Взаимосвязь эмоционального состояния и уровня субъективного благополучия учащихся лицея подросткового возраста | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (88) март 2025 г.

Дата публикации: 24.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Соловьева, С. Д. Взаимосвязь эмоционального состояния и уровня субъективного благополучия учащихся лицея подросткового возраста / С. Д. Соловьева, Е. Ю. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 3 (88). — С. 248-252. — URL: https://moluch.ru/young/archive/88/4814/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье автор исследует взаимосвязь эмоционального состояния и уровня субъективного благополучия учащихся ГАУ КО ОО ШИЛИ подросткового возраста.

Ключевые слова: психология, эмоции, эмоциональное благополучие.

Глава 1. Эмоция

В этой главе будет введен термин «эмоция», характеристика, особенности, эмоция с точки зрения физиологии индивида, широта проявления эмоций. Во втором параграфе будут представлены способы выражения эмоций и их формы проявления.

§ 1. Что такое эмоция?

Эмоция — психический процесс, который длится определенное количество времени (обычно короткое, от 20 до 30 секунд), что отражает субъективную оценку к уже существующим ситуациям или ситуациям в ближайшем будущем, а также объективную реальность. Большинство психических явлений организма воспринимается разными авторами по-разному, поэтому нельзя дать точное определение «эмоция» из словаря. Данное определение нельзя считать точным или общепринятым, оно лишь отражает саму суть.

Эмоции характеризуются:

1. эмоция складывается в переживаемое или осознаваемое ощущение

2. процессами организма (в нервной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма)

3. видимой реакцией организма (жесты, изменение тембра и тона голоса, мимика)

Особенности:

  1. Идеаторный характер — эмоция формируется под определенную ситуацию на основе пережитых ощущений
  2. Способность к обобщению и коммуникации — эмоции могут передаваться собеседнику.
  3. Валентность (тон) — эмоции можно разделить на 3 группы: положительные, отрицательные, амбивалентные — противоречивость эмоции, состояние, когда один объект вызывает противоречивые чувства в один момент, у каждого человека разные объекты вызывают амбивалентные эмоции.
  4. Интенсивность — эмоции можно различить по силе их проявления. Сила эмоции равна физиологическим проявлениям.
  5. Стеничность — эмоции подразделяют на стенические и астенические. Стенические эмоции вызывают у человека желание действовать, астенические, в свою очередь, отбивают у индивида любое желание действовать.
  6. Содержание — отражают разные аспекты значения вызвавших те или иные эмоции в различных ситуациях. Каждый вид эмоции сопровождается определенной физиологической реакцией.

С точки зрения физиологии организма человека, эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, заставляющее изменить поведение в сторону максимизации или минимизации состояния человека.

Эмоция — результат внешнего проявления организма на ситуацию, а также результат перестройки внутренней среды организма. Пример: человек испытывает страх, мозг старается защитить организм, выбрасывая адреналин в кровь, усиливая ритм сердца, замедляя органы пищеварения и т.д. Чтобы мозг «обработал» эмоцию, она обязательно должна пройти через гипоталамус и киппокаму, достигая поясной извилины. (рис. 1)

Бóльшие размеры гиппокампа у практиков медитации: дифференциальные эффекты у женщин и мужчин

Рис. 1

Гипоталамус и миндалины мозга обеспечивают простую реакцию организма. Следствие любых эмоций можно увидеть на человеке в результате мимики, жестов, слов.

Важно сказать, что нет четкого количества эмоций всего населения мира. Некоторые люди не способны чувствовать определенные эмоции (например: один человек склонен к апатии, депрессии, в то время как эмоциональный диапазон другого человека достигает лишь грусти или скорби). Существуют эмоции, присущие определенным этническим группам и народам:

1. 圆备 yuánbèi — чувство полного удовлетворения от достигнутого результата (Китай)

2. presque vu (прескевю) — состояние, когда вы знаете слово, но не можете его вспомнить, «вертится на кончике языка» (Франция)

3. 恋の予感 (койнойокан) — ощущение, что человек скоро влюбится (Япония)

4. Cavt tanem (цавд танем) — чувство, когда человек не может помочь второй половинке, желание «разделить» с ним печаль (Армения)

§ 2. Выражение эмоций

Выражение эмоций играет большую роль в межличностной коммуникации, давая возможность понять чувства другого человека, влияя на психическое здоровье индивида в целом. В чем заключается влияние на психическое здоровье человека? При сдерживании переживаемых эмоций у человека может случится нервный срыв, что вредит нервной системе. У человека также может зажимать мышцы или сводить судорогами.

  1. Мимика

Тема социальных правил и норм морали является одной из ключевых тем в контексте проявления эмоций. Общество устанавливает определенные правила, которые определяют допустимость тех или иных эмоций в конкретных ситуациях, а также способы их выражения.

Способы выражения:

  1. Маскировка — попытка спрятать любую эмоцию, ради соответствия социальным ожиданиям или избегания негативных последствий. Причиной могут стать социальные правила и нормы морали, страх осуждения со стороны общества, что продвигает расследование, в то время как одному участнику книжного клуба детектив не понравился, т.к. он «зачастую перегибает палку», но читатель боится поделиться своим мнением, т.к. детектив стал бестселлером.

Формы маскировки эмоций:

— Физическая маскировка — изменение мимики, жестов, позы для сокрытия своих чувств.

— Вербальная маскировка — использование индивидом слов, не отражающих действительность.

— Поведенческая маскировка — избегание человеком определенных тем разговора, вызывающих дискомфорт

  1. Модулирование — это процесс изменения или настройки выражения эмоций в зависимости от контекста, ситуации или аудитории. Он может включать как сознательные усилия, так и инстинктивные реакции, направленные на адаптацию эмоциональных проявлений.

Формы модулирования эмоций:

— Вербальное модулирование — изменение интонации, тона, темпа речи.

— Невербальное модулирование — контроль выражения мимики и жестов.

— Эмоциональное модулирование — осознанное изменение своих эмоций через техники саморегуляции.

  1. Симулирование — сознательная или бессознательная попытка выражения эмоций, не существующих на данный момент в теле человека.

Контексты для симулированного выражения эмоций:

— Взаимодействия людей в социуме — соответствие ожиданиям в обществе, поддержание настроения окружающих

— Профессиональная сфера — например, актеры учатся симулировать эмоции персонажа, которого они играют, что зачастую не совпадает с настоящими эмоциями актера.

— Социальные правила и нормы морали — в разных культурах определенный круг допустимых эмоций, люди могут симулировать эмоции, чтобы соответствовать этим нормам.

  1. Жесты

Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на что-либо или кого-либо, а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи, чтобы подчёркивать некоторые слова или фразы. Многие внешне схожие жесты имеют разный смысл в разных странах; один и тот же жест может быть безобидным в одной стране и вульгарным в другой стране. Кроме того, даже однотипные или аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах.

  1. Тон голоса

Внутреннее состояние человека меняет голосовой тембр и интонацию. Это доказанный факт, который используют для определения лжи при исследовании на полиграфе. Если человек не стремиться сознательно скрыть переживания — распознать эмоций по голосу несложно. Недовольные люди разговаривают отрывисто и раздраженно, грустные — тихо и медленно, счастливые — бодро и оживленно. Тон зависит от настроения и личности собеседника. Поэтому голос наделяют разными эпитетами.

  1. Язык тела

Внутренне состояние человека меняет движение его тела. Например: привычка сдерживать эмоции, подавлять злость, будет выражаться в скованной челюсти, напряженной шее.

  1. Жестикуляция

Жестикуляция также может выражать эмоциональное состояние человека. Например, улыбка «в 32 зуба» выражают восторг, в то время как скрещенные руки символизируют недоверие или оборонительную позицию. Жестикуляция также может считаться средством передачи эмоций от одного человека к другому, создать эмоциональную связь с аудиторией. Например, широкие жесты свидетельствуют в твердом убеждении, доверии, масштабность идеи, в то время как сдержанные жесты свидетельствуют о глубине и серьезности мысли.

Глава 2. Практическая часть

§ 1. Анализ результатов анкетирования участников

В качестве практической части проекта был проведен сбор данных у учеников 10 Б (лингвистического) класса посредством опросов на уровень счастья (Оксфордский опросник счастья), уровень тревоги (шкала тревоги Бека) и уровень депрессии (шкала депрессии Бека). Был проведен анализ полученных бланков с ответами, а также даны советы по повышению уровня счастья, а также понижению уровня депрессии и тревоги.

Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory, OHI) был разработан в конце 1980-х на кафедре экспериментальной психологии Оксфордского университета Майклом Аргайлом. Методика предназначена для измерения счастья в целом, и основывается на опроснике депрессии Бека, из которого заимствована часть вопросов (Психологические тесты онлайн, б.д.)

На основе данного теста было выявлено, что 45 % опрошенных учеников 10 Б класса имеют пониженный уровень счастья. 50 % имеют средний показатель уровня счастья. 5 % имеет повышенный уровень счастья. Таким образом полученные данные свидетельствуют о том, что среди учеников 10 лингвистического класса преобладает средний показатель счастья, однако значительная часть (45 %) имеет пониженный уровень, что может свидетельствовать о трепетном внимании к эмоциональному состоянию человека. Лишь 5 % класса по-настоящему счастливы.

Шкала тревоги Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI) — клиническая методика, предназначенная для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у пациентов (Психологические тесты онлайн, б.д). По результатам шкалы тревоги Бека у 60 % учеников 10 Б класса незначительный уровень тревоги, у 35 % учеников средний показатель уровня тревоги, у 5 % учеников высокий уровень тревоги. Таким образом полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства обучающихся в 10 Б классе незначительный уровень тревоги, что является положительным показателем. Остальные 40 % обучающихся имеют показатели выше среднего, что указывает на необходимость обратить внимание на эмоциональное состояние учеников.

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI) — методика диагностики депрессивных состояний, разработанная американским психотерапевтом Аароном Беком на основе клинических наблюдений (Психологические тесты онлайн, б.д.). По результатам опроса у 60 % опрошенных учеников удовлетворительный уровень депрессии — стабильное состояние, у 40 % опрошенных выражена легкая депрессия. Ни у одного из учеников 10 Б класса нет умеренной и тяжелой депрессии. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что большинство обучающихся 10 Б класса имеют стабильное эмоциональное состояние, при этом 40 % опрошенных имеют легкую депрессию.

§ 2. Советы по улучшению эмоционального состояния

Как повысить уровень счастья?

  1. Уделять больше времени общению с интересными для тебя людьми. Личное общение помогает намного лучше, чем общение в социальных сетях.
  2. Быть в хороших отношениях с другими людьми. Больше делать комплименты людям — реакция человека на добрые и искренние слова значительно повышают уровень вашего эмоционального состояния. Не забывайте про «золотое правило морали» — относитесь к людям также, как хотите, чтобы относились к вам.
  3. Чаще вспоминайте о позитивных моментах вашей жизни. Приятные моменты из прошлого повышают уровень счастья.

Найдите новое хобби. Занятие делом, которое вам по душе повышает эмоциональное состояние человека.

Советы по снижению уровня тревоги:

  1. Ищите причину тревоги. Чаще всего действительной причиной тревоги являются мысли о будущем. Если вы представляете плохой сценарий, попробуйте предположить, как вы будете действовать в данной ситуации, ведя сценарий в лучшую для вас сторону. Так вы поймете, что вы сможете справиться с возможными трудностями, а значит, нет повода для беспокойства.
  2. Уменьшайте количество уведомлений на телефоне. Одним из факторов возможного проявления тревоги может быть постоянное оповещение из различных мессенджеров, приложений и т.д. Вы находитесь в постоянном напряжении, если на телефоне постоянно появляются оповещения. Оставьте самые важные чаты.
  3. Письменно фиксируйте свои переживания. Опишите, что вы чувствуете, объясняя причину своей тревоги. Прочитав написанную вами ситуацию через 2 часа, вы взглянете на нее уже с другой стороны. После прочтения и анализа вам могут прийти новые идеи и решения проблемы.
  4. Позволяйте себе больше отдыхать. Тревожность может возникать вследствие постоянной спешки и мысли о том, что вы постоянно чего-то не успеваете. Необходимо больше делать перерывов, так вы сможете наладить баланс между работой и личной жизнью.

Самостоятельно выйти из тяжелых стадий депрессии невозможно без помощи психотерапевта. Если вы подозреваете наличие депрессии, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Получите заряд ярких эмоций, впечатлений. Откройте для себя что-то новое
  2. Поменяйте хобби. Главное, выбирайте то, что нравится
  3. Спорт. Физические активности приносят большое количество гормонов радости
  4. Правильно питайтесь. Откажитесь от жирной и вредной пищи, употребляйте в рационе больше овощей, фруктов, морепродуктов.

Заключение

В ходе исследования, посвященного взаимосвязи эмоциональных состояний с уровнем субъективного благополучия учащихся лицея подросткового возраста, мы пришли к ряду важных выводов.

Во-первых, результаты анкетирования показали, что эмоциональные состояние учащихся играют значительную роль в формировании их субъективного благополучия. Положительные эмоции, такие как счастье, были связаны с высоким уровнем субъективного благополучия, в то время как отрицательные эмоции, такие как депрессия и тревога, негативно сказывались не только на эмоциональном состоянии обучающегося, но и на уровне его субъективного благополучия.

Во-вторых, результаты исследования могут быть полезны в работе педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях, стремящихся улучшить эмоциональное состояние учащихся, для поддержания хорошей атмосферы в местах образования. Разработка программ поддержки и мероприятий, направленных на повышение эмоционального интеллекта и управление стрессом, может способствовать улучшению общего уровня благополучия подростков.

Таким образом, исследование подтверждает гипотезу о том, что существует зависимость между положительным эмоциональным состояние подростка и уровнем субъективного благополучия. Это открывает новые возможности в исследовании эмоционального состояния подростков и разработки практических рекомендаций для повышения качества жизни обучающихся в лицее.

Литература:

  1. https://psytests.org/life/ohi.html
  2. https://psytests.org/depr/bai.html
  3. https://psytests.org/depr/bdi.html


Задать вопрос