Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (19) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 3943 раза

Библиографическое описание:

Кривова, П. А. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны / П. А. Кривова, А. С. Рыбалко, Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 5 (19). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/19/1301/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Изучая историю, мы часто сталкиваемся с понятием «война». За время существования России их было великое множество. Война многолика. Это не только сражение на фронте и работа в тылу, но это и духовный подвиг народа. Одним из средств, помогавших поднять боевой дух, была пропагандистская работа в войсках. Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал, что пропаганда стала одним из мощнейших средств по поддержанию настроений и формированию активной гражданской позиции.

Пропаганда является сложным явлением, целью которого является распространение сведений, направленных на формирование общественного мнения, взглядов, представлений, эмоциональных состояний [7]. Пропаганда может быть разных видов: политическая, социальная, религиозная и идеологическая. В предвоенные и военные годы в СССР важное значение имела именно идеологическая пропаганда. Так как СССР — это тоталитарное государство, стало быть, там господствовала единая идеология, которая пронизывала все стороны жизни общества. А поскольку все сферы жизни общества связаны, это коснулось «бумерангом» не только политики, но и отозвалось в духовной сфере. И именно пропаганда была направленна на укрепление патриотизма и межнационального единства народов страны. Поэтому в это время усиливается начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов.

Давайте вспомним, какой была роль пропаганды во время Первой мировой войны. Активная работа пропагандистского аппарата Антанты в годы первой мировой войны, нарастание темпов технического прогресса, способствовавшего развитию средств связи (в первую очередь радио), позволило сделать возможным быструю передачу нужной информации. Это в свою очередь дало возможность разработки новых методов эффективной пропаганды. Все это в сочетании с опытом руководства большими массами, привело к тому, что пропаганда была выбрана важнейшим ресурсом в борьбе против врага.

Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику [8]. Популярными средствами пропаганды стали советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Но пропаганда была характерной чертой не только советского режима, но и немецкого. Ведение нацистской пропаганды основывалось принципах, которые сформулировал сам Гитлер: — «пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум»;

‒          «излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов»;

‒          «чтобы лжи поверили, необходимо ее пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом» [9].

Почему Гитлер делал ставку на «массы», а не на элитарную часть общества? «Будь проще, и к тебе потянутся» — в этом принципе кроется главная идея классической пропаганды. «Массы», то есть в большинстве своем неграмотное, политически не подкованное население никогда не будет стремиться анализировать происходящее. «Массы» воспринимают информацию на эмоциональном уровне. А эмоциями легко управлять.

Поэтому делая ставку на большинство населения, расчет себя оправдал. Самым простым средством морально-психического давления были листовки, изготовленные в большом количестве. О масштабах тиражей можно судить по записи, сделанной Геббельсом в своем дневнике: «Около 50 млн. листовок для Красной Армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…» [10] (июнь 1941 года)

А что же советская контрпропаганда? В первые месяцы войны командование Красной Армии оказалось не готовым к активной работе контрпропаганды. Опасность немецкой пропаганды была явно недооценена, что позволило немцам на начальном этапе войны перехватить инициативу. С чем это могло быть связано? Возможно, Сталина и его окружение в заблуждение ввел пакт Молотова-Риббентропа. Ведь уже в первой статье договора звучат слова «Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами». Таким образом, условия данного договора могли ослабить бдительность советского руководства. Возможно, была и другая причина: недооценивание стратегической задачи Германии о молниеносной войне. А учитывая, что пропаганда в стране всегда была мощным оружием удержания власти, следовало предположить, что Гитлер может воспользоваться такой возможностью. А если еще и вспомнить слова Н. Макиавелли о том, что «для достижения цели все средства хороши», то и пропаганда как средство, ускоряющее победу, вполне могло сгодиться. Героизма советским войскам не занимать. Но Германия прекрасно знала о сталинском режиме, а, следовательно, предполагала, что недовольных много. А правильно сказанное «слово» порой является мощным оружием, которое может обеспечить деморализацию войска, и, возможно, станет еще одним шагом к победе.

Разгром фашистов под Москвой стал яркой точкой отсчета активного наступательного характера советской пропаганды. Чтобы подавить панику среди солдат, официальная власть формирует образ врага как жалкого и бесчеловечного монстра. Лейтмотивом советской пропаганды стала низкая, нечеловеческая сущность немецкого солдата для того, чтобы он перестал восприниматься как человек и его легче было убивать. В воззваниях были сильны мотивы мести, осознания несправедливости, защиты самого дорогого — своего дома и Родины.

Особую роль в осведомлении масс сыграли кино и радио как самый доступный и понятный способ, помогавший преодолеть безграмотность и просветить массы. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой должны были стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года. Именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года).

Также важную роль сыграли плакаты. Плакаты были разными по содержанию и по-разному передавали суть того или иного события. Часть плакатов была посвящена немецким политическим лидерам (особую популярность имела фигура Геббельса). Как правило они носили сатирический характер и высмеивали политиков. Другие плакаты описывали ужасы войны — убийства, насилия, грабежи. Подобные плакаты быстро распространялись по всему Союзу. Пропагандистские поезда и агитационные бригады, лекторы и художники помогали распространять информация в учебных заведения, больницах, заводах, в военных рядах. А главное, что они носили простой и одновременно яркий и запоминающийся характер. Часто подобные материалы сопровождались колкими стихами.

Так пропаганда перерождается в нечто качественно новое. Принцип пролетарского интернационализма ушел в прошлое. Классовые ценности переросли в понятие, сближающее весь народ — «Родина», «Отечество». Работа пропагандистских органов сумела сделать главное — поселить в сознании людей непримиримое отношение к чуждому, варварскому образу жизни врага, которая в сочетании с проявленной доблестью солдат стала одним из главных факторов на пути к победе.

 

Литература:

 

  1.      С. Мошкин. Пропаганда разложения — грязное дело/Журнал «Урал», № 5. 2005
  2.      Выстояли и победили: документы и материалы. Москва, 1966.
  3.      Газета в бою. Москва, 1942.
  4.      Оружием правды. Москва, 1971.
  5.      Саченко И. И. Война и публицистика. Минск, 1980.
  6.      Георгиев В. А., Орлов А. С. История России. М., 2008.
  7.      А.Ю. Чернышева. Современная пропаганда: модели, методы, психологические эффекты// Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. М., 2017.
  8.      «Третий фронт»: как советская пропаганда победила пропаганду Геббельса// Русская семерка. М., 2018.
  9.      Адольф Гитлер. Моя борьба. «Т-ОКО».1992, с. 150
  10. Б.Н. Ковалев. Содержание и организация нацистской пропаганды// Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941—1944
Основные термины (генерируются автоматически): пропаганда, Красная Армия, советская пропаганда, СССР, боевой дух, мировая война.


Задать вопрос