Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Кто ты, октябрёнок?

Научный руководитель
История
18.02.2023
347
Поделиться
Библиографическое описание
Кашапова, А. Д. Кто ты, октябрёнок? / А. Д. Кашапова, М. В. Рыжова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 329-330. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3447/.


Ключевые слова: ребенок, октябренок, правило октябрят, Великая Октябрьская революция, группа октябрят, ряд октябрят

Мне очень нравится рассматривать наши семейные фотографии и сравнивать своих родных со мной в моем же возрасте. В этом году после праздника Дня знаний я опять смотрела старые фото. Мама была похожа на меня, а вот бабушка на фотографии была совсем другой второклашкой. Форма у неё другая, платье с фартуком, а на груди был значок.

Мне показалось странным, что бабушка носила в школу значок. Я попросила маму рассказать об этом значке, так как мне стало интересно: почему бабушка носила его в школу? Мама мне рассказала, что когда-то давно, все младшие школьники были октябрятами и носили такие значки. Вот этот вопрос о значке и подтолкнул меня к исследованию этой проблемы.

Я предполагаю, что мало кто из современных школьников знает об октябрятах, их символах и обычаях. Тогда у меня появилась цель исследования — собрать информацию о движении детей моего возраста, существовавшим в СССР.

Интерес мой к этой теме вызван несколькими причинами: мои родные состояли в каких-либо школьных движениях, о которых они рассказывали. И в школе, где я обучаюсь, тоже существовало и сейчас существует школьное движение. А история моей школы мне очень интересна. Поэтому я решила провести исследование по этой теме и поделиться его результатами с одноклассниками.

Одной из первых задач в моём исследовании — это беседы с людьми того поколения, которые были октябрятами. Первым таким человеком была моя бабушка. Она с особым волнением рассказывала, как у неё замирало сердце, когда ей прикрепляли значок октябрёнка. Это был очень торжественный день. Затем я спросила свою учительницу Маргариту Валентиновну. Она тоже с гордостью рассказывала об этом дне. Тогда ей было сложно передать те ощущения, когда ей надели значок октябренка. Ей казалось, что она сразу стала взрослее и на неё возлагают большие надежды все взрослые. Из этих воспоминаний можно сделать вывод, что стать октябрёнком — было значительным событием для детей того времени.

Много лет назад рабочие и крестьяне совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Они сами стали управлять нашей страной. У рабочих и крестьян росли дети. Им тоже очень хотелось вместе со взрослыми строить новую жизнь. И тогда в 1923 г. по предложению Надежды Константиновны Крупской при пионерских отрядах были созданы первые группы малышей. Вначале этим группам давали разные ласковые названия: «Красные звёздочки», «Красные маки» в Сибири, «Цветочки», «Букеты» и «Садики» на Кавказе. Но так как в первые группы октябрят принимались дети 7–9 лет — ровесники Великой Октябрьской революции, то постепенно ребят стали называть октябрятами и с 1924 года это название утвердили официально.

Я узнала многое об этом движении. Например, что принимали в октябрята ребят на торжественной линейке накануне дня Великой Октябрьской революции. Тогда это было обычно 7 ноября. А если ученик имел неудовлетворительное поведение и учился плохо, его не принимали в октябрята. Он мог исправиться и тогда его могли принять в октябрята весной ко дню рождения В. И. Ленина-22 апреля.

При вступлении в ряды октябрят ребята должны хорошо учиться и обязательно дать клятву:

— Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем:

— Быть верными наследниками пионерских традиций; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Учиться прилежно, на совесть, как завещал великий Ленин; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Не оставлять в беде товарищей; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине;(Дети отвечают: «Обещаем!")

— Беречь традиции и культуру своего народа; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Быть честными и справедливыми… (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Расти настоящими патриотами России! … (Дети отвечают: «Обещаем! Обещаем! Обещаем!")

Также я прочитала о том, что детям старшие ученики — пионеры — под дробь барабана торжественно прикалывали на грудь малышам красную звездочку с портретом Володи Ульянова. В детских книжках того времени писала о том, что в школе Володя (Ленин) учился только отлично. Поэтому каждый ученик, став октябренком, обязан был хорошо учиться. Ребята должны гордиться тем, что стали октябрятами.

Символом группы был красный октябрьский флажок: это частичка большого красного знамени, под которым наши деды и прадеды когда-то шли на борьбу против нищеты и бесправия. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» — так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам.

Интересно было узнать и то, что у ребят — октябрят обязательным являлось иметь свои законы — это Правила октябрят.

  1. Правила октябрят Октябрята — честные и правдивые ребята.
  2. Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
  3. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Эти правила можно было услышать, как устно, так и увидеть на плакатах. Даже на обложках тетрадей печатались правила октябрят. Для лучшего запоминания, эти правила рифмовали в стихи.

Девизы у октябрят были такими: «Октябрята — дружные ребята» — под этим девизом октябрята помогали престарелым людям, если было нужно по хозяйству. А «Один — за всех, и все — за одного» — значит, быть хорошим товарищем: добрым, честным, справедливым. Про движение октябрят и их добрых и хороших делах писали во многих детских книжках, журналах.

Октябрятского движения на детей младшего школьного возраста оказывало положительное влияние:

Таким образом, быть октябрёнком означало следующее: быть хорошим, честным человеком, помогать людям.

Жалко, что нам с одноклассниками не дано быть октябрятами, потому что очень много хорошего было в октябрятское детство. Но, правила и остались сегодня теми же: надо быть честными, трудолюбивыми, дружными, помогать людям, любить свою Родину.

Литература:

  1. Ишимова «История России в рассказах для детей».
  2. М. П. Осипова «Октябрятские праздники», г. Минск-1986г.
  3. М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Л. А. Горбушина «Флажок», М-1972 г.
  4. «Октябрятская неделя», повести и рассказы, М-1972 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ребенок
октябренок
правило октябрят
Великая Октябрьская революция
группа октябрят
ряд октябрят

Молодой учёный