Лжепатриотизм как общественное явление | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.12.2016

Статья просмотрена: 1971 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, И. А. Лжепатриотизм как общественное явление / И. А. Тарасова, В. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/599/ (дата обращения: 19.11.2024).



Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит

А. Шопенгауэр

В данной цитате речь идёт о лжепатриотизме как общественном явлении, опасность которого выражается в смещении нравственных ориентиров в сторону национализма.

Актуальность проблемы национальной политики современного государства заключается в одиозности политических лидеров и их задач во внешней и внутренней политике.

Противоречивость и хрупкость современной цивилизации связана с вызовами постоянного противостояния государств, мировоззрений, научно-технических достижений. Национальный вопрос является камнем преткновения для многих политиков, стремящихся достичь власти либо удержать её. Актуальность патриотизма или космополитизма проходит через национальные противоречия.

Патриотизм или космополитизм, историческая личность или народные массы, народ или нация, национальный менталитет или общепланетарное мышление — вот те вопрос, которые для меня с одной стороны взаимосвязаны, с другой — противопоставлены друг другу.

С возникновением индустриальных общественных систем возникают новые формы межэтнической консолидации — нации. Нация — исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания.

Личность осознаёт свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы. Однако Шопенгауэр, рассуждая о мотивах национальной гордости, предполагает раскол на истинных и лжепатриотов.

Истинный патриот воспитывается в духе национального самосознания как памяти о прошлом, которая обуславливает поведение людей и помогает им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям и традициям. Такой тип гражданина будет толерантен к любой этнической культуре. Ему не важно, какого цвета кожи тот или иной человек и на каком языке он разговаривает. В нашей стране более 130 народов, которые представляют единую российскую нацию.

Межэтнические отношения — это отношения между этносами, охватывающие все сферы общественной жизни. Учёные выделяют 2 тенденции их развития: интеграция как сотрудничество народов и дифференциация как стремление к национальной самостоятельности. Национальная политика — составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Конституция РФ закрепляет право каждого человека пользоваться родным языком (ст. 26), запрещается пропаганда расового превосходства (ст. 29).

Опасность лжепатриотизма состоит в том, что идея любви к Отечеству, принадлежности к особой нации, сверхнации, может привести к появлению доктрины фашизма. Безусловно, нацизм возможен в тоталитарной системе.

Немецкий ученый Ханна Арендт в книге «Источники тоталитаризма» пишет, что в таком обществе «нет ничего выше государства, ничего против государства, ничего вне государства». Оно берет под свой контроль не только экономику, культуру, информацию, но и личную жизнь людей, не оставляя им «ниши» для свободной мысли и самостоятельного действия.

Велика в подобных условиях и роль главы государства. Он как бы воплощает в себе всю «мудрость, доброту и справедливость» власти. Да и сам лидер обычно отождествляет себя с властью, государством или партией. Так, Гитлер в 1935 г. заявлял: «Партия есть моя частица, а я — часть партии».

Синдром «убогого» человека, который гордится своей нацией, приведет к обожествлению вождя, доверяя ему и восхищаясь им.

Парадокс Советского Союза: несмотря на страх перед аппаратом насилия тоталитарного государства в сталинские времена, национальная политика, основанная на интернационализме, формировала любовь и уважение одного народа к другому. Самое главное доказательство успешности этой политики — это создание семей из представителей разных национальностей. Поэтому многие добровольно и безоговорочно поддерживали власть, считали её «своей», «родной». Люди отдают власти право распоряжаться своей жизнью и судьбой, взамен получают иллюзорное чувство защищенности.

Недавно в параллели 9 классов мы провели круглый стол на тему «Космополитизм или патриотизм?». Основой для дискуссии были статья Л. Н. Толстого «Патриотизм или Мир?», написанная в 1895 году, и выступление В. Путина в октябре 2012 г. по вопросам нравственного и патриотического воспитания. В ходе нашего спора возник проблемный вопрос: «Почему патриотов большинство, а космополитов меньшинство?» Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Космополитизм — мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.

Неожиданной для нас была позиция Л. Н. Толстого: патриотизм не может быть хорошего, так как это чувство производит войну. Чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм.

Анализ выступления В. В. Путина убеждает в том, что патриотизм — это фундамент нашего будущего. Борьба за минеральные ресурсы идет одновременно с борьбой за наше мировоззрение — утверждает Путин.

Мой личный выбор был сложный. Мне импонирует космополитизм — отказ от милитаризма как образа жизни человечества, идеология мирового гражданства. Однако патриотизм и ценности космополитизма не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют и развивают друг друга.

Таким образом, для современного мира, в котором 90 % народов живут в многонациональных государствах, позиция лжепатриотизма может привести к очередному мировому вооруженному конфликту.

Принципы национальной политики России основаны на запрещении любых форм ограничения прав граждан по национальным признакам. Правовая культура, толерантность, уважение к традициям малых народов формирует гражданскую позицию современного человека. Убогий человек — это приоритеты тоталитарной модели государства, где строится новое гражданское общество и патриотизм.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная политика, патриотизм, убогий человек, государство, космополитизм, нация.


Задать вопрос