Кто ты, октябрёнок? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 18.02.2023

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Кашапова, А. Д. Кто ты, октябрёнок? / А. Д. Кашапова, М. В. Рыжова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 329-330. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3447/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: ребенок, октябренок, правило октябрят, Великая Октябрьская революция, группа октябрят, ряд октябрят

Мне очень нравится рассматривать наши семейные фотографии и сравнивать своих родных со мной в моем же возрасте. В этом году после праздника Дня знаний я опять смотрела старые фото. Мама была похожа на меня, а вот бабушка на фотографии была совсем другой второклашкой. Форма у неё другая, платье с фартуком, а на груди был значок.

Мне показалось странным, что бабушка носила в школу значок. Я попросила маму рассказать об этом значке, так как мне стало интересно: почему бабушка носила его в школу? Мама мне рассказала, что когда-то давно, все младшие школьники были октябрятами и носили такие значки. Вот этот вопрос о значке и подтолкнул меня к исследованию этой проблемы.

Я предполагаю, что мало кто из современных школьников знает об октябрятах, их символах и обычаях. Тогда у меня появилась цель исследования — собрать информацию о движении детей моего возраста, существовавшим в СССР.

Интерес мой к этой теме вызван несколькими причинами: мои родные состояли в каких-либо школьных движениях, о которых они рассказывали. И в школе, где я обучаюсь, тоже существовало и сейчас существует школьное движение. А история моей школы мне очень интересна. Поэтому я решила провести исследование по этой теме и поделиться его результатами с одноклассниками.

Одной из первых задач в моём исследовании — это беседы с людьми того поколения, которые были октябрятами. Первым таким человеком была моя бабушка. Она с особым волнением рассказывала, как у неё замирало сердце, когда ей прикрепляли значок октябрёнка. Это был очень торжественный день. Затем я спросила свою учительницу Маргариту Валентиновну. Она тоже с гордостью рассказывала об этом дне. Тогда ей было сложно передать те ощущения, когда ей надели значок октябренка. Ей казалось, что она сразу стала взрослее и на неё возлагают большие надежды все взрослые. Из этих воспоминаний можно сделать вывод, что стать октябрёнком — было значительным событием для детей того времени.

Много лет назад рабочие и крестьяне совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Они сами стали управлять нашей страной. У рабочих и крестьян росли дети. Им тоже очень хотелось вместе со взрослыми строить новую жизнь. И тогда в 1923 г. по предложению Надежды Константиновны Крупской при пионерских отрядах были созданы первые группы малышей. Вначале этим группам давали разные ласковые названия: «Красные звёздочки», «Красные маки» в Сибири, «Цветочки», «Букеты» и «Садики» на Кавказе. Но так как в первые группы октябрят принимались дети 7–9 лет — ровесники Великой Октябрьской революции, то постепенно ребят стали называть октябрятами и с 1924 года это название утвердили официально.

Я узнала многое об этом движении. Например, что принимали в октябрята ребят на торжественной линейке накануне дня Великой Октябрьской революции. Тогда это было обычно 7 ноября. А если ученик имел неудовлетворительное поведение и учился плохо, его не принимали в октябрята. Он мог исправиться и тогда его могли принять в октябрята весной ко дню рождения В. И. Ленина-22 апреля.

При вступлении в ряды октябрят ребята должны хорошо учиться и обязательно дать клятву:

— Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем:

— Быть верными наследниками пионерских традиций; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Учиться прилежно, на совесть, как завещал великий Ленин; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Не оставлять в беде товарищей; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине;(Дети отвечают: «Обещаем!")

— Беречь традиции и культуру своего народа; (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Быть честными и справедливыми… (Дети отвечают: «Обещаем!")

— Расти настоящими патриотами России! … (Дети отвечают: «Обещаем! Обещаем! Обещаем!")

Также я прочитала о том, что детям старшие ученики — пионеры — под дробь барабана торжественно прикалывали на грудь малышам красную звездочку с портретом Володи Ульянова. В детских книжках того времени писала о том, что в школе Володя (Ленин) учился только отлично. Поэтому каждый ученик, став октябренком, обязан был хорошо учиться. Ребята должны гордиться тем, что стали октябрятами.

Символом группы был красный октябрьский флажок: это частичка большого красного знамени, под которым наши деды и прадеды когда-то шли на борьбу против нищеты и бесправия. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» — так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам.

Интересно было узнать и то, что у ребят — октябрят обязательным являлось иметь свои законы — это Правила октябрят.

  1. Правила октябрят Октябрята — честные и правдивые ребята.
  2. Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
  3. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Эти правила можно было услышать, как устно, так и увидеть на плакатах. Даже на обложках тетрадей печатались правила октябрят. Для лучшего запоминания, эти правила рифмовали в стихи.

Девизы у октябрят были такими: «Октябрята — дружные ребята» — под этим девизом октябрята помогали престарелым людям, если было нужно по хозяйству. А «Один — за всех, и все — за одного» — значит, быть хорошим товарищем: добрым, честным, справедливым. Про движение октябрят и их добрых и хороших делах писали во многих детских книжках, журналах.

Октябрятского движения на детей младшего школьного возраста оказывало положительное влияние:

Таким образом, быть октябрёнком означало следующее: быть хорошим, честным человеком, помогать людям.

Жалко, что нам с одноклассниками не дано быть октябрятами, потому что очень много хорошего было в октябрятское детство. Но, правила и остались сегодня теми же: надо быть честными, трудолюбивыми, дружными, помогать людям, любить свою Родину.

Литература:

  1. Ишимова «История России в рассказах для детей».
  2. М. П. Осипова «Октябрятские праздники», г. Минск-1986г.
  3. М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Л. А. Горбушина «Флажок», М-1972 г.
  4. «Октябрятская неделя», повести и рассказы, М-1972 г.


Ключевые слова

ребёнок, октябренок, правило октябрят, Великая Октябрьская революция, группа октябрят, ряд октябрят

Похожие статьи

Коммуна «Заря»: рождение, существование, гибель

Статья посвящена истории дубынской коммуны «Заря». Автор выделяет этапы развития и существования коммуны, её роль в Западно-Сибирском крестьянском восстании.

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Интересные факты про Новый год

В статье описаны интересные факты про Новый год и представлен вариант подачи этих фактов учащимся начальных классов.

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Сценарий детской конференции «Сегодня — фантазеры, завтра — изобретатели»

Сценарий праздника, посвященного Дню Знаний, «Потерянные буквы»

«Великая мать солдатская»: о судьбе семьи Володичкиных

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Мифы о Петре I: царь-антихрист и подменный царь

Иван IV — первый царь всея Руси

Похожие статьи

Коммуна «Заря»: рождение, существование, гибель

Статья посвящена истории дубынской коммуны «Заря». Автор выделяет этапы развития и существования коммуны, её роль в Западно-Сибирском крестьянском восстании.

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Интересные факты про Новый год

В статье описаны интересные факты про Новый год и представлен вариант подачи этих фактов учащимся начальных классов.

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Сценарий детской конференции «Сегодня — фантазеры, завтра — изобретатели»

Сценарий праздника, посвященного Дню Знаний, «Потерянные буквы»

«Великая мать солдатская»: о судьбе семьи Володичкиных

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Мифы о Петре I: царь-антихрист и подменный царь

Иван IV — первый царь всея Руси

Задать вопрос