Пропаганда как общественное явление | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (76) февраль 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, А. Э. Пропаганда как общественное явление / А. Э. Яковлева, В. П. Левицкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 2 (76). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/young/archive/76/4080/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: пропаганда, общественное явление, информация.

Введение

В наше время довольно часто можно услышать термин «пропаганда», он появляется много где: в информационных статьях, телевизионных программах и даже в речи обычных людей. Пропаганда является значимым общественным явлением, так как это эффективная форма влияния на общественное сознание. С помощью различных методов пропаганда достигает своей цели, а именно — укоренения какого-либо суждения, мнения в обществе, на которое эта пропаганда нацелена. Все эти методы сводятся именно к распространению информации, которая имеет огромное значение в нашем мире, информация — основа всего, основа пропаганды. Поэтому пропаганда является важным общественным явлением, ведь она манипулирует тем, что имеет огромную важность, а, как известно: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

Актуальность моего исследования состоит в объяснении значения термина «пропаганда», выявлении особенностей этого общественного явления и его значения для общества.

Цель исследовательской работы — изучить пропаганду как общественное явление.

Задачи исследовательской работы:

  1. Из разных источников получить информацию о пропаганде, её истории, видах пропаганды и способах её воздействия;
  2. Найти примеры различных видов пропаганды и разобрать их;
  3. Сделать вывод о проделанной работе.

Глава 1. Общие сведения о пропаганде

1.1. Понятие пропаганды

Пропаганда — распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.

Изначально термин «пропаганда» был нейтральным и использовался для обозначения массового распространения информации, однако впоследствии термин приобретал всё более негативное значение для масс и стал ассоциироваться с манипулированием и дезинформацией.

На данный момент пропаганда представляет собой донесение информации через манипулятивные средства, специальные риторические и психологические приёмы, которые должны остаться незамеченными публикой. Нередко используются избирательное преподнесение фактов, аргументов, символики, при которых, по мнению распространителей, достигается необходимый эффект, также возможно искажение фактов или их умалчивание.

1.2. История пропаганды

«Пропаганда» как термин в течение своего существования несколько менял своё общепризнанное значение. До XVI века он использовался в латинском языке для обозначения размножения растений и животных. А в 1627 году Папа Римский Урбан VII основал религиозную организацию «Collegium de propaganda», целью которого являлось обучение миссионерской деятельности. Само слово с латинского языка переводится как «то, что должно распространяться», таким образом, в смысловое значение слова «вера» тоже происходят изменения. В 1718 г. пропаганда пришла и в английский язык с тем же религиозным значением, которое она сохранила на весь XVIII век и большую часть XIX века. Но уже во второй половине XIX века начали появляться высказывания с термином «пропаганда», которые имели нерелигиозный характер или религиозный характер в малой степени, например: «Мы не боролись за пропаганду монархических принципов» (Fraser s Magazine, 1844 год), «Пропагандистские собрания будут проводиться в клубе на Каугейт-стрит и в Институте Труда» (The Worlds, 6 января 1899 года) и т. д. Но это термин всё ещё оставался сугубо научным, не часто употреблялся в речи обычных людей. Бóльшую популярность в использовании термин обрёл во время Первой мировой войны, теперь он ассоциировался с военной сферой, примерно в это же время слово получило и политическую окраску. С этого момента термин стал употребляться в крайне негативном значении. Сейчас к слову «пропаганда» уже нет такого отрицательного отношения, но и до конца он себя не обелил, у большинства он всё ещё ассоциируется только с ложью и манипуляциями.

1.3. Виды пропаганды

Существуют несколько классификаций видов пропаганды: классификация в зависимости от цели пропагандиста изменить активность аудитории, классификация по факторам распознавания источника и достоверности информации, существует также классификация по Ж. Эллюлю.

Классификация видов пропаганды в зависимости от цели пропагандиста изменить активность аудитории:

— Агитационная пропаганда — пропаганда, мотивирующая аудиторию на определенный конечный результат, обычно подразумевает большие изменения в активности аудитории;

— Интегративная пропаганда — пропаганда, пассивирующая аудиторию, которая делает так, чтобы она приняла тот или иной факт без всяких сомнений/возражений.

Классификация видов пропаганды по факторам распознавания источника и достоверности информации:

— Чёрная пропаганда — пропаганда, при которой источники скрываются или являются ложными, информация является ложной, чаще всего демонизирует своего врага;

— Серая пропаганда — пропаганда, являющаяся серединой между белой и чёрной, её источник может быть как скрытым, так и известным, а точность точно не установлена.

— Белая пропаганда — пропаганда, предоставляющая более-менее достоверную информацию из достоверных источников, в основном выставляет источник пропаганды в лучшем свете, используется для продвижения каких-либо взглядов или идеологий.

Ж. Эллюль рассматривал явление пропаганды с психологической и социологической точек зрения. В своём труде «Феномен пропаганды» он ввёл парные категории пропаганды, которые противоположны друг другу [104–144].

Классификация видов пропаганды по Ж. Эллюлю:

— Политическая — Социологическая: политическая пропаганда подразумевает под собой воздействие государства, администрации или политической партии на общество с целью изменить его поведение, цели и задачи пропаганды определяются ими же, ориентированы на конкретный результат; социологическая пропаганда направлена на создание новых обычаев и образа жизни, новой модели культуры, эта пропаганда почти не осязаема, зачастую носит самопроизвольный характер поэтому часто за пропаганду не принимается [1, с. 105–118];

— Агитационная — Интеграционная (пропаганда сотрудничества): агитационная пропаганда побуждает к действию, мотивирует на определённый конечный результат; интеграционная пропаганда (пропаганда сотрудничества) подразумевает под собой вовлечение в систему, чтобы общество приняло пропагандируемую информацию без особых потрясений и сомнений [1, с. 119–131].

— Вертикальная — Горизонтальная: вертикальная пропаганда — пропаганда, при которой «верхушка» осуществляет пропаганду в сторону «низов» с помощью СМИ; горизонтальная пропаганда — пропаганда, при которой информация распространяется в группе равных по статусу людей с помощью их коммуникации [1, с. 132–138];

— Рациональная — Иррациональная: иррациональная пропаганда призвана воздействовать на чувства и эмоции человека, она доносит до человека информацию посредством эмоционального давления; рациональная пропаганда доносит информацию с помощью графиков, статистики, материалов, подтверждающих подлинность информации, что в совокупности можно назвать рациональной аргументацией [1, с. 139–144].

Глава 2. Примеры пропаганды

2.1. Рок в СССР

Рок в СССР — довольно типичный пример социологической пропаганды. Эта пропаганда создала новую модель культуры, не имея при этом конкретной цели и идейного лидера, имеет место быть и непреднамеренный характер пропаганды.

Пропаганда американской культуры всегда была активна, в большинстве стран мира она осуществлялась через кинематограф. Но в СССР наибольшее распространение получила рок-музыка, так как активное распространение видеомагнитофонов началось с перестройкой, но у большинства граждан СССР уже имелись аудиомагнитофоны, что позволяло массово копировать и воспроизводить музыку. Рок-музыка несёт в себе идею раскрепощения и свободы, что начали активно перенимать советские исполнители, создавая позже свой уникальный стиль, который всё ещё остаётся узнаваемым среди фанатов рока. Но посыл свободы и самовыражения оставался на месте.

Социальная пропаганда, как и музыка, стала действовать на разум и чувства, вовлекая общество в новую культуру, создавая новый образ жизни.

2.2. Политическая пропаганда в Китае

С 1950-х годов главным оружием китайской политической пропаганды стали лозунги. Плакаты с лозунгами, выдвинутыми партией, были развешаны везде, это должно было формировать политическое мнение граждан, соответствующее главной линии партии, например: «Да здравствует Коммунистическая Партия Китая!», «Без Коммунистической Партии нет Китая!» и т.д. Политическая пропаганда была ориентирована на конкретный результат и спланирована Партией, что выявляет в ней именно политическую пропаганду.

В 1966 году была начата кампания по поддержанию революционного духа народа, фактической задачей которой являлось утверждение Маоизма как единственной государственной идеологии. Люди, фанатично преданные образу председателя Мао Цзэдуна, занимались поиском и разоблачением «классовых врагов». Вследствие нападений на культурные ценности и носителей старых традиций общество оказалось идеологически дезориентировано. Маоизм остался идеологическим фасадом, за которым скрывалась борьба за подлинную политическую власть, а правящая партия продолжила агитировать народные массы с помощью лозунгов и плакатов: «Уважать знания, уважать талант!», «Польза не для себя, а для окружающих!»

Основываясь на истории пропаганды, можно сказать, что только Китай обладает подобной гибкостью в манипулировании политическим сознанием граждан через пропаганду.

Вывод

Пропаганда является важным общественным явлением, так как влияет на мнение, образ жизни, поведение, мышление и эмоции общества. С помощью управления информацией пропаганда может управлять людьми, манипулировать ими для достижения целей пропагандиста, являющегося идейным лидером. Пропаганда может использовать совершенно разные методы воздействия на сознание общества, внедряя нужную информацию массам. Следовательно, общественное сознание и поведение общества сильно зависит от осуществляемой в его сторону пропаганды. Поэтому пропаганда как общественное явление так важна.

Литература:

  1. Жак Эллюль «Феномен пропаганды» [Перевод с французского Г. Шариковой. — СПб.: Алетейя, 2023]
  2. Феллоуз Эрвин ««Пропаганда»: история слова» в переводе И. П. Зыряновой, [электронный ресурс], 2009, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-istoriya-slova/viewer
  3. Энциклопедия Wikipedia [электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BF %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0
  4. Белоусов А. Б. «Что такое социологическая пропаганда?» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы, [электронный ресурс], 2018, URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.3.07
  5. Ю. О. Макарова «Лозунги как инструмент политической пропаганды и агитации китайского государства» // Вестник Забайкальского Государственного университета, [электронный ресурс], 2014, URL: https://rucont.ru/file.ashx?guid=c5772ede-ffbd-4325-b1c3-db109b3e314d


Задать вопрос