как болезни сердца, гипертония и диабет.

Положительные эмоции, такие как радость и удовольствие, могут снижать уровень стресса и увеличивать уровень «гормонов счастья», таких как эндорфины, серотонин и допамин, что улучшает настроение, поднимает иммунитет и снижает риск заболеваний.

Эмоции гнева и раздражения могут вызвать повышение уровня адреналина и норадреналина, что приводит к повышению артериального давления и частоте сердечных сокращений, увеличивая тем самым риск сердечных заболеваний и головных болей. Эти эмоции также могут вызывать мышечное напряжение.

Эмоции грусти и печали могут снижать уровень «гормонов счастья» и вызывать усталость и слабость, что может подорвать иммунитет и увеличить риск развития депрессии.

Важно уметь управлять своими эмоциями и обращаться за помощью к специалистам, если это необходимо.

Нами было подготовлено и проведено анкетирование 60 учеников 5-9 классов нашей школы. Результаты анкетирования представлены в следующих диаграммах.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что чаще других подростки нашей школы испытывают радость и любовь. Несколько реже они испытывают грусть и злость. Эмоциональное состояние зависит от возраста. Например, любознательные пятиклассники чаще всего испытывают интерес. Семиклассники, у которых сейчас начинается переходный возраст, более склонны испытывать влюбленность. Девятиклассники же чаще испытывают грусть, страх и злость, так как многие переживают за свое будущее, нервничают по поводу экзаменов и не всегда могут понять, чего они хотят.

По результатам этого опроса мы выявили, что положительные эмоции чаще всего у учеников всех классов вызывает общение с друзьями и одноклассниками. Учеба, учителя и родители вызывают наименьшее количество положительных эмоций у учащихся. Кроме того, важно отметить, что возможность уединиться, побыть один на один со своими мыслями и чувствами также вызывает позитивные эмоции.

Учеба и общение с учителями вызывают отрицательные эмоции у учеников всех трех классов, а родители лишь у учеников седьмых и девятых классов, а вот пятиклассники также часто отмечали братьев или сестер как источник отрицательных эмоций.

Большая часть учеников пятых классов ответили, что негативные эмоции чаще приводят к проблемам с физическим здоровьем, а девятиклассники и семиклассники чаще отмечали проблемы с психическим здоровьем и появление вредных привычек, но большая часть подростков на первое место поставили вредные привычки. В основном в возрасте 13-16 лет подростки испытывают ряд психологических трудностей, из-за чего начинают курить или пить алкоголь, пытаясь заглушить душевную боль и избавиться от навязчивых мыслей.

По результатам опроса больше половины подростков заявили, что умеют контролировать свои эмоции. В основном это пятиклассники. Большинство девятиклассников уверены в этом. Больше всего среди тех, кто не умеет управлять своими эмоциями семиклассников. Возможно, это связано с переходным возрастом: у пятиклассников он еще не наступил, у девятиклассников подходит к завершению, и они уже не так бурно реагируют на различные ситуации, а может действительно научились управлять своими реакциями на них. А вот семиклассники в самом разгаре подросткового кризиса, эмоции их захлестывают, но контролировать свои чувства они еще не научились.

Следует отметить, что большинство подростков считают, что у них есть определенные проблемы с эмоциональным состоянием, при этом больше половины из них готовы обратиться за помощью в этом вопросе к специалисту или уже обращались.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие подростки в нашей школе часто испытывают радость и любовь и, по их мнению, умеют контролировать свои эмоции. Но, несмотря на это, они отмечают, что определенные проблемы с эмоциональным состоянием в подростковом возрасте есть. Школьники понимают, что эмоции сильно влияют на организм человека и в большинстве своем готовы обращаться за помощью к психологу в сложных ситуациях.

Однако, достаточно большой процент учеников не могут управлять эмоциями, и, к сожалению, не готовы проработать ситуацию со специалистом. В связи с этим, необходимо познакомить подростков со способами контроля эмоций, которые позволят им самостоятельно справиться с негативным эмоциональным состоянием, помогут улучшить психологическое здоровье и повысить качество жизни.

Литература:

  1. Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика эмоциональной сферы. Понятия об эмоциях. — URL: //https://forpsy.ru/works/uchebnoe/teorii-proishojdeniya-emotsiy/
  2. Природа возникновения эмоций: теории и концепции. — URL: //https://emozen.ru/post/priroda-vozniknovenija-jemocij-teorii-i-koncepcii/
  3. Эмоции и здоровье — URL: //https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85973/
  4. Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. — URL: https://profneuro.ru/blog/note07?ysclid=lmqn6jhtpp1916 24210


Похожие статьи

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности создания иноязычной креативной среды в 8–9-х классах средней общеобразовательной школы

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Похожие статьи

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности создания иноязычной креативной среды в 8–9-х классах средней общеобразовательной школы

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Проблемы и перспективы внедрения национально-регионального компонента в образовательную деятельность ДШИ № 7 г. Ижевска

Задать вопрос