Кто утром самый счастливый? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Отличные иллюстрации Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 26.02.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Карась, Г. Р. Кто утром самый счастливый? / Г. Р. Карась, М. В. Юркевич. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 68-74. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2362/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье опытным путем автор пытается выяснить, с каким настроением приходят дети и взрослые на работу и на учебу, а также узнать, кто же из них более позитивен и настроен хорошо провести свой день.

Ключевые слова: исследование, опрос, психология цвета, психология рисунка, цветовой круг.

Большинство времени дети проводят в детском саду или в школе; студенты в университете, а взрослым приходится ходить на работу. Очень важно, чтобы вся активность человека проходила весело и бодро, и утро начиналась с улыбки и веселых песен, но, к сожалению, внешние факторы (неприятности на работе, ранний подъем, пробки, плохая погода и т. д.) иногда заставляют человека злиться, а порой даже грустить.

Целью нашей работы мы ставим провести исследование, чтобы выяснить, кто из нас с каким настроением начинает свой день. Кто начинает утро на позитиве, кто не обращает внимания на погоду, пробки или сердитого соседа или злого начальника и всегда начинает свой учебный (игровой, рабочий) день с улыбки. А кто наоборот, приходит на работу или в школу с плохом настроением и не настроен усваивать материал или работать.

Для достижения нашей цели мы поставили перед собой задачу провести опрос-эксперимент в четырех социально активных группах, то есть тех, кто каждый день, не смотря ни на что, ходит на учебу и работу. Мы опросили детей подготовительной группы детского сада № 216 г. Краснодара; учеников 1 «Л» класса средней школы № 71 г. Краснодара; студентов второго курса экономического направления КубГТУ, а так же взрослых работающих людей, сотрудников фирмы ООО «Дубки».

В ходе нашего опроса-эксперимента мы раздали всем участникам белые листы бумаги и цветные карандаши и попросили их нарисовать свое настроение цветными карандашами в данную минуту. Очень важно подчеркнуть, что опрос проводился утром, до того как испытуемые приступили к своей основной деятельности. В результате мы получили для анализа материалы, о которых хотелось бы рассказать подробнее.

От чего зависит выбор цветного карандаша и как этот цвет отражает наше настроение? Цвет — это единственное, что можно воспринимать только через зрение. Каждый цвет вызывает в мозгу особую реакцию, причем, у разных людей реакция на тот или иной цвет может быть различной.

Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую голубо-зеленые, голубые, синие, и фиолетовые. Цвета первой половины круга и все их оттенки называют теплыми. Эти цвета более яркие, они напоминают цвет огня, солнечного света. Они вызывают ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя.

Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки называют холодными. Они ассоциируются с цветом голубой дали, воды, льда. Эти цвета заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.

Древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, а так же является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических заболеваниях. Так например, в древности Египтяне опускали в сосуды с фруктовым соком драгоценные камни того же цвета, что и сам фруктовый сок. Насыщенный таким образом напиток давали больным. А специальная краска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Так появился метод лечения цветом — цветотерапия, которая берет свои корни в глубокой древности. [1]

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравится и что — нет. [1]

Цвета мы применяем и в своей повседневной речи, мы часто произносим выражения, которые используются уже многое годы, и, произнося их, мы уже не задумываемся, почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.

Например, «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и, употребляя их, мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности. [1]

Опрос, проведенный в группе детского сада, в котором участвовало 24 ребенка, выявил, что дети в основном используют в своих работах синие, розовые, зеленые, желтые цвета. Ниже представлена сводная таблица, в которой указано в скольких работах встречались те или иные цвета.

цвет

количество детей, выбравших цвет

зеленый

17

красный

8

черный

7

серый

14

розовый

15

желтый

17

синий

20

оранжевый

11

коричневый

14

фиолетовый

13

Психология красного цвета ассоциируется с любовью, радостью, близостью. Розовый цвет дает ощущение безопасности, дарит ощущение комфорта, покоя и гармонии. Зеленый цвет ассоциируется со свежестью, молодостью, радостью и одновременно спокойствием. Желтый цвет является цветом интеллектуальной деятельности. [2] Только в 8 работах были использованы темные цвета, что дало ощущение некоторой грусти.

Стоит особенно отметить темы рисунков. Как правило, дети изображали природу: радугу, цветы, деревья, траву, облака, небо, солнце, животных; а так же родителей и себя. Дети использовали в своих работах много цветов, что делало рисунок ярким и свежим. В целом, ощущение от детских рисунков было радостное и веселое.

Опрос, проведенный среди учеников 1 класса, показал так же приятные результаты. В опросе участвовали 37 школьников, которых так же утром попросили нарисовать свое настроение, раздав им цветные карандаши и лисы бумаги. И вот что у них получилось: ниже представлена сводная таблица.

цвет

количество детей, выбравших цвет в своих рисунках

зеленый

30

красный

29

черный

3

серый

23

розовый

14

желтый

28

синий

29

оранжевый

21

коричневый

17

фиолетовый

10

Как видно из таблицы, младшие школьники в своих рисунках предпочитают зеленые, красные, синие, желтые цвета. Очень мало было использовано черного цвета, что говорит о крайне маленьком количестве отрицательных эмоций. Основной цвет был выбран зеленый. Это цвет интеллектуальной деятельности, как мы видим в данной группе опрошенных он преобладает, что не удивительно — дети понимают, что пришли в школу учиться.

Стоит особенно обратить внимание на яркость и разнообразие тематик у младших школьников. Теперь это уже не просто природа и люди, как рисовали дети в детском саду, а уже появляются сюжеты, машины, светофоры, дома и любимые сказочные герои. Все это свидетельствует о том, что дети выполняли работу с удовольствием.

В опросе, проведенном среди студентов второго курса, приняло участие 18 человек, им так же раздали цветные карандаши и чистые листы бумаги и попросили нарисовать свое настроение утром. В сводной таблице, приведенной ниже, отображены полученные данные.

цвет

количество студентов, выбравших цвет в своих рисунках

зеленый

3

красный

0

черный

3

серый

1

розовый

1

желтый

2

синий

3

оранжевый

3

коричневый

3

фиолетовый

3

Как мы видим из полученных результатов, преобладает зеленый цвет в работе, что свидетельствует об активной интеллектуальной деятельности. Так же были часто выбраны сложные, с точки зрения интерпретации цвета — это коричневый и фиолетовый. Коричневый цвет это цвет совмещает в себе три цвета: красный, желтый и синий. Люди, выбирающие этот цвет напористы, и даже агрессивны. Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего цвета, двух совершенно разных по эмоциональной наполненности оттенков. [2] Таким образом, люди, выбирающие фиолетовый цвет креативны, талантливы и мечтательны.

Следует особенно отметить характер рисунков. Рисунки простые, как правило, студенты выбирали один только цвет и им рисовали. Изображены в основном абстрактные фигуры, не имеющие отношения к реальности. Подобные результаты частично ставят под сомнение нашу гипотезу, выдвинутую в начале исследования, получается, что не всегда рисунок и выбранный цвет может отобразить настроение человека. Смягчающим обстоятельством может служить тот факт, что для опроса было выбрано ранее утро и студенты просто очень хотели спать, и им не хотелось заниматься творчеством (что мы явно увидели в их работах), хотя настроение у них было вполне хорошее.

И наконец, последними мы опросили взрослых людей, которые, как обычно пришли на работу утром. Мы их так же попросили нарисовать свое настроение в данную минуту. Мы опросили 10 человек и результаты нас очень удивили.

цвет

количество взрослых, выбравших цвет в своих рисунках

зеленый

11

красный

5

черный

3

серый

2

розовый

4

желтый

8

синий

9

оранжевый

6

коричневый

4

фиолетовый

4

Как мы видим, цветовая палитра очень разнообразна. Предпочтение так же отдано зеленому цвету, но особой разницы в показателях выбора того или иного цвета нет.

Хочется особенно отметить тематику и характер рисунков, а так же энтузиазм, с которым взрослые выполняли заданную работу. Взрослые объяснили это тем, что уже много лет ничего не рисовали, и со школы не рисовали цветными карандашами, и окунуться в детство им было очень приятно. Герои сказок, которых они нарисовали, это явно отражают. Опрос в четвертой группе так же заставил нас немного подкорректировать нашу гипотезу. Опрос показал, что даже само рисование, не важно, свое настроение рисует взрослый или природу, вызывает у него положительные эмоции, выбираются цвета яркие, а сюжеты интересные.

Литература:

  1. Бердников И. С. Влияние цвета на настроение человека: исследовательская работа. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/01/17/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-tsveta-na
  2. https://kto-chto-gde.ru/story/kak-cvet-vliyaet-na-nashe-nastroenie/
  3. https://zen.yandex.com/media/id/5dc813abca2a7e43a17d4e8f/kak-cveta-vliiaiut-na-psihiku-cheloveka-cvetoterapiia-5e2585bc5ba2b500c4910130
  4. https://style.rbc.ru/health/5e4b00959a79475c1cef356e


Ключевые слова

исследование, опрос, психология цвета, цветовой круг, психология рисунка

Похожие статьи

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

А что у вас? Что такое новости?

В статье рассматривается один из способов формирования профессиональной ориентации у младших школьников. Непосредственное участие ребенка в процессе создания новостной информации в определенной степени влияет на сознательный выбор профессии, поскольк...

Практические рекомендации эффективного обучения

В статье автор попытался ответить на вопрос, как захватить и удержать внимание обучающихся на своем предмете и на уроках в частности, как укрепить в сознании детей важность и полезность полученной информации.

Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников

В статье авторы исследуют воздействие правильно организованной перемены на физическое и эмоциональное состояние школьников.

Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников

В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе...

Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»

В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...

К чему стремится современная молодежь

В статье рассмотрены различные сферы жизнедеятельности человека, ситуации в которых вызывают негативные чувства у современной молодежи. Приведены рассуждения интервьюентов (возраст от 20 до 23 лет) на тему того, к чему стремятся молодые люди и чего х...

Чтение для сельских школьников: предпочтения, проблемы, перспективы

В статье описаны проблемы, с которыми сталкивается сельский школьник в организации процесса чтения книг, а также представлены результаты опроса по их предпочтениям, исходя из чего сделаны выводы о перспективах данной проблематики.

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Похожие статьи

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

А что у вас? Что такое новости?

В статье рассматривается один из способов формирования профессиональной ориентации у младших школьников. Непосредственное участие ребенка в процессе создания новостной информации в определенной степени влияет на сознательный выбор профессии, поскольк...

Практические рекомендации эффективного обучения

В статье автор попытался ответить на вопрос, как захватить и удержать внимание обучающихся на своем предмете и на уроках в частности, как укрепить в сознании детей важность и полезность полученной информации.

Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников

В статье авторы исследуют воздействие правильно организованной перемены на физическое и эмоциональное состояние школьников.

Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников

В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе...

Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»

В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...

К чему стремится современная молодежь

В статье рассмотрены различные сферы жизнедеятельности человека, ситуации в которых вызывают негативные чувства у современной молодежи. Приведены рассуждения интервьюентов (возраст от 20 до 23 лет) на тему того, к чему стремятся молодые люди и чего х...

Чтение для сельских школьников: предпочтения, проблемы, перспективы

В статье описаны проблемы, с которыми сталкивается сельский школьник в организации процесса чтения книг, а также представлены результаты опроса по их предпочтениям, исходя из чего сделаны выводы о перспективах данной проблематики.

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Задать вопрос