Организационно-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Палева, Д. А. Организационно-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» / Д. А. Палева, И. И. Мышкин, В. Л. Некишев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1327/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

В статье определена актуальность и значимость патриотического воспитания современной молодежи. Рассмотрен опыт создания и организации детских военно-патриотических движений. Определены цели и задачи, учредители движения «Юнармия». Автором рассмотрены организационно-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».

Ключевые слова: актуальность и значимость патриотического воспитания, опыт создания и организации детских военно-патриотических движений, всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», цель и задачи движения, учредители движения, программа подготовки.

 

 

Keywords: all-russian military-patriotic public movement «Yunarmiya», the purpose of the movement, the founders of the movement, the training program.

 

В настоящее время государственное и военное руководство России как никогда осознает актуальность и значимость патриотического воспитания современной молодежи в целях эффективного обеспечения национальной безопасности государства. Различные управленческие структуры продолжают совершенствовать свою планомерную и методичную деятельность, направленную на формирование уважения к символам государства и Отечества, героическому прошлому страны.

Важным шагом к выполнению плана мероприятий по повышению эффективности патриотического воспитания в стране явилось создание Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».

Юнармия — всероссийское военно-патриотическое общественное движение, созданное 29 октября 2015 года. Юнармия создано по инициативе Министра обороны РФ Сергея Кужугетовича Шойгу и одобрено Президентом РФ В. В. Путиным.

В мировой и отечественной истории имеется позитивный опыт создания и организации детских военно-патриотических движений, предтечей которых является скаутское движение. Впервые оно возникло в Англии в 1907 г. Его основателем стал английский общественный деятель полковник Роберт Баден Пауэлл. Движение быстро распространилось по миру, отряды скаутов появились в США, Германии, Франции и других странах Западной Европы, в Австралии.

В этих организациях использовалась воспитательная система, в основу которой были заложены игровые формы: выживание среди дикой природы, тактические игры, походы и др. Она получила название «pioneering» (первопроходчество), по названию одноименного романа Фенимора Купера «Пионеры» о жизни первых поселенцев в Северной Америке.

В России скаутинг возник в начале XX в. По инициативе императора Николая II в 1908 г. была издана книга Роберта Бадена-Пауэлла «Юный разведчик». Основателем русского скаутинга стал полковник Олег Пантюхов. 30 апреля 1909 г. в Павловске под Петербургом он создал один из первых русских скаутских патрулей под названием «Бобры». Этот день считается днем основания российского скаутинга.

В 1915 г. прошел Первый съезд скаутмастеров и деятелей по скаутингу, который наметил пути дальнейшего развития движения в России. Интерес к скаутингу возрос, и отряды начали организовываться во многих городах. К концу 1917 г. в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 143 городах. Их девизом стал призыв «Будь готов!». В отряды могли вступить мальчики (бойскауты) и девочки (герлскауты) в возрасте от 12 лет любого общественного класса или вероисповедания. После революции 1917 г. скаутское движение было запрещено, его руководители и часть русских скаутов эмигрировали.

В феврале 1922 г. была создана Московская городская пионерская организация (МГПО). 19 мая 1922 г. 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании в СССР пионерских отрядов и их объединении во всероссийскую детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 г., после смерти главы СССР В. И. Ленина, детская организация получила его имя, а с 1926 г. — Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.

У истоков пионерского движения стояли супруга Ленина Надежда Крупская и идеолог российского скаутизма педагог Иннокентий Жуков. Именно он предложил назвать новую детскую организацию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», развивать игровые формы воспитательной работы с детьми. От скаутов пионерское движение переняло структуру (отряды), институт вожатых, элементы символики — красный галстук и значок (три языка пламени костра заменили три лепестка лилии), сборы у костра и др.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) развернулось массовое «тимуровское движение» (по имени героя повести Аркадия Гайдара). Дети помогали семьям фронтовиков, участвовали в сборе средств и вещей для фронта, дежурили в госпиталях, работали на заводах и в колхозах. Многие пионеры сражались на фронтах и в партизанских отрядах. Медалью «За оборону Москвы» было награждено более 20 тыс. «юных ленинцев». Пятеро пионеров удостоены звания Героев Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин.

Пионерская организация была самой многочисленной детской организацией Советского Союза. К 1980 г. она объединяла свыше 19 млн. человек, ей принадлежало 28 газет и 40 журналов (самая популярная — «Пионерская правда», издавалась с 1925 г.). Работало свыше 3,5 тыс. дворцов и домов пионеров и школьников, более 900 станций юных натуралистов, свыше 7,5 тыс. загородных пионерских лагерей. Проводились военизированные игры «Зарница», «Орленок», «Марши пионерских отрядов», всесоюзные смотры и др. Для отличившихся в труде, учебе, спорте существовали разнообразные меры поощрения, в том числе, занесение в Книгу почета, поездки в пионерские лагеря «Артек» и «Орленок» и др. За всю историю организации, (1922–1990 гг.), в ее рядах состояли свыше 210 млн. человек.

1 октября 1990 г. на Х Всесоюзном слете пионеров в Международном детском центре «Артек» было объявлено о прекращении деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Ее преемником стал созданный на этом же съезде Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО). Союз был зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 г. как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений. Членами СПО-ФДО являются 79 детских общественных объединений, в том числе из 9 зарубежных стран.

Учредительным собранием движения «Юнармия» 28 мая 2016 г. был утвержден Устав организации, который определил ее основные цели и задачи в деле патриотического воспитания молодежи.

Цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.

Основная задача Движения — начальная военная допризывная подготовка, включающая в себя как физическое, так и интеллектуальное развитие молодежи, формирование правильных жизненных взглядов в широком смысле слова. Кроме того, «Юнармия» — хорошая альтернатива улице, компьютерным играм и интернет-общению — здесь дети заняты делом, участвуют в настоящей жизни. Многим ребятам нравятся машинки, танки, пистолеты… Юнармейцы имеют возможность безопасного изучения оружия, военной техники, стрельбы на полигоне… К тому же они приобретают важнейший опыт взаимодействия в команде.

Несмотря на то, что движение не нацелено на создание армейских резервов российских вооруженных сил, большое внимание в нем уделяется военной допризывной подготовке и гражданско-патриотическому воспитанию. Центры юнармейского движения создаются на стратегически важных территориях в основных местах дислокации военных сил страны, поскольку именно здесь ребята могут получить реальное представление о силе и мощи российской армии, получить важные жизненные навыки и воспитать в себе волевые качества, которые помогут им во взрослой жизни.

Пополнить ряды юнармейцев — большая честь и ответственность гражданина своей страны, осознанный выбор и важное жизненное решение, скрепленное присягой перед своими родными, близкими и согражданами.

Лидером движения «Юнармия» является Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу. Все важные решения Движения принимаются на Всероссийском юнармейском слёте. На первом юнармейском слёте, 28 мая 2016 года, были выбраны Главный штаб и Начальник Главного штаба (расположены в Москве). Далее идут региональные слёты в субъектах, на которых, в свою очередь, выбирается региональный Штаб и Начальник регионального штаба — формируется региональное отделение. Третьим звеном в структуре являются Местные отделения при муниципалитетах, работающие непосредственно с первичными организациями — отрядами.

В 2016 году отряды «Юнармии» стали возникать и во Владимирской области. Первыми вступили в ее ряды ученики 24-й средней школы города Владимира.

Сегодня в муниципальных образованиях Владимирской области идет процесс создания местных отделений Движения. Вступить в ряды юнармейцев может любой школьник с 8-летнего возраста, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.

11 февраля 2017 года в средней школе № 16 (ул. Красноармейская, 40), где уже есть 14 юнармейцев, в ряды «Юнармии» вступили 4 новых бойца. В торжественном мероприятии вместе с учащимися приняли участие члены ДШО «Народная память», представители войсковой части, участники локальных войн. 17 февраля 2017 года подобное патриотическое мероприятие состоялось в средней школе № 36 (ул. Добросельская, 179-а). Его участниками стали 80 школьников — учащиеся предкадетских и кадетских классов, военнослужащие войсковой части, ветераны Великой Отечественной войны, воспитанники детского дома, юнармейцы из школы № 24, кандидаты в «Юнармию». 21 февраля 2017 года владимирская «Юнармия» пополнилась еще 52-мя новыми членами (СОШ № 36–30 чел., СОШ № 21–12 чел. СОШ № 42–10 чел.).

Движение растет и той помощи, которую своему детищу оказывает Министерство обороны, становится уже недостаточно. Многим ребятам, особенно в отдаленных российских регионах, не достается формы, книг, символики и всего того, чем в полной мере обеспечены столичные участники движения. Финансовую помощь юнармейским штабам вызвались оказать сразу несколько российских банков, но и их спонсорской поддержки оказалось недостаточно. Настоящий качественный и полный комплект формы из дышащих хлопковых тканей и кожи продается на официальном сайте организации примерно за 20 тысяч рублей и включает в себя одежду, обувь, сумку и аптечку. Кое-кто из родителей приобретает его за свой счет, остальные же вынуждены довольствоваться лишь некоторыми элементами формы. Кроме того, многие юнармейские штабы в регионах сегодня не обеспечены собственным помещением и проводят занятия в спортивных залах и учебных кабинетах в свободное от уроков время. Но все эти трудности преодолимы. Главное, чтобы у ребят не остыло желание быть патриотами: знать, любить и беречь свою Родину.

 

Литература:

 

1.    Балашов Р. В., Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. — М.: ДОСААФ России, 2017. — С. 88.

2.    Климачева И. История детского и юношеского движения в России. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. URL: http://tass.ru/info/2390228 (дата обращения: 05.11.2018).

3.    Кузнецова А. В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского общества. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2017. — С. 96.

4.    Степанова Е. Е., Шевель П. П. О состоянии патриотического сознания российского общества // Военный академический журнал. — 2016. — № 2 (10). — С. 115‒121.

5.    Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // Юнармия: [сайт]. URL: http://юнармия.рф/static/docs/charter.pdf (дата обращения 05.11.2018).

6.    Хацкевич Т. Л. Судьба и Родина — едины. Сборник методических материалов по формированию гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря // ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». — 2017 — С. 120.

7.    Юнармия. Всероссийское военно-патриотическое движение [Электронный ресурс] // Юнармия: [сайт]. URL: http://юн-армия.рф/about/ (дата обращения 05.11.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Россия, организация детских, движение, отряд, Великая Отечественная война, Владимирская область, Всесоюзная пионерская организация, Главный штаб, Советский Союз.


Ключевые слова

актуальность и значимость патриотического воспитания, опыт создания и организации детских военно-патриотических движений, всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», цель и задачи движения, учредители движения, программа подготовки

Похожие статьи

Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы политико-правовых аспектов формирования и развития всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». В данной работе автором раскрывается понятие «Юнармия», определяются главные задачи данно...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Просвещение родителей о деятельности деструктивных религиозных организаций

Изложенный в статье материал является методической основой для психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме религиозного сектантства. Раскрыты характерные отличия деструктивных сект от традиционных конфессий, приемы вовлечения молодежи...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Похожие статьи

Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы политико-правовых аспектов формирования и развития всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». В данной работе автором раскрывается понятие «Юнармия», определяются главные задачи данно...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Просвещение родителей о деятельности деструктивных религиозных организаций

Изложенный в статье материал является методической основой для психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме религиозного сектантства. Раскрыты характерные отличия деструктивных сект от традиционных конфессий, приемы вовлечения молодежи...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Задать вопрос