Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наука как феномен культуры

Философия
28.11.2016
3409
Поделиться
Библиографическое описание
Азнагулов, Д. Р. Наука как феномен культуры / Д. Р. Азнагулов, Э. Р. Семенова, Р. М. Хабибуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 808-810. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35886/.


Наука как феномен культуры

Азнагулов Денис Раисович, магистрант;

Семенова Эльвира Разифовна, доцент;

Хабибуллин Рузель Муллахметович, старший преподаватель

Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)

Характерной особенностью последних трех столетий является нарастающее влияние науки. Если в конце XIX века количество ученых в мире исчислялось несколькими тысячами, то сейчас счет пошел на миллионы. Наука все глубже проникает в промышленность, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, сферу образования. Научные знания стали обязательным компонентом мировоззрения большинства жителей нашей планеты. Претензии науки на доминирующее место в культуре, ставшие явными уже в середине XIX века, с особой остротой выдвинули проблему разработки теории развития науки [1]. Появляется философия науки, разрабатываемая не только профессиональными философами, но и представителями наиболее развитых отраслей науки — физики, математики, биологии. В центре науковедческих работ стоят проблемы определения критериев научности знания, внутренних и внешних причин его развития, психологических закономерностей научного творчества, истории и логики науки.

Философия и методология науки начинается с вопроса «Что такое наука?». Несмотря на кажущуюся ясность этого вопроса, однозначного определения науки нет. А. И. Ракитов предлагает определять науку через предмет ее исследования: «Наука есть система знаний о законах, свойствах и отношениях тех или иных объектов» [2, с. 26]. Однако многие науковеды считают, что наука — это определенный вид деятельности людей, что и необходимо отразить в ее определении. Например, В. С. Степин считает, что «наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» [3, с. 673]. Этой точки зрения придерживается и ряд других известных отечественных философов. На наш взгляд, определение науки как вида деятельности больше подходит для научного познания, которое является процессом получения знания. Но наука включает в себя и результат познания, то есть знания. Тогда лучше ее определить следующим образом: наука — это сфера культуры, включающая в себя деятельность по производству теоретически систематизированных знаний о мире и человеке, а также результаты этой деятельности.

Ряд авторов обращает внимание и на определение науки как социального института. При таком понимании науки внимание акцентируется на её социальной природе. В этом аспекте она рассматривается как система научных организаций и сообществ людей, регулируемых определенными нормами и ценностными ориентациями. В качестве социального института наука стала формироваться в Европе Нового времени, когда занятия наукой превращаются в профессиональную сферу деятельности человека, когда профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Именно в XVII-XVIII вв. в европейских городах появляются первые научные сообщества, возникают академии, начинают издаваться научные журналы. К концу ХХ века количество занятых профессиональной научной деятельностью людей превысило в мире 5 миллионов человек. По данным ЮНЕСКО число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90 % от общего количества ученых за всю историю развития науки. Эти люди производят огромный массив научной информации, необходимой для нормального функционирования общества. Современная наука включает в себя более 14 тысяч дисциплин, ежегодно издаются миллионы научных книг, а по количеству сайтов в Интернете она нисколько не уступает таким сферам культуры, как искусство, религия и образование. Как социальный институт наука все глубже связывается с другими социальными институтами — политическими, военными, правоохранительными, экономическими и т. д.

Для успешного функционирования наука нуждается в хорошей материальной базе — лабораториях, экспериментальном оборудовании, средствах обработки и хранения информации и т. п. Кроме того, современная наука представляет собой и хорошо налаженную систему подготовки научных кадров (аспирантура, докторантура, стажировки, олимпиады, специализированные советы по защите диссертаций, гранты и т. п.).

Итак, как социальный институт наука включает в себя: а) научные учреждения, школы, сообщества и другие формы организации; б) занятых производством научных знаний людей; в) научное оборудование — приборы и другое лабораторное и экспериментальное оборудование; г) систему научной информации — научные журналы, библиотеки и т. п.; д) систему подготовки кадров.

Современная наука тесно связана с другими сферами жизни общества. Еще Ф.Энгельс заметил, что математика возникает в древности в силу необходимости в измерении площадей и объемов. Далее он делает вывод, что потребности практики развивают науку намного быстрее, чем десятки университетов. Классик марксизма здесь совершенно точно указывает на одну из важнейших черт науки — ее связь с материальным производством. Действительно, наука возникает, прежде всего, как инструмент решения возникших в материальной жизни человека проблем: повышения производительности труда, создания качественно новых предметов с заранее заданными свойствами, машин и т. п. С другой стороны, уровень развития материального производства существенным образом влияет на науку. Общества с высоким уровнем развития техники и технологии больше нуждаются в новых научных разработках, специалистах высокой квалификации, имеют бóльшие возможности выделения материальных средств на научные исследования. Например, ныне при крупных промышленных предприятиях, как правило, создаются научно-исследовательские центры по совершенствованию и созданию новых технологий, ведется экспериментальная работа. Главным образом эти центры заняты практической реализацией научных идей и работают по схеме «научное открытие → изобретение». Внедрение науки в производство коренным образом изменяет и требования к работнику: кроме соответствующего образования от него требуется знание техники, поощряется творческая активность. Кроме того, развитие производства, в свою очередь, создает мощную техническую базу, которая используется в научных исследованиях.

Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов связана с политической сферой жизни общества. Особенно сильное влияние политика оказывает на гуманитарные науки. Многие еще помнят те времена, когда при обкомах КПСС существовали отделы науки и образования, которые фактически полностью контролировали научную жизнь. Однако влияние политики на науку сохраняется в любом обществе, что вытекает из сущности политики, ее направленности на организацию всей жизни общества и контроль над ней. С другой стороны, так называемые политические технологии создаются с учетом современных достижений науки, прежде всего, социальной психологии, политологии, социологии [4].

В духовной сфере общественной жизни научные идеи часто пересекаются с религиозными. В связи с развитием паранауки, эзотеризма в конце ХХ века приобретает актуальность проблема взаимоотношения науки и религии. Основные различия между этими двумя сферами духовной жизни наблюдаются в решении двух вопросов: а) религия признает существование двух реальностей — материальной и духовной, отдавая приоритет духовному. Наука признает существование только одной реальности — материальной, а духовное считает производным материального; б) основным средством получения базисного знания религия считает откровение, а наука — рациональное мышление человека. В современной религиозной философии нередко слышатся призывы не противопоставлять эти два феномена культуры. Так, представители неотомизма (Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.) предлагают рассматривать науку и религию как два разных способа постижения мира, дополняющих друг друга [5; 6]. В мусульманской философии эта идея представлена в виде концепции двойственности истины, разработанной еще Ибн-Рушдом, согласно которой наука и религия — это два вида знания об одном и том же, но использующиеся в разных целях: науке эти знания нужны для объяснения мира, а религии — для воспитания человека [7; 8].

Несмотря на связь науки с другими сферами культуры, она обладает относительной автономностью. Самостоятельность науки проявляется в наличие своей цели, средств и методов исследования, внутренних закономерностях развития, а также в ряде отличительных свойств, которые хорошо рассмотрены в современной философии науки. В. И. Вернадский считал, что наука обладает большей самостоятельностью, независимостью от исторических условий, чем религия, искусство и философия.

Однако следует иметь в виду, что наука не есть панацея для решения всех человеческих проблем. На это обращает внимание философия постмодернизма, прежде всего, такой ее видный представитель, как Ж. Деррида [9; 10]. Не существует, например, и научно-рациональной концепции научного творчества [11; 12].

Литература:

  1. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
  2. Ракитов А. И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969. 206 с. С. 26.
  3. Степин В. С. Наука // Всемирная энциклопедия: Философия. М.: Аст, Мн.: Харвест, 2001. 1312 с.
  4. Хамитов Р. З., Семенова Э. Р. Наука как социальный институт // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 149–151.
  5. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  6. Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793–795.
  8. Халиков Р., Семенова Э. Р. Наука и религия как единство противоположностей // Вестник научных конференций. 2016. № 2–5 (6). С. 131–133.
  9. Rakhmatullin R. Postmodernism in philosophy // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 313–316.
  10. Рахматуллин Р. Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129–137.
  11. Столетов А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.
  12. Лукманова Р. Х., Столетов А. И. О даосско-буддийской трактовке сущности творчества // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 1. С. 94–105.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 808-810):
Часть 8 (cтр. 725-823)
Расположение в файле:
стр. 725стр. 808-810стр. 823

Молодой учёный