В статье рассматривается специфика проявлений эмоционального выгорания у подростков в период обучения в школе. Изучались структурно-динамические показатели психического состояния учеников из общеобразовательных школ. У всех учеников старших классов выявлено повышение уровня организационного стресса и в последствии выше уровень предрасположенности к эмоциональному выгоранию. В психоэмоциональном состоянии учеников общеобразовательных учреждений одним из ведущих проявлений становится компонент эмоционального выгорания, развивающегося в связи с эмоциональным истощением.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание у подростков, психоэмоциональное напряжение, эмоциональное истощение.
В этой статье хотелось бы обсудить очень актуальную тему в наше время, а именно эмоциональное выгорание среди подростков, которое набирает свои обороты с каждым днём всё больше и больше. Мы живем в такое время, где нас окружают различные источники стресса, которые негативно влияют на нашу психику и общее состояние организма и вызывают эмоциональное истощение. Особенно сильно к этому предрасположены подростки, у которых происходят значительные изменения и перестройки в организме из-за которых ментальное состояние становится более уязвимым к внешним источникам стресса. В конкретном случае моего исследования — это обучение в старших классах. Именно поэтому целью моего исследования является ознакомить аудиторию с эмоциональным выгоранием у подростков, выявить причины и предложить пути решения во время эмоционального выгорания.
Я опросила 67 учеников старших классов общеобразовательной школы о том замечали ли они признаки эмоционального выгорания у себя и на базе опроса вывела статистику:
Объяснение термина. Что же такое эмоциональное выгорание? Эмоциональное выгорание — это состояние умственного и эмоционального истощения у человека, вызванное продолжительным стрессом, которое обычно сопровождается психоэмоциональным напряжением. Такое случается, когда человек настолько интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и поэтому чувствует нарастающую тревогу внутри. И когда тревожность достигает своего пика, организм включает защитный механизм, который выключает работоспособность. Ухудшается память, снижается работоспособность, внимание рассеивается, ухудшается память, появляются сложности к восприятию различной информации. А поскольку ресурсы находятся на исходе, физическое здоровье тоже оказывается под серьезной угрозой. На фоне эмоционального выгорания могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому крайне важно уметь распознавать эмоциональное выгорание на ранних стадиях чтобы предотвратить серьезные последствия для ментального и физического здоровья подростка.
Американские психологи К. Маслач (K. Maslach) и С. Джексон (S. Jackson) выделяют четыре стадии эмоционального выгорания:
- Психическое истощение (постоянное ощущение усталости).
- Сомнения в своих силах и стыд за проявленную слабость.
- Грубость и цинизм, как попытка защититься от стресса.
- Ощущение беспомощности перед лицом неразрешимой проблемы.
Среди школьников эмоциональному выгоранию чаще подвержены старшеклассники в период экзаменов. К причинам можно отнести подготовку к экзаменам в сжатые сроки, давление со стороны окружающих, высокая учебная нагрузка и большое количество задач, которые поставленные перед учеником. Всё это может привести к эмоциональному истощению. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить у подростка симптомы выгорания.
Признаки эмоционального выгорания у подростков:
– Бессонница или прерывистый сон — тревожный звонок.
– Усталость даже в выходные дни.
– Резкое снижение учебных способностей и концентрации внимания может свидетельствовать о том, что знания больше «не лезут» в голову.
– Нервозность и раздражительность, внезапные вспышки гнева.
– Апатия — постоянный спутник выгорания.
– Боль в мышцах, головные боли, проблемы с пищеварением, выпадение волос.
Пути борьбы с эмоциональным выгоранием . Разобравшись в причинах и признаках эмоционального выгорания, можно перейти к тому, что же делать, если подросток всё-таки столкнулся с психическим истощением.
Во-первых, рекомендуется снизить учебную нагрузку ученика и обеспечить здоровый отдых. Несомненно, учеба важна, но здоровье важнее. Необходимо восстановить режим сна и питания, а также выделить достаточное количество времени на отдых. В этом отлично может помочь планирование и тайм-менеджмент.
Во-вторых, отлично справится с эмоциональным выгоранием может помочь поддержка близких и друзей. Психологи утверждают, что облегчить эмоциональное истощение может помочь разговор с близкими с последующим обсуждением, но также хорошим вариантом будет даже просто выговориться, рассказать о своих чувствах и ощущениях, помогая разгрузить голову.
Ну и конечно же, если вы понимаете, что справиться с выгоранием самим будет сложно или когда оно достигло критической точки, необходимо обратиться за помощью к дипломированному специалисту, который найдет наиболее эффективный способ для решения этой проблемы.
Вывод . Взаключении можно отметить, что проблема эмоционального выгорания среди подростков является актуальной и требует серьезного внимания со стороны общества, родителей и образовательных учреждений. Особенно важно развивать у подростков навыки эмоциональной саморегуляции, обеспечивая им безопасное пространство для выражения своих чувств и переживаний. Обсуждение этой проблемы на уровне общества поможет сформировать более внимательное и заботливое отношение к эмоциональному благополучию подрастающего поколения. Только совместными усилиями мы сможем создать условия для здорового эмоционального развития подростков и обеспечить им яркое и успешное будущее.
Литература:
1) Methods of cognitive impairment and assistance to children and adults in correctional pedagogy and psychotraumatology study / O. Zashchirinskaia, N. Brakamonte, U. Hagedorn [et al.] // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2–5 July, Moscow, Russia). — Moscow, 2019. — P. 177.
2) Hobfoll S. E. (2001). «The influence of culture, community and the nested-self in the stress process: Advancing conservation of resources theory». Applied Psychology: An International Review
3) Frijda N. H., Mesquita B. (1994). «The social roles and functions of emotions». In Kitayama S., Markus H. R. (eds.). Emotion and culture: Empirical studies of mutual influence. Washington, DC: American Psychological Association. pp. 51–87
4) Neumann, Yoram, Finaly-Neumann, Edith, Reichel, Arie (January 1990). Determinants and Consequences of Students’ Burnout in Universities.” The Journal of Higher Education. 61 (1): 20–31.
5) Frijda N. H., Mesquita B. (1994). «The social roles and functions of emotions». In Kitayama S., Markus H. R. (eds.). Emotion and culture: Empirical studies of mutual influence. Washington, DC: American Psychological Association. pp. 51–87.
6) Gordon S. L. (1989). «Institutional and impulsive orientations in selective appropriating emotions to self». In Franks D. D., McCarthy D. (eds.). The sociology of emotions: Original essays and research papers. Greenwich, CT: JAI Press. pp. 115–136.
7) Yaribeygi H, Panahi Y, Sahraei H, Johnston TP, Sahebkar A. The impact of stress on body function: A review. EXCLI J. 2017,16:1057–1072. Published 2017 Jul 21. doi:10.17179/excli2017–480.