Ключевые слова: ребенок, октябренок, правило октябрят, Великая Октябрьская революция, группа октябрят, ряд октябрят
Мне очень нравится рассматривать наши семейные фотографии и сравнивать своих родных со мной в моем же возрасте. В этом году после праздника Дня знаний я опять смотрела старые фото. Мама была похожа на меня, а вот бабушка на фотографии была совсем другой второклашкой. Форма у неё другая, платье с фартуком, а на груди был значок.
Мне показалось странным, что бабушка носила в школу значок. Я попросила маму рассказать об этом значке, так как мне стало интересно: почему бабушка носила его в школу? Мама мне рассказала, что когда-то давно, все младшие школьники были октябрятами и носили такие значки. Вот этот вопрос о значке и подтолкнул меня к исследованию этой проблемы.
Я предполагаю, что мало кто из современных школьников знает об октябрятах, их символах и обычаях. Тогда у меня появилась цель исследования — собрать информацию о движении детей моего возраста, существовавшим в СССР.
Интерес мой к этой теме вызван несколькими причинами: мои родные состояли в каких-либо школьных движениях, о которых они рассказывали. И в школе, где я обучаюсь, тоже существовало и сейчас существует школьное движение. А история моей школы мне очень интересна. Поэтому я решила провести исследование по этой теме и поделиться его результатами с одноклассниками.
Одной из первых задач в моём исследовании — это беседы с людьми того поколения, которые были октябрятами. Первым таким человеком была моя бабушка. Она с особым волнением рассказывала, как у неё замирало сердце, когда ей прикрепляли значок октябрёнка. Это был очень торжественный день. Затем я спросила свою учительницу Маргариту Валентиновну. Она тоже с гордостью рассказывала об этом дне. Тогда ей было сложно передать те ощущения, когда ей надели значок октябренка. Ей казалось, что она сразу стала взрослее и на неё возлагают большие надежды все взрослые. Из этих воспоминаний можно сделать вывод, что стать октябрёнком — было значительным событием для детей того времени.
Много лет назад рабочие и крестьяне совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Они сами стали управлять нашей страной. У рабочих и крестьян росли дети. Им тоже очень хотелось вместе со взрослыми строить новую жизнь. И тогда в 1923 г. по предложению Надежды Константиновны Крупской при пионерских отрядах были созданы первые группы малышей. Вначале этим группам давали разные ласковые названия: «Красные звёздочки», «Красные маки» в Сибири, «Цветочки», «Букеты» и «Садики» на Кавказе. Но так как в первые группы октябрят принимались дети 7–9 лет — ровесники Великой Октябрьской революции, то постепенно ребят стали называть октябрятами и с 1924 года это название утвердили официально.
Я узнала многое об этом движении. Например, что принимали в октябрята ребят на торжественной линейке накануне дня Великой Октябрьской революции. Тогда это было обычно 7 ноября. А если ученик имел неудовлетворительное поведение и учился плохо, его не принимали в октябрята. Он мог исправиться и тогда его могли принять в октябрята весной ко дню рождения В. И. Ленина-22 апреля.
При вступлении в ряды октябрят ребята должны хорошо учиться и обязательно дать клятву:
— Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем:
— Быть верными наследниками пионерских традиций; (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Учиться прилежно, на совесть, как завещал великий Ленин; (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Не оставлять в беде товарищей; (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине;(Дети отвечают: «Обещаем!")
— Беречь традиции и культуру своего народа; (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Быть честными и справедливыми… (Дети отвечают: «Обещаем!")
— Расти настоящими патриотами России! … (Дети отвечают: «Обещаем! Обещаем! Обещаем!")
Также я прочитала о том, что детям старшие ученики — пионеры — под дробь барабана торжественно прикалывали на грудь малышам красную звездочку с портретом Володи Ульянова. В детских книжках того времени писала о том, что в школе Володя (Ленин) учился только отлично. Поэтому каждый ученик, став октябренком, обязан был хорошо учиться. Ребята должны гордиться тем, что стали октябрятами.
Символом группы был красный октябрьский флажок: это частичка большого красного знамени, под которым наши деды и прадеды когда-то шли на борьбу против нищеты и бесправия. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» — так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам.
Интересно было узнать и то, что у ребят — октябрят обязательным являлось иметь свои законы — это Правила октябрят.
- Правила октябрят Октябрята — честные и правдивые ребята.
- Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
- Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Эти правила можно было услышать, как устно, так и увидеть на плакатах. Даже на обложках тетрадей печатались правила октябрят. Для лучшего запоминания, эти правила рифмовали в стихи.
Девизы у октябрят были такими: «Октябрята — дружные ребята» — под этим девизом октябрята помогали престарелым людям, если было нужно по хозяйству. А «Один — за всех, и все — за одного» — значит, быть хорошим товарищем: добрым, честным, справедливым. Про движение октябрят и их добрых и хороших делах писали во многих детских книжках, журналах.
Октябрятского движения на детей младшего школьного возраста оказывало положительное влияние:
Таким образом, быть октябрёнком означало следующее: быть хорошим, честным человеком, помогать людям.
Жалко, что нам с одноклассниками не дано быть октябрятами, потому что очень много хорошего было в октябрятское детство. Но, правила и остались сегодня теми же: надо быть честными, трудолюбивыми, дружными, помогать людям, любить свою Родину.
Литература:
- Ишимова «История России в рассказах для детей».
- М. П. Осипова «Октябрятские праздники», г. Минск-1986г.
- М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Л. А. Горбушина «Флажок», М-1972 г.
- «Октябрятская неделя», повести и рассказы, М-1972 г.